Примерные комбинации действий для 1-й группы
Сабля | |
Партнер «А» | Партнер «Б» |
1. В разведке показывает обман по маске; | Бездействует |
Выяснив характер реакции насвой обман, — атакует по маске | Принимает удар по маске |
2. В разведке показывает удар по левому боку. | Закрывается 4-й защитой с шагом назад и восстанавливает дистанцию. |
Выяснив характер реакции на свой обман, проводит комбинацию: шаг вперед — обман по левому боку, удар по маске | Закрывается 4-й защитой с шагом назад и пытается защититься 5-м парадом и нанести обусловленный ответ |
3. Делает батман в 4-е соединение. | Реагирует отмашкой в 4-ю защиту. |
Атакует ложный батман в 4-е соединение с переносом удара на правый бок | Повторяет реакцию в 4-ю защиту и пытается закрыться 3-й защитой с последующим ответом |
Рапира, шпага | |
Из 4-го соединения, которым владеет партнер «А» | |
1. Показывает перевод | Стоя на месте, закрывается 4-й круговой защитой |
Выяснив характер реакции на свой обман, проводит комбинацию: удвоенный перевод | Повторяет защиту (круг 4), пытаясь перехватить развитие атаки, и далее 6-я защита — обусловленный ответ |
2. Показывает перевод | Закрывается 6-й и страхуется 8-й защитой |
Атакует: финт в 3-й сектор, финт во 2-й и колет с переводом вверх | Повторяет движения 6—8-й защит и пытается отразить третий перевод 4-й защитой с ответом прямо |
3. Показывает перевод | Закрывается круговой 4-й защитой и страхующей 6-й |
Атакует: удвоенный перевод — перевод | Повторяет реакцию на финт и пытается защититься 4-й защитой с последующим ответом |
4. Делает контрбатман в 6-е соединение | Отмашка в 6-е соединение и страховка в круговую 4-ю защиту |
Атакует: контрбатман в 6-е соединение и удвоенный перевод | Повторяет предыдущее и пытается защититься 4-й защитой |
Суть этих упражнений состоит в следующем. Фехтовальщики в полной тренировочной экипировке, построенные в две шеренги на заданную дистанцию, выполняют определенные соединения или позиции.
Тренер ставит обязательное условие: при проведении одного из разведывательных действий в виде обмана или захвата (батмана) одного из партнеров другой реагирует соответствующей защитой или контратакой. Выяснив характер реакции, нападающий, проведший разведку, в действительной атаке повторяет ту же акцию, что и при разведке, на которую защищающийся по условиям должен аналогично отреагировать, а атакующий незамедлительно после разведывательного действия с выпадом атакует избранной атакой в открывающийся сектор, обходя защиту и не допуская соприкосновения с ней. Атакованный на месте пытается закрыться 2-й защитой и нанести ответ.
Например, первые номера рапиристов (атакующие), не владеющие 4-м соединением, в виде разведки на месте неоднократно, медленно проводят показ укола с переводом в 3-й сектор (в будущем защищающийся партнер будет плавно реагировать на обман, — например, 4-й круговой защитой). Повторить несколько раз, пока у атакующего не сложится представления о конкретной логической атаке, позволяющей при данной защите (4-я круговая) от его обмана нанести укол. «Это удвоенный перевод», — решает нападающий. Мысленно представляет структуру выполнения и в тонкой технике, боевом темпе производит с выпадом удвоенный перевод уколом кнаружи. Атакованный помимо обязательной круговой защиты в 4-кг пытается дополнительно защититься прямой 6-й и дать ответ.
После успешного выполнения атакующий закрывается назад и снова предпринимает разведку — например в виде того же перевода, на что обороняющийся закрывается 6-й прямой защитой со страховкой в 4-ю. Атакующий избирает атаку уколом тремя переводами, оканчивающуюся в 3-й сектор, и т. д.
Защищающийся до исполнения атаки показывает одно и то же защитное действие, пока атакующий не поймет, какая атака от него требуется, мысленно не представит ее техническое исполнение и безупречно выполнит ее в боевом темпе.
