Методика психолого-педагогического самоанализа деятельности учителя.
Методика представляет собой схему наблюдения деятельности студента-практиканта на уроке. Фиксация данных наблюдений осуществляется сразу после окончания занятия. В колонке, в которой оцениваются действия студента, при наличии поведения, соответствующего каждому конкретному показателю, проставляется «+» в каждую строку. Причем «+» ставится только в том случае, если поведение студента действительно удовлетворяет требованию, сформулированному в пункте. Для получения более полной картины деятельности конкретного студента необходимо накопление данных по нескольким проведенным урокам. Студент оценивает себя сам.
баллы | ||
1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. | I. Создание общих условий эффективного учебно-воспитательного процесса Обеспечение исходных условий достижения учебного эффекта на уроке: а) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы и т. д.), лаконичные и ясные; б) учебные пособия и ТСО, способствующие быстрому включению учащихся в работу; в) отсутствие ненужных задержек и отступлений во время урока. Адаптация учащихся к обучению: а) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся; б) в необходимых случаях учитываются индивидуальные особенности школьников; в) для учащихся разных уровней успеваемости предоставляется возможность выполнения заданий адекватного уровня сложности. II. Преподавательская компетентность Владение учебным предметом и методами обучения: а) информация и демонстрации соответствуют теме, точны, современны; б) без затруднений используются не менее двух форм или методов обучения; в) применяются оригинальные методы и приемы обучения. Организация учебной деятельности в последовательности «жизненного цикла» (выступление, достижение, закрепление, интеграция): а) начало урока со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся и обеспечения необходимой мотивации); б) представление нового материала как ответа на поставленные ранее вопросы (предшествующие занятия, введение); в) завершение урока подведением итогов (соотнесением результатов с пройденным ранее, с другими предметами, жизнью). III. Техника объяснений, письма и речи Использование устных и письменных объяснений: а) ключевые моменты урока получают отражение на доске; б) записи для учащихся аккуратны и разборчивы; в) построение и произношение устной речи правильны. Разъяснение при непонимании материала учащимися: а) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями; б) пояснение с помощью аналогий и примеров; в) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений. IV. Учебное взаимодействие Контроль и коррекция деятельности школьников: а) отделение оценки деятельности школьника от личного отношения к нему; б) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся; в) побуждение учеников к оцениванию и корректированию работы друг друга. Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока: а) вопросы и предложения школьников воспринимаются с благодарностью; б) тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся; в) идеи ученика рассматриваются и реализуются на уроке. V. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке Стимулирование интересов учащихся: а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор; б) предлагаются проблемные и продуктивные задания; в) урок опирается на использование жизненного опыта учащихся. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки: а) речь педагога свободна от сарказма и насмешек; б) конкретные учащиеся поощряются за хорошую работу; в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с трудностями на уроке. VI. Поддержание приемлемого поведения в классе Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке: а) использование приемов активизации внимания школьников; б) применение активных методов обучения; в) использование специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся. Воздействия при нарушениях дисциплины: а) педагог не замечает мелких непреднамеренных нарушений; б) школьники, серьезно нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной, но взвешенной реакцией учителя; в) педагог по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы. |
Определите уровень своего профессионализма с помощью ключа: сумма баллов
Менее 0,5 – недостаточный
0,51 – 0,8 – нормальный
0,81 – 1,1 – опытный учитель
Более 1,1 – мастер.
Приложение 2
Предлагаем на выбор варианты анализа педагогических ситуаций.
Первый вариантвключает следующие основные моменты анализа ситуаций:
1.описание возникшей ситуации, поступка (участники, место возникновения, действия участников и т.д.);
2.что предшествовало возникновению ситуации;
3.какие возрастные индивидуальные особенности участников проявились в ситуации, их поведении, поступках; ситуация глазами ученика и учителя;
4. личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
5. что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
6. основные причины возникшей ситуации и ее содержание (ситуация деятельности, поведения или отношения);
7. варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика, учителя;
8. выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Второй вариант:
1. описание ситуации, ее участники;
2. определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликтную;
3. что помешало учителю сделать это (собственное эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, нехватка времени и др.);
4. какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал, оценка;
5. какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах, ошибки; варианты отношений с учеником после конфликтной ситуации.
Третий вариант:
- описание ситуации;
- причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт,
- его динамика;
- смысл конфликта для каждого из его участников;
- перспективные воспитательные и познавательные цели
- при разных вариантах разрешения ситуации