Общая характеристика педагогической профессии

Особенности педагогической профессии. Профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества (А.К. Маркова). Педагогическая профессия относится к типу профессии «человек – человек». Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она не только реализует связи, отношения, взаимодействия людей, а преобразует их, обеспечивает их управление.

Готовность учителя к педагогической деятельности определяется профессионально-ценностными ориентациями: избирательными отношениями к педагогической профессии, личности воспитанника, самому себе; гуманистическими социально-профессиональными установками: на избранную профессию как образ жизни и способ ее творческого проживания; на человека как цель; на развитии рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения.

Умение общаться является профессионально необходимым качеством в профессии учителя. Если у учителя не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности.

Профессия учителя требует от него специальных знаний об ученике. Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которой он руководит. Педагогическая профессия требует от учителя двойной подготовки — человековедческой и специальной. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что по своей природе она имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Педагогическая профессия несет в себе исторически две социальные функции — адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция заключена в том, что учитель должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо включаться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Однако, воспитывая слишком адаптированного члена общества, учитель не формирует в ученике потребности целенаправленного изменения как самого себя, так и социума.

Гуманистическая функция педагогической профессии отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, а взаимодействие «воспитатель – воспитанник» основано на взаимном уважении, справедливости, любви.

Гуманистические идеи, зародившиеся еще в античности, получили свое развитие в философии и педагогике представителей Возрождения (Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень и др.), которых объединило то, что вместо религиозной аскетической идеи о греховности плоти в центр внимания они поставили культ жизнерадостного, гармонически развитого и активного человека, умеющего ценить жизнь и наслаждаться ею.

В эпоху Просвещения немецкий педагог Ф.А. Дистервег разработал профессиональный кодекс педагога, имевший ярко выраженную гуманистическую направленность и включавший в себя следующие основные нормы поведения: учитель должен иметь собственное, самостоятельное мышление и верить в самого себя, чтобы суметь подняться над пассивной верой в авторитеты; стремиться к твердым принципам, применять их на практике и выработать свой «характер»; при всех обстоятельствах сохранять спокойствие духа и совести, не увлекаться бурной деятельностью партий и не придавать школе тенденциозный характер; принимать по мере сил и возможностей участие во всех гуманных стремлениях, которые соответствуют признанию учителя и воспитателя; содействовать всеми силами обучению, воспитывающему ум и сердце, развивать общение между учителями.

Международный вклад в развитие проблемы гуманизации образования был внесен прогрессивной русской педагогикой (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой и др.). Так, К.Д. Ушинский особое внимание обращал на характер отношений между учителем и воспитанником, полагая, что значимое влияние на ученика возможно оказать только при гуманных отношениях, дружеских контактах с ним, при этом, если учитель не любит детей и не может вызвать у них симпатии, то он должен оставить дело воспитания.

Один из основателей гуманистической педагогики за рубежом А. Маслоу, определяя сущность гуманистического воспитания, считал, что главная задача учителя состоит в том, чтобы «помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» определенную форму, продуманную кем-то другим заранее, априори. Учение, направляемое «извне», должно уступить учению, направляемому «изнутри», благодаря чему открывается путь к самоактуализации личности».

К. Роджерс доказал эффективность реализации выделенных им психологических принципов работы с клиентом на сферу обучения. Он отмечает, что если они становятся личностными установками учителя и находят воплощение в его педагогической деятельности, то способствуют становлению ученика как субъекта учения, ориентированного не на овладение суммой знаний, а на учение как на непрерывный творческий процесс, который одновременно становится процессом его саморазвития. Роджерсом отмечается, что учитель должен быть естественным в своих проявлениях, искренним другом, отбросившим ритуальную маску: «Он становится подлинной личностью для своих учеников, а не олицетворением требований учебной программы и не стерильным сосудом, по которому происходит как бы перелив знаний от одного поколения к другому».

Значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В.А. Сухомлинский. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. «Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека».

Таким образом, на современном этапе развития педагогической науки основная задача, стоящая перед педагогом, – это обучение детей и подростков умению жить, поскольку сама жизнь есть искусство самое важное и в то же время самое сложное для человека. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность, то есть процесс развертывания и осуществления всех потенций человека.