Если атакующий не представляет себе приема, с помощью которого можно обойти защиты партнера, он принимает стойку «вольно», продумывает ситуацию и снова начинает ту же разведку до принятия окончательного решения по виду атаки. Атакующему категорически запрещается до действительной атаки показывать оружием пути его проникновения к поражаемой поверхности партнера.
Спортсменам 2-й и 3-й групп для быстрого переключения внимания с подготовки своей атаки на защиту можно ввести следующее условие: если боец, проведший разведку, долго размышляет над выбором результативной атаки, то его партнеру дается право самому атаковать, но так, чтобы обман был направлен в один сектор, а действительный укол (удар) — в противоположный (можно изменить и условия атаки), добиваясь тем самым переключаемости от подготовки атаки к экспромтным защитам.
Начальную фазу упражнений «разведка-действие» можно усложнить введением заранее обусловленного реагирования. Например, если партнер от финта прямо в разведке демонстрирует одну основную и две страхующие защиты, то следует ждать от него контратаку и применить перехват; если партнер продемонстрировал в разведке круговую защиту, то истинное его намерение — прямая защита, требующая в основной атаке уже не удвоенного, а двойного перевода, и т. д.
Развивая у атакующего представляемость о путях обхода защиты противника, можно приучить спортсмена к решительности и смелости в преднамеренных действиях, к быстрому переключению с одной атаки на другую, воспитать уверенность в успехе атакующей акции.
Тренеры во время упражнений на «разведку-действие» могут подавать голосовые команды только в начале обучения.
Для большей динамичности (для 2-й и 3-й групп) защищающийся партнер выполняет разведку в виде вызовов, захватов, медленных батманов с продвижением вперед, создавая защиты, затрудняющие выбор и проведение атакующих действий.
Методические указания
Упражнения на представляемость выполняются только после прочного усвоения структуры боевого приема, так как проведение их предусматривает не многократное повторение одного и того же боевого действия, как в индивидуальном уроке, а разнообразное чередование их (положение, типичное для учебного боя и боя вообще). Эти упражнения — высший этап взаимодействия партнеров на фоне тактики боевых действий — проводятся спортсменами 1-й группы. В индивидуальных уроках кандидатов и мастеров спорта СССР они должны занимать 10—20% времени от урока.
Тренер подбирает пары по принципу «сильный — слабый», где сильный, от которого требуется авторитет, большая дисциплинированность, лучшее знание изучаемого материала, выступает в роли защищающегося. Последний реагирует на разведку вначале в боевом темпе, постепенно снижая его до медленного, ожидая, пока ученик поймет, какое действие целесообразно в данной фехтовальной фразе, и выполнит его.
Контрольные нормативы для 1-й группы.
Упражнение 1. Найти пути поражения партнера при одинарных (с 3-й попытки разведки) и двойных защитах (с 4-й попытки) в верхних и нижних линиях, выполняемых прямо, полукругом и кругом.
Упражнение 2. То же с включением батманов и круговых защит (с 5-й попытки). Для старших разрядов первый и второй нормативы выполняются со 2-й попытки.
Упражнение 3. Найти пути поражения партнера в сложных, многотемповых, обобщающих защитах всех типов, простых и сложных контратаках, учитывая изменение дистанции со стороны партнера (с 3-й попытки).
Взаимоуроки
Взаимные индивидуальные уроки, на наш взгляд, не должны рассматриваться как аварийный запас на случай отсутствия достаточного количества штатных тренеров. Действующие спортсмены не только не должны избегать проведения индивидуальных уроков, а наоборот, в целях своей лучшей подготовки обязаны часть своего тренировочного времени посвящать работе в качестве тренера, так как этот вид парной работы способствует: а) выработке представляемости о движении клинка противника; б) расширению тактического кругозора и его части — боевого мышления (в роли тренера приходится действовать наоборот, с одновременным решением частной тактики приема за ученика); в) повышению эмоциональной заинтересованности, сознательного отношения к выполнению действий и раскрытию причин ошибок; г) устранению иждивенческих настроений у бойцов, полагающих, что. тренер собственноручно должен их «разминать», автоматически натаскивать на прием.
