Примерные комбинации действий для 1-й группы

Сабля
Партнер «А» Партнер «Б»
1. В разведке показывает обман по маске; Бездействует
Выяснив характер реакции насвой обман, — атакует по маске Принимает удар по маске
2. В разведке показывает удар по левому боку. Закрывается 4-й защитой с шагом назад и восстанавливает дистанцию.
Выяснив характер реакции на свой обман, проводит комбинацию: шаг вперед — обман по левому боку, удар по маске Закрывается 4-й защитой с шагом назад и пытается защититься 5-м парадом и нанести обусловленный ответ
3. Делает батман в 4-е соединение. Реагирует отмашкой в 4-ю защиту.
Атакует ложный батман в 4-е соединение с переносом удара на правый бок Повторяет реакцию в 4-ю защиту и пытается закрыться 3-й защитой с последующим ответом
Рапира, шпага
Из 4-го соединения, которым владеет партнер «А»
1. Показывает перевод Стоя на месте, закрывается 4-й круговой защитой
Выяснив характер реакции на свой обман, проводит комбинацию: удвоенный перевод Повторяет защиту (круг 4), пытаясь перехватить развитие атаки, и далее 6-я защита — обусловленный ответ
2. Показывает перевод Закрывается 6-й и страхуется 8-й защитой
Атакует: финт в 3-й сектор, финт во 2-й и колет с переводом вверх Повторяет движения 6—8-й защит и пытается отразить третий перевод 4-й защитой с ответом прямо
3. Показывает перевод Закрывается круговой 4-й защитой и страхующей 6-й
Атакует: удвоенный перевод — перевод Повторяет реакцию на финт и пытается защититься 4-й защитой с последующим ответом
4. Делает контрбатман в 6-е соединение Отмашка в 6-е соединение и страховка в круговую 4-ю защиту
Атакует: контрбатман в 6-е соединение и удвоенный перевод Повторяет предыдущее и пытается защититься 4-й защитой

Суть этих упражнений состоит в следующем. Фехто­вальщики в полной тренировочной экипировке, построен­ные в две шеренги на заданную дистанцию, выполняют определенные соединения или позиции.

Тренер ставит обязательное условие: при проведении одного из разведывательных действий в виде обмана или захвата (батмана) одного из партнеров другой реаги­рует соответствующей защитой или контратакой. Выяс­нив характер реакции, нападающий, проведший разведку, в действительной атаке повторяет ту же акцию, что и при разведке, на которую защищающийся по условиям дол­жен аналогично отреагировать, а атакующий незамедли­тельно после разведывательного действия с выпадом ата­кует избранной атакой в открывающийся сектор, обходя защиту и не допуская соприкосновения с ней. Атакован­ный на месте пытается закрыться 2-й защитой и нанес­ти ответ.

Например, первые номера рапиристов (атакующие), не владеющие 4-м соединением, в виде разведки на месте неоднократно, медленно проводят показ укола с перево­дом в 3-й сектор (в будущем защищающийся партнер будет плавно реагировать на обман, — например, 4-й круговой защитой). Повторить несколько раз, пока у атакующего не сложится представления о конкретной логической атаке, позволяющей при данной защите (4-я круговая) от его обмана нанести укол. «Это удвоенный перевод», — решает нападающий. Мысленно представля­ет структуру выполнения и в тонкой технике, боевом тем­пе производит с выпадом удвоенный перевод уколом кна­ружи. Атакованный помимо обязательной круговой защи­ты в 4-кг пытается дополнительно защититься прямой 6-й и дать ответ.

После успешного выполнения атакующий закрывается назад и снова предпринимает разведку — например в ви­де того же перевода, на что обороняющийся закрыва­ется 6-й прямой защитой со страховкой в 4-ю. Атакую­щий избирает атаку уколом тремя переводами, оканчи­вающуюся в 3-й сектор, и т. д.

Защищающийся до исполнения атаки показывает од­но и то же защитное действие, пока атакующий не пой­мет, какая атака от него требуется, мысленно не пред­ставит ее техническое исполнение и безупречно выпол­нит ее в боевом темпе.

