Общая характеристика педагогической профессии

План

1. Возникновение и становление педагогической профессии.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Перспективы развития педагогической профессии.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Ученые считают, что воспитание и обучение относятся к древнейшим видам социокультурной деятельности человека. И в самом деле: человеческий детеныш при рождении – самый беспомощный из всех живых существ. Он долго нуждается в помощи взрослых, в их поддержке, уходе, а затем в специальном обучении и воспитании, без чего он не может приспособиться к жизни и стать самостоятельным.

Именно помощь взрослого, передача взрослым ребенку необходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимы для дальнейшей жизни явилось прообразом педагогической деятельности, ставшей впоследствии делом специально подготовленных людей. Таким образом, корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человечества в таком виде деятельности была обусловлена необходимостью сохранить род, ибо, как писал Д.Б. Эльконин, общество без детских популяций – умирающее общество.

В значительной степени мы можем лишь догадываться, каковы были истоки педагогической деятельности (обучения и воспитания) в далекой древности. Мы можем судить об этом также по результатам этнографических исследований воспитания у тех народов, которые еще не интегрировались в мировую цивилизац3ию и у которых сохранился образ жизни, предполагающий следование традициям родоплеменного общества, обучение и воспитание младших старшими членами общества.

С. 28 (Сластенин)

Но и примитивном обществе возникает потребность в специализированном обучении и воспитании. Появляются люди, которые знают свое дело лучше других, - мастер своего дела, знающие его тайны, секреты, основы. Их знания и умения в своей области превосходят знания и умения других людей. Именно поэтому возникает феномен учительства-ученичества, возникают роли учителя и ученика, возникают особые взаимоотношения, благодаря которым опыт, знания, мудрость учителя как бы «перетекают» в ученика.

В глубокой древности накопленный опыт передавался в процессе выполнения трудовой деятельности (на основе подражания ребенок учился охотиться, ловить рыбу), а также в процессе культовых ритуалов. С возникновением орудий труда появилась необходимость в специальной передаче умений и навыков их изготовления. С этой целью старейшины рода образовали в современном понимании социальную группу людей – воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовке к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования наследуемого жизненного опыта. В этом состоит объективный смысл возникновения педагогической профессии.

Слово «воспитатель» происходит от слова «питать». В современных словарях воспитатель – человек, занимающийся воспитанием кого-то, принимающий ответственность за условия жизни и развития личности человека. Слово «учитель» появилось позже и обозначает человека, который специально организует деятельность детей по приобретению знаний, умении и навыков. Такая деятельность получила название обучения.

Первые школы возникли в странах Древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества («дворцовая школа», школы грамматистов и кифаристов, палестра – школа борьбы).

В первой половине II века до н. э. в связи с ростом культуры, науки и искусства в жизни общества возникают грамматические школы, а позднее (начало и середина I века до н.э.) – риторские школы. Этим школы давали широкое общегуманитарное образование.

В период Средневековья в области просвещения господствовала церковь. В этот период имелись школы 3-х типов: монастырская, соборная, приходская. Учителями в них обычно назначались монахи, имеющие склонность к педагогической профессии. С развитием ремесленного производства, торговли, ростом городов появляются цеховые, гильдейские, а позднее городские школы.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителями. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая уважение к личности наставника.

В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического образования (в России в конце 18 века) определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования. Наряду с этим в 18-19 вв. в дворянских и буржуазных семьях получают распространение домашние учителя (гувернеры).

С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единственная и неделимая функция. Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Наши рекомендации