Положительная сторона взаимоуроков состоит и в увеличении плотности урока и контроле за работой, создании подлинно дружеской атмосферы взаимопомощи и привития вкуса к самостоятельной работе.
Суть взаимоуроков состоит в том, что один из партнеров на некоторое время общего урока становится «тренером», а другой выступает в роли «ученика».
На взаимоуроках выбираются 1—3 плохо получающиеся, в данный момент разучиваемые, совершенствуемые учеником элементы.
Только фехтовальщики 3-й группы при условии овладения тренерской техникой могут проводить взаимоуроки с включением в них сложных, продолжительных взаимодействий с вариантами подготавливающих и завершающих действий.
Основной принцип подбора пар во взаимоуроках — степень подготовленности занимающихся. Ученики могут быть равными по силе (рекомендуется, чтобы «тренер» и «ученик» периодически менялись ролями), или «тренер» по подготовленности должен превосходить ученика. Обязательное условие: элементы, отрабатываемые во взаимоуроках, должны быть хорошо усвоены на более ранней стадии обучения — на мишенях, в парных упражнениях.
Соупражняющиеся — в масках, «тренер» дополнительно защищен нагрудником, а в сабельном и шпажном уроках — рукавом.
Работа «тренера» во взаимоуроках требует большой представляемости о путях передвижения клинка партнера, знаний тактического применения данного боевого действия и техники его выполнения. Это усложняет работу «тренера», действующего в роли ученика. Практика показывает, что «тренеру», заказавшему ученику один боевой прием и выполняющему противоположные действия, необходима длительная специальная подготовка.
Техника «тренера» при совершенствовании атакующих действий может не отличаться от техники настоящего тренера. В работе же над защитными вариантами, ри-постами и контратаками «тренер» атакует из боевой стойки, применяя вместо подшагивания выпад с посылом вооруженной руки в настоящую атаку, т. е. сам тренирует наступательную комбинацию со скоростью, доступной «ученику», проигрывая партнеру только в тактике, получая за это уколы, удары.
В продолжительных уроках фехтовальщиков высшей квалификации техника работы «тренера» аналогична условной тренерской технике, в которую он только эпизодически вкрапливает боевые действия. Во всех случаях «тренер» всегда точно выполняет движение своим оружием, так как от качества его подачи непосредственно зависят точность и быстрота освоения приема его партнером.
Взаимоуроки организует тренер, который устанавливает время для их проведения, определяет боевые действия, определяет продолжительность взаимоуроков, подбирает пары и инструктирует «тренеров» во время общей разминки, проводимой подготовленным спортсменом.
Основная часть отдельных учебно-тренировочных уроков может быть посвящена только взаимным индивидуальным урокам, но, как правило, они сочетаются с другими методами проведения упражнений под контролем и руководством тренера, пресекающего случаи несерьезного поведения как «тренера», так и «ученика».
Контрольный урок проверки проводится в течение 1 — 3 мин, по преимуществу в поточном методе, где преподаватель имеет возможность видеть ошибки занимающегося и корректировать их. Повторяем, что длительные по времени индивидуальные уроки в 1-й группе исключаются, так как тренер должен обучать всю группу, а не перспективных учеников. Обучение и совершенствование учеников в групповом методе — процесс длительный, требующий максимальных сил и знаний преподавателя и, конечно, исключающий пассивное поведение «тренера-наставника».
Кроме «микроуроков» (индивидуальных) контрольные занятия могут занимать весь урок или часть его.
УПРАЖНЕНИЯ С ПРОТИВНИКОМ
В этой системе упражнений партнер выступает в роли активно противодействующего «противника», действующего с хитростью в объеме «тактики боевого приема», известного обоим соупражняющимся и использованного ими в пределах установленного порядка их выполнения.