Если атакующий не представляет себе приема, с по­мощью которого можно обойти защиты партнера, он принимает стойку «вольно», продумывает ситуацию и снова начинает ту же разведку до принятия окончатель­ного решения по виду атаки. Атакующему категорически запрещается до действительной атаки показывать оружием пути его проникновения к поражаемой поверхности партнера.

Спортсменам 2-й и 3-й групп для быстрого переклю­чения внимания с подготовки своей атаки на защиту можно ввести следующее условие: если боец, проведший разведку, долго размышляет над выбором результатив­ной атаки, то его партнеру дается право самому атако­вать, но так, чтобы обман был направлен в один сектор, а действительный укол (удар) — в противоположный (можно изменить и условия атаки), добиваясь тем самым переключаемости от подготовки атаки к экспромтным за­щитам.

Начальную фазу упражнений «разведка-действие» можно усложнить введением заранее обусловленного реа­гирования. Например, если партнер от финта прямо в разведке демонстрирует одну основную и две страхую­щие защиты, то следует ждать от него контратаку и при­менить перехват; если партнер продемонстрировал в раз­ведке круговую защиту, то истинное его намерение — прямая защита, требующая в основной атаке уже не удвоенного, а двойного перевода, и т. д.

Развивая у атакующего представляемость о путях обхода защиты противника, можно приучить спортсмена к решительности и смелости в преднамеренных действи­ях, к быстрому переключению с одной атаки на другую, воспитать уверенность в успехе атакующей акции.

Тренеры во время упражнений на «разведку-дейст­вие» могут подавать голосовые команды только в начале обучения.

Для большей динамичности (для 2-й и 3-й групп) защищающийся партнер выполняет разведку в виде вы­зовов, захватов, медленных батманов с продвижением вперед, создавая защиты, затрудняющие выбор и прове­дение атакующих действий.

Методические указания

Упражнения на представляемость выполняются только после прочного усвоения структуры боевого приема, так как проведение их предусматривает не многократное по­вторение одного и того же боевого действия, как в инди­видуальном уроке, а разнообразное чередование их (по­ложение, типичное для учебного боя и боя вообще). Эти упражнения — высший этап взаимодействия партнеров на фоне тактики боевых действий — проводятся спорт­сменами 1-й группы. В индивидуальных уроках кандида­тов и мастеров спорта СССР они должны занимать 10—20% времени от урока.

Тренер подбирает пары по принципу «сильный — слабый», где сильный, от которого требуется авторитет, большая дисциплинированность, лучшее знание изучае­мого материала, выступает в роли защищающегося. Последний реагирует на разведку вначале в боевом тем­пе, постепенно снижая его до медленного, ожидая, пока ученик поймет, какое действие целесообразно в данной фехтовальной фразе, и выполнит его.

Контрольные нормативы для 1-й группы.

Упражне­ние 1. Найти пути поражения партнера при одинарных (с 3-й попытки разведки) и двойных защитах (с 4-й по­пытки) в верхних и нижних линиях, выполняемых прямо, полукругом и кругом.

Упражнение 2. То же с включением батманов и кру­говых защит (с 5-й попытки). Для старших разрядов первый и второй нормативы выполняются со 2-й по­пытки.

Упражнение 3. Найти пути поражения партнера в сложных, многотемповых, обобщающих защитах всех типов, простых и сложных контратаках, учитывая изме­нение дистанции со стороны партнера (с 3-й попытки).

Взаимоуроки

Взаимные индивидуальные уроки, на наш взгляд, не должны рассматриваться как аварийный запас на случай отсутствия достаточного количества штатных тренеров. Действующие спортсмены не только не должны избегать проведения индивидуальных уроков, а наоборот, в целях своей лучшей подготовки обязаны часть своего трениро­вочного времени посвящать работе в качестве тренера, так как этот вид парной работы способствует: а) выра­ботке представляемости о движении клинка противника; б) расширению тактического кругозора и его части — боевого мышления (в роли тренера приходится действо­вать наоборот, с одновременным решением частной так­тики приема за ученика); в) повышению эмоциональной заинтересованности, сознательного отношения к выполне­нию действий и раскрытию причин ошибок; г) устранению иждивенческих настроений у бойцов, полагающих, что. тренер собственноручно должен их «разминать», автома­тически натаскивать на прием.