Коллективный характер педагогической деятельности. Суть его заключается в том, что степень сформированности ученика как личности на выходе из школы является результатом деятельности не столько одного учителя, сколько результатом совокупной деятельности педколлектива, семьи, других источников воздействий, в том числе и самого ученика, который по мере развития взаимоотношений между ним и учителем из объекта воздействия превращается в субъект взаимодействия.

Творческий характер педагогической деятельности. Деятельность учителя направлена на решение педагогических задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что учитель находится в режиме постоянного поиска и его деятельность не творческой быть не может. Творчески работающий учитель — это учитель, результат деятельности которого отличается качеством, новизной, оригинальностью, уникальностью. Ему присуща самостоятельность, умение предвидеть и прогнозировать развитие педагогического процесса.

Учитель с творческой изобретательной жилкой старается увлечь хотя бы отдельных учеников, пробудить в них силу и способность полностью раскрыть свои творческие наклонности. Для учителя с высокой творческой направленностью характерен такой уровень проникновения в профессию, при котором «мир работы» и «мир информации» взаимосвязаны. Они активно воспринимают информацию с помощью средств массовой коммуникации и используют в работе. Высоко оценивая информацию как средство воспитания и самообразования, учителя этого типа достаточно изобретательны. Для них полнота жизни, разнообразие впечатлений, широта интересов — личная и профессиональная необходимость.

Творческую личность учителя отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность как способность, отражающая глубинное свойство индивида, создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, быть инициативным, самостоятельным, способным к преодолению инерции мышления, обладать чувством нового и стремиться к его познанию, высокой потребностью в личностных достижениях, целеустремленностью.

Перспективы развития педагогической профессии. Характерной тенденцией сегодняшнего образования является внутрипрофессиональная дифференциация. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Круг людей, которые реально занимаются педагогической деятельностью в российской системе образования, чрезвычайно велик: воспитатель детского сада; школьный учитель; педагог - психолог; социальный педагог; воспитатель группы продленного дня; педагог дополнительного образования; вожатый в лагере труда и отдыха; преподаватель лицея, колледжа, техникума, училища; мастер производственного обучения; преподаватель вуза и т.д.

Круг новых педагогических специальностей растет, и это является следствием увеличения спроса на квалифицированное обучение и воспитание.

Педагогическая специальность — это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией.

Педагогическая специализация — определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Следующее основание для дифференциации специальностей — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст и т.д.).

Основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется, тем не менее, общими однородными элементами. Осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.

Новое педагогическое мышление.Модернизация содержания образования предполагает выделение в качестве его главной цели формирования нового педагогического мышления учителя, основанного на осознании сущности своей деятельности по решению образовательно-воспитательных задач, направленных на становление личности каждого ученика как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Общая и профессиональная культура педагога. Современные исследователи (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, Н.В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру как совокупность природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога. «Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» (В.Л. Бенин). Культура выступает средоточением духовности, энергии созидания, высшим критерием достижений в различных областях жизнедеятельности.

Следует различать культуру социума (совокупный продукт цивилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет персонифицированный характер и является достоянием конкретной личности. Культурный уровень личности определяется прежде всего мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процесс ее саморазвития и самосовершенствования. Общая культура педагога является показателем его квалификации и профессионального роста.

Поскольку носителем культуры, в том числе и определенных педагогических качеств, выступает конкретная личность с особым мировосприятием, складом характера, творческим потенциалом, эти качества приобретают индивидуальную окраску, что само по себе может дать дополнительный импульс для позитивного влияния на воспитанников. Уместно вспомнить неоднократно высказанную классиками педагогики мысль о безусловном приоритете учителя, воспитателя, его личного примера в системе средств педагогического воздействия. В. А. Сухомлинский писал, что ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. Ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действенным служением Родине.

Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это прежде всего его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т. д.

Культурным мы называем человека с широким спектром духовных и физических потребностей — в труде, познании, искусстве, спорте, общении с природой; обладающего достаточным научным, политическим, художественным кругозором; соблюдающего общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.

Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком опыт знания, дающего возможность представить целостную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.

Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чуткость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учебно-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жизни — предпосылки профнепригодности педагогического работника.

Одно из ведущих мест в общем развитии личности педагога занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром на основе критериев добра и зла. В истории культуры немало примеров на «золотое правило» морали (нравственности). К.А. Гельвеций соотносил его с любовью к людям и истине; Л. Бетховен - с добротой; Л.Н. Толстой — с желанием человека как можно больше давать другим. В «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери раскрыта нравственная сила «приручения», духовная общность воспитателя и воспитанника и высокая мера ответственности за это «приручение».

