Методика психолого-педагогического самоанализа деятельности учителя.

Методика представляет собой схему наблюдения деятельности студента-практиканта на уроке. Фиксация данных наблюдений осуществляется сразу после окончания занятия. В колонке, в которой оцениваются действия студента, при наличии поведения, соответствующего каждому конкретному показателю, проставляется «+» в каждую строку. Причем «+» ставится только в том случае, если поведение студента действительно удовлетворяет требованию, сформулированному в пункте. Для получения более полной картины деятельности конкретного студента необходимо накопление данных по нескольким проведенным урокам. Студент оценивает себя сам.

    баллы
  1.     2.     1.   2.     1.     2.     1.     2.   1.   2.     1.   2.     I. Создание общих условий эффективного учебно-воспитательного процесса Обеспечение исходных условий достижения учебного эффекта на уроке: а) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы и т. д.), лаконичные и ясные; б) учебные пособия и ТСО, способствующие быстрому включению учащихся в работу; в) отсутствие ненужных задержек и отступлений во время урока.   Адаптация учащихся к обучению: а) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся; б) в необходимых случаях учитываются индивидуальные особенности школьников; в) для учащихся разных уровней успеваемости предоставляется возможность выполнения заданий адекватного уровня сложности.   II. Преподавательская компетентность Владение учебным предметом и методами обучения: а) информация и демонстрации соответствуют теме, точны, современны; б) без затруднений используются не менее двух форм или методов обучения; в) применяются оригинальные методы и приемы обучения.   Организация учебной деятельности в последовательности «жизненного цикла» (выступление, достижение, закрепление, интеграция): а) начало урока со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся и обеспечения необходимой мотивации); б) представление нового материала как ответа на поставленные ранее вопросы (предшествующие занятия, введение); в) завершение урока подведением итогов (соотнесением результатов с пройденным ранее, с другими предметами, жизнью).   III. Техника объяснений, письма и речи Использование устных и письменных объяснений: а) ключевые моменты урока получают отражение на доске; б) записи для учащихся аккуратны и разборчивы; в) построение и произношение устной речи правильны.   Разъяснение при непонимании материала учащимися: а) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями; б) пояснение с помощью аналогий и примеров; в) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений.   IV. Учебное взаимодействие Контроль и коррекция деятельности школьников: а) отделение оценки деятельности школьника от личного отношения к нему; б) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся; в) побуждение учеников к оцениванию и корректированию работы друг друга.     Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока: а) вопросы и предложения школьников воспринимаются с благодарностью; б) тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся; в) идеи ученика рассматриваются и реализуются на уроке.   V. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке Стимулирование интересов учащихся: а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор; б) предлагаются проблемные и продуктивные задания; в) урок опирается на использование жизненного опыта учащихся.   Помощь учащимся в выработке положительной самооценки: а) речь педагога свободна от сарказма и насмешек; б) конкретные учащиеся поощряются за хорошую работу; в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с трудностями на уроке.   VI. Поддержание приемлемого поведения в классе   Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке: а) использование приемов активизации внимания школьников; б) применение активных методов обучения; в) использование специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся.   Воздействия при нарушениях дисциплины: а) педагог не замечает мелких непреднамеренных нарушений; б) школьники, серьезно нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной, но взвешенной реакцией учителя; в) педагог по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы.                                                            

Определите уровень своего профессионализма с помощью ключа: сумма баллов

Менее 0,5 – недостаточный

0,51 – 0,8 – нормальный

0,81 – 1,1 – опытный учитель

Более 1,1 – мастер.

Приложение 2

Предлагаем на выбор варианты анализа педагогических ситуаций.

Первый вариантвключает следующие основные мо­менты анализа ситуаций:

1.описание возникшей ситуации, поступка (участники, ме­сто возникновения, действия участников и т.д.);

2.что предшествовало возникновению ситуации;

3.какие возрастные индивидуальные особенности участни­ков проявились в ситуации, их поведении, поступках; ситуация глазами ученика и учителя;

4. личностная позиция учителя в возникшей ситуации (от­ношение его к ученику), реальные цели учителя во взаи­модействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

5. что нового узнал учитель об учениках из ситуации, по­ступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

6. основные причины возникшей ситуации и ее содержание (ситуация деятельности, поведения или отношения);

7. варианты погашения, предупреждения и разрешения си­туации, корректировка поведения ученика, учителя;

8. выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации постав­ленных целей в настоящее время и на перспективу.

Второй вариант:

1. описание ситуации, ее участники;

2. определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликтную;

3. что помешало учителю сделать это (собственное эмоци­ональное состояние, присутствие свидетелей, растерян­ность, неожиданность, нехватка времени и др.);

4. какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал, оценка;

5. какую информацию получил учитель о своих педагоги­ческих успехах и просчетах, ошибки; варианты отношений с учеником после конфликтной си­туации.

Третий вариант:

  1. описание ситуации;
  2. причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт,
  3. его динамика;
  4. смысл конфликта для каждого из его участников;
  5. перспективные воспитательные и познавательные цели
  6. при разных вариантах разрешения ситуации

Наши рекомендации