Положительная сторона взаимоуроков состоит и в увеличении плотности урока и контроле за работой, созда­нии подлинно дружеской атмосферы взаимопомощи и привития вкуса к самостоятельной работе.

Суть взаимоуроков состоит в том, что один из парт­неров на некоторое время общего урока становится «тре­нером», а другой выступает в роли «ученика».

На взаимоуроках выбираются 1—3 плохо получающиеся, в данный момент разучиваемые, совершенствуе­мые учеником элементы.

Только фехтовальщики 3-й группы при условии овла­дения тренерской техникой могут проводить взаимоуроки с включением в них сложных, продолжительных взаимо­действий с вариантами подготавливающих и завершаю­щих действий.

Основной принцип подбора пар во взаимоуроках — степень подготовленности занимающихся. Ученики могут быть равными по силе (рекомендуется, чтобы «тренер» и «ученик» периодически менялись ролями), или «тренер» по подготовленности должен превосходить ученика. Обя­зательное условие: элементы, отрабатываемые во взаимо­уроках, должны быть хорошо усвоены на более ранней стадии обучения — на мишенях, в парных упражнениях.

Соупражняющиеся — в масках, «тренер» дополнитель­но защищен нагрудником, а в сабельном и шпажном уроках — рукавом.

Работа «тренера» во взаимоуроках требует большой представляемости о путях передвижения клинка партнера, знаний тактического применения данного боевого действия и техники его выполнения. Это усложняет работу «трене­ра», действующего в роли ученика. Практика показывает, что «тренеру», заказавшему ученику один боевой прием и выполняющему противоположные действия, необходима длительная специальная подготовка.

Техника «тренера» при совершенствовании атакующих действий может не отличаться от техники настоящего тренера. В работе же над защитными вариантами, ри-постами и контратаками «тренер» атакует из боевой стой­ки, применяя вместо подшагивания выпад с посылом вооруженной руки в настоящую атаку, т. е. сам тренирует наступательную комбинацию со скоростью, доступной «ученику», проигрывая партнеру только в тактике, получая за это уколы, удары.

В продолжительных уроках фехтовальщиков высшей квалификации техника работы «тренера» аналогична условной тренерской технике, в которую он только эпизо­дически вкрапливает боевые действия. Во всех случаях «тренер» всегда точно выполняет движение своим ору­жием, так как от качества его подачи непосредственно зависят точность и быстрота освоения приема его парт­нером.

Взаимоуроки организует тренер, который устанавли­вает время для их проведения, определяет боевые действия, определяет продолжительность взаимоуроков, подби­рает пары и инструктирует «тренеров» во время общей разминки, проводимой подготовленным спортсменом.

Основная часть отдельных учебно-тренировочных уро­ков может быть посвящена только взаимным индиви­дуальным урокам, но, как правило, они сочетаются с дру­гими методами проведения упражнений под контролем и руководством тренера, пресекающего случаи несерьез­ного поведения как «тренера», так и «ученика».

Контрольный урок проверки проводится в течение 1 — 3 мин, по преимуществу в поточном методе, где преподава­тель имеет возможность видеть ошибки занимающегося и корректировать их. Повторяем, что длительные по време­ни индивидуальные уроки в 1-й группе исключаются, так как тренер должен обучать всю группу, а не перспективных учеников. Обучение и совершенствование учеников в груп­повом методе — процесс длительный, требующий макси­мальных сил и знаний преподавателя и, конечно, исклю­чающий пассивное поведение «тренера-наставника».

Кроме «микроуроков» (индивидуальных) контрольные занятия могут занимать весь урок или часть его.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРОТИВНИКОМ

В этой системе упражнений партнер выступает в роли активно противодействующего «противника», действую­щего с хитростью в объеме «тактики боевого приема», известного обоим соупражняющимся и использованного ими в пределах установленного порядка их выполнения.

Наши рекомендации