Нетрудно заметить, что во всех приведенных мнениях о сущности нравственности звучит мысль о служении людям, гуманности, заботе о благе ближнего. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.

Овладение культурой предполагает мобилизацию внутренних духовных сил и прежде всего — творческих способностей и умений — интеллектуальных, художественных, технических, социальных (организаторских, управленческих) и других. Известно, что нет учения без увлечения, как, впрочем, и воспитания без субъектной позиции воспитанника. Чтобы увлечь детей и взрослых интересным полезным делом, педагог должен обладать яркой индивидуальностью, развивать свои таланты и дарования в различных областях жизнедеятельности.

Примеры целенаправленной реализации в профессиональной работе общенаучного кругозора, широты духовных запросов, творческих способностей дают известные педагоги-мастера А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Еще в молодые годы А. С. Макаренко, будучи студентом Полтавского учительского института, а затем преподавателем, инспектором, заведующим колонией несовершеннолетних правонарушителей, изучал труды из различных областей естественных и гуманитарных наук, увлекался отечественной и западноевропейской классической литературой.

Впоследствии А.С. Макаренко благодаря глубокому знанию психологии, этики, эстетики, художественной литературы разработал психолого-педагогические, этические и эстетические основы воспитания в детском коллективе и семье.

В трудах В.А. Сухомлинского мы находим многочисленные экскурсы в разные сферы гуманитарного и естественно-научного знания, истории философии, культуры, искусства, что позволило автору исследовать педагогические проблемы в широком контексте мировой общественной мысли. Главным источником информации для него были книги. В музее-квартире В.А. Сухомлинского хранится богатейшая библиотека, включающая энциклопедические издания по разным отраслям науки, труды по философии, педагогике, психологии, искусству.

Таким образом, педагогическая культура личности не рождается в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продолжением.

Научная эрудиция как компонент педагогической культуры.Велико значение специальных знаний, научной эрудиции для продуктивной профессиональной деятельности учителя, воспитателя. Ведущая роль в научной подготовке педагога любой специализации принадлежит теоретическим, концептуальным идеям, овладение которыми позволяет ему осуществлять свои функции не путем проб и ошибок, а на основе достоверных данных науки и практики. Работник образовательного учреждения должен прежде всего глубоко разбираться в теории и истории педагогики, целях, содержании, методах учебно-воспитательной деятельности, в современных подходах к решению педагогических проблем. Ему необходимы также понимание социальных, культурологических, психологических аспектов становления человека как члена общества и как индивидуальности, знакомство с детской и возрастной психологией, физиологией, этикой, эстетикой и другими науками, помогающими глубже постигнуть закономерности формирования целостной личности.

Первостепенное значение имеет также свободное владение предметом, составляющим основное содержание профессиональной деятельности. Однако, для того чтобы биолог, историк, тренер могли успешно реализовать потенциал своей узкой специальности в учебно-воспитательной работе, они должны хорошо представлять себе конкретные методы и приемы преподавания. Поэтому особую область познания для педагога представляет цикл прикладных педагогических дисциплин — частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.

Молодому специалисту, пришедшему на работу в образовательное учреждение, надо иметь представление о федеральной и региональной системе народного образования, законодательных актах в этой сфере. Каковы государственные стандарты массовой школы сегодня? Чем различаются образовательные программы гимназий, лицеев, школ с углубленным и расширенным преподаванием тех или иных предметных циклов? Каков статус частных образовательных учреждений? Что такое дифференцированное, профильное обучение? Какие изменения претерпели за последние годы права и обязанности учителя? На эти и многие другие вопросы студент-практикант, выпускник вуза должны иметь вполне определенные ответы.

К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педагогической культуры мы относим также знания и умения исследовательского характера: способы изучения личности школьника; методику наблюдения и анализа урока, внеклассного мероприятия; инструментарий педагогического эксперимента. Обо всем этом педагог узнает на студенческой скамье, в процессе системного изучения основных курсов и факультативов по предмету своей специальности, педагогике, психологии, методике, а также дисциплин общеразвивающего, культурологического циклов.

Свой профессиональный кругозор можно обогатить не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеаудиторной самостоятельной работе, изучая специальную литературу, пользуясь энциклопедическими, толковыми, предметными словарями, справочниками, компьютером и другими источниками информации.

Ценностные ориентации как компонент профессиональной культуры педагога. В тесной связи с научной эрудицией и познавательными умениями учителя, воспитателя находятся его ценностные ориентации, составляющие особый блок индивидуальной педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориентациях педагога выражаются его профессиональная позиция, установки, взгляды.

Во многих педагогических сочинениях В. А. Сухомлинского отчетливо видна ориентация на воспитание духовности, человечности. Великий педагог отмечал, что некоторые специалисты переоценивают роль технических достижений и вообще естественно-научных знаний в определении содержания учебно-воспитательной работы. Не оспаривая важности естественно-научных знаний, писал он, надо в то же время думать и о другом, столь же важном — о содержании нравственного воспитания. «Век математики» — хорошее, крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека.

В современных условиях создания новейших информационных технологий с использованием кибернетики и электроники функции образования расширились. Сегодня образовательные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и молодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.

Однако культурологические аспекты образовательного процесса далеко не охватывают всех сторон формирования личности. За скобками нередко остаются такие черты выпускника, как гражданственность, социальная активность, готовность к общественно полезному труду, уважительное, доброжелательное отношение к людям, порядочность, ответственность и многое другое. А это уже предмет специальной кропотливой воспитательной работы. Так правомерно ли сегодня отодвигать воспитание на второй план, отводить ему более чем скромное место в образовательном учреждении? Ответ на этот вопрос будет зависеть от позиции педагога, его профессиональных убеждений.

Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитанника с перспективными линиями его развития, задачами социальной адаптации. Инструментарий такого наставника исключает методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Изучая теоретические основы педагогики, анализируя собственный опыт и практику своих коллег, учитель, воспитатель кристаллизует ведущую идею, «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности — «педагогическое кредо». Обычно оно формулируется в соответствии с личными убеждениями автора и имеет индивидуальный оттенок.

А.С. Макаренко в отношениях с трудными подростками исходил из тезиса: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему», имея в виду, что требование — особая форма доверия, «авансирования личности». По-иному звучит кредо В.А. Сухомлинского: «Главное в воспитании — верить в талант и творческие силы каждого воспитанника». Интересно сопоставить особенности ключевых позиций современных педагогов-новаторов.

Этика и эстетика педагогического труда.Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение). Как известно, этика (от греч. ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж.- Ж. Руссо, Льва Толстого, Р. Штайнера любить детей означало предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную свободу творческого самовыражения. И.Г. Песталоцци был верен принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды». Р. Оуэн, А.С. Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стремились научить их быть счастливыми в настоящей и грядущей жизни.

И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понимания невозможно добиться духовного единства педагога с детьми, которое В.А. Сухомлинский справедливо считал альфой и омегой учебно-воспитательного процесса.

Я.А. Коменский еще в эпоху позднего средневековья полагал, что все детские учреждения должны стать «мастерскими гуманности». Позднее об этом же писали П.П. Блонский, Н.И. Пирогов, М. Монтессори. Требование гуманного, т. е. чуткого, заботливого, бережного отношения к детям актуально и сегодня, когда в условиях экономической нестабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира подрастающее поколение нуждается в особой защите.

Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности.

Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т. д. В уставах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитанников названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию.

Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать ученику помощь в овладении программным материалом, общительность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность, душевную щедрость, искренность и сердечность отношений.

Чтобы обеспечить единство педагогических требований к формированию личности ребенка в семье и детском учреждении, молодому учителю, воспитателю следует избрать верный стиль и тон общения с родителями своих питомцев: не упрекать отца или мать в плохом воспитании «трудного подростка», отказаться от нравоучений и терпеливо, убедительно разъяснять причины возникшего конфликта и пути его разрешения. А главное — постоянно вести социально-профилактическую работу, искать эффективные формы плодотворного сотрудничества семьи и школы.

Своеобразный «этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами по работе предлагает А.С. Роботова. Представьте себя в такой ситуации. Вы, молодой специалист, выпускник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический коллектив. Советуем придерживаться нескольких правил:

- Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Постарайтесь внимательно разобраться в обстановке, достижениях и недостатках своих коллег — представителей разных поколений.

- Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, особенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.

- Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.

- Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего привести веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убедить оппонентов в их неправоте.

Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание — главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.

Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда — одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности. Эстетика (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве. Наиболее известны две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая. Сторонники одной концепции полагали, что «прекрасное должно быть постигнуто как идея» (Г.В. Гегель); другие, напротив, считали источником прекрасного объективную реальность (Д. Дидро, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский).

Более глубокую трактовку прекрасного, красоты дает Л. Н. Толстой, подчеркивая их объективно-субъективный характер. Красотой в смысле субъективном, писал Л.Н. Толстой в статье «Что такое искусство», мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение; в объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее.

Такой подход к пониманию сущности прекрасного разделяется многими современными философами. Он дает возможность уяснить личностный характер эстетического отношения, «механизм» благотворного влияния красоты на человека. Удовлетворяя потребность в прекрасном — «человечнейшую из всех человеческих потребностей» (С.Л. Рубинштейн), мы обогащаем себя духовно, постигаем сердцем и разумом высшие ценности. Следует помнить, что для педагога красота — не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе.

Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и детям получить наглядно-образное представление об идеале совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф.М. Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, побуждает следовать образцам.

Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Не случайно В.А. Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, искусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлетворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода — о «диалектике души», служат своеобразным учебником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного материала одухотворяет педагогический процесс, создает положительный эмоциональный настрой.

В-третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества учителя, воспитателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуть-чуть художником своего дела, поэтом, артистом. Работник образовательного учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры — «искусством переживания» и «искусством представления», уметь, пользуясь словами К.С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу независимо от личных обстоятельств.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагос» (пейда — дитя, ребенок, гогос — веду, что значит «детоводитель»). Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате педагогической деятельности и отношений, складывающихся в ходе этой деятельности. Предметом педагогики выступает педаго­гический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогика как наука изучает систему педагогических явлений, связанную с развитием и воспитанием индивида в результате сознательной целенаправленной деятельности. В самом общем виде эти явления описываются терминами «воспитание», «образование», «обучение». Поэтому предмет педагогики можно обозначить как исследование целенаправ­ленного формирования и развития личности в образователь­ном процессе. Педагогика- это наука, интегрирующая: 1) идеи, представ­ления, взгляды на стратегию (цели), содержание и тактику (тех­нологию) воспитания, обучения, образования; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образова­нием; 3) специальность, квалификация, практическая деятель­ность по воспитанию, обучению, образованию; 4) учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовс­кого педагогического образования. Углубленное изучение специфики взаимодействия научной, культурологической и творческой педагогики является перспек­тивным путем к созданию целостной педагогической теории. Современная педагогика выполняет две функции: общетеоре­тическую и практическую. Практика школ, учителей, творчески относящихся к своему делу, рождает новые интересные формы образовательной деятельности с детьми: формируется передовой педагогический опыт, создаются авторские научно-практические школы. Передовой опыт и достижения педагогической науки обес­печивают реализацию прогностической функции педагогики   Базовые категории педагогики Категориями науки называются ее предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Базовыми категориями педагогики как науки являются развитие, воспи­тание, образование, обучение. Развитие индивида - это процесс внутренне последова­тельного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенци­ала, сущности и назначения, становление его личности. Саморазвитие личности представляет собой детермини­рованное законами природного и социального бытия включение в процесс жизнедеятельности и жизнеобеспечения естественных индивидуальных сущностных сил и обеспечения за счет этого её поступательного изменения, переход на все более высокие стадии развития. В отечественной педагогике воспитание рассматривается в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле понимают как общественное явление, целью которого выступает передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание в узком смысле представляет собой сознательное, целенаправленное, систематически организованное воздействие на индивида, взаимодействие с ним, которое должно привести к заранее предполагаемым результатам, сформулированным в виде цели. В педагогике выделяют различные направления воспитания, которое определяется единством целей и содержания: умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое.
Обучение - это конкретный вид педагогической деятельности, в ходе которой под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обус­ловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося. Образование - это специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и само­развития, взросления и социализации. Система педагогических наук
История образования и педагогической мысли изучает развитие педагогических идей в различные исторические эпохи.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в разных странах
Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах
Общая педагогикаисследует общие закономерности, формулирует принципы, основные категории
П Е Д А Г О Г И К А

Схема 1. Система педагогических наук

Наши рекомендации