Примерное перспективное тематическое
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
При отборе лексико-грамматического материала мы ориентировались на тематические циклы, предложенные Т. Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Опора на концентрический принцип определила преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. Лексические темы занятий спланированы так, что на протяжении двух лет обучения они изучаются дважды. Обусловлено это тем, что, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии, дети подготовительной группы обнаруживают заметное отставание как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.
Использование концентрического принципа дает возможность сформировать устойчивые грамматические навыки, расширить объем активного словаря, при этом при повторении на втором году обучения предусматривается постепенное усложнение совокупности лексического и грамматического материала.
I год обучения
I ПЕРИОД Сентябрь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | — | Обследование детей | — | |
II неделя | — | Обследование детей | — | |
III неделя | «Помещение детского сада» | *' «Помещение детского сада». Экскурсия по детскому саду | Поддерживать интерес ребенка к детскому саду, группе. |
1 Звездочка (*) означает, что в разделе III настоящего пособия есть конспект занятия на данную тему.
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
III неделя | «Помещение детского сада» | «Помещение детского сада». Чтение стихотворений о жизни детского сада [54, 54], [36, 177]. И/у' «Один — много» (предметы мебели, игрушки) | Проверить, знает ли, на какой улице находится детский сад; имя и отчество учителя-логопеда, воспитателей, младшего воспитателя | |
IV неделя | «Овощи» | * «Овощи». Рассматривание овощей. Д/и «Приготовим салат» | Привлекать детей к сбору овощей на огороде. Закрепить названия овощей, их характерные признаки. Д/и «Что вырастили на огороде?», «Узнай на вкус» [10, 13] | |
«Овощи» | *«Овощи». Д/и «Угадай, что в руке» [10, 12]. И/у «Вершки и корешки» (только об овощах) [10, 38]. Заучивание загадок об овощах |
Октябрь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Фрукты» | *«Фрукты». Рассматривание картины «Сбор фруктов». И/у «Один — много» | Рассмотреть фруктовые деревья на даче. Знать, что фруктовые деревья растут в саду. Закрепить названия фруктов. И/у «Заготовим сок на зиму» (упражнять в образовании относительных | |
«Овощи и фрукты». Составление описательного рассказа | *«Овощи и фрукты». Составление предложений с опорой на демонстрируемые действия. |
1 И/у — игровое упражнение. Далее Д/и — дидактическая игра.
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | сопорой на схему | Отгадывание загадок о фруктах | прилагательных: сок из яблок — яблочный, из слив — сливовый и т.д.) | |
II неделя | «Овощи и фрукты» | «Овощи и фрукты». Экскурсия в овощной магазин | Закрепить названия овощей и фруктов и знания о том, где их выращивают. Загадать загадки об овощах и фруктах | |
«Овощи и фрукты». Пересказ сказки «Репка» с опорой на схему [11, 14] | «Овощи и фрукты». Чтение произведения Е. Сюарт «Огород» [36, 128]. И/у «Четвертый лишний» (овощи и фрукты) | |||
III неделя | «Осень» | «Осень». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью» [53, 123]. Д/и «Найди и назови в букете такой же листок» (основные и оттеночные цвета) [10, 23] | Ежедневно вместе с ребенком наблюдать за изменениями в природе осенью. Закрепить знание характерных признаков осени. Помочь выучить стихотворение об осени | |
«Осень» | «Осень». Рассказывание по картине «Осень» | |||
IV неделя | «Одежда» | *« Одежда». Рассматривание предметов одежды. Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Закрепить знания детей о том, что одежда различается: - по сезонам: зимняя, весенняя, летняя, осенняя; - по принадлежности: женская, мужская, детская. И/у «Надевай — называй» («Я надеваю платье, шорты» и т.д.) | |
«Одежда». Составление рассказа по цепной структуре «Новое платье для куклы Тани» | «Одежда». Д/и «Узнаем, из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, откуда они появились» [42, 47]. |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
IV неделя | И/у «Какой, какая?» (согласование существительных с прилагательными) | |||
V неделя | «Обувь» | *« Обувь». Рассказ воспитателя о предметах обуви, ее видах. И/у «Назови правильно» | Закрепить обобщающее понятие «обувь». И/у «Какая обувь?» (упражнять в употреблении относительных прилагательных: сапоги из резины — резиновые; туфли из кожи — кожаные) | |
«Обувь» | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» [53, 101]. И/у на образование существительных с суффиксом -ищ-(глаза — глазищи, лапа — лапища, нос — носище) |
Ноябрь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Игрушки» | «Игрушки». Рассматривание новых игрушек, их обыгрывание. Заучивание стихотворения об игрушке. Повторение стихотворения А. Барто «Игрушки» [54, 58] с показом иллюстраций | Рассмотреть и назвать имеющиеся дома игрушки. Назвать, из чего игрушки сделаны. И/у «Мой, моя» | |
«Игрушки». Составление описательного | «Игрушки». Составление простых предложений с |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и формы занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | рассказа об игрушке | опорой на демонстрируемые действия с игрушками. И/у «Мой, моя» | ||
II неделя | «Игрушки» | «Игрушки». Чтение произведения К. Чуковского «Телефон» [52, 112]. И/у «Назови ласково» | Рассказать детям, где изготавливают игрушки, где их продают. Выучить стихотворения об ифуш-ках. И/у «Что есть у игрушки?» (называние частей игрушки) | |
«Игрушки». Составление рассказа по действиям детей | «Игрушки». Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так ифают?» [13, 263]. И/у «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных) [4, 61] | |||
III неделя | «Посуда» | *«Посуда». Рассказ воспитателя о посуде. И/у «Что лишнее?» | Рассказать детям о назначении посуды, о необходимости бережного отношения к ней. И/у «Один — много» | |
«Посуда». Д/и «Угостим куклу чаем» (составление простых предложений, комментирование действий) | «Посуда». Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Маша обедает» [13, 150]. И/у «В чем готовят еду?» (употребление предлогов в, на). | |||
IV неделя | «Продукты питания» | «Продукты питания». Экскурсия в магазин «Продукты» | Рассмотреть и назвать продукты питания. Побеседовать о том, что можно употреблять в сыром виде, а что нужно приготовить |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
IV неделя | «Продукты питания». Составление рассказа «У Маши день рождения» по началу, заданному учителем-логопедом | *« Продукты питания». Д/и «Магазин "Продукты"» |
II ПЕРИОД Декабрь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Слова-предметы» | *Рассказывание русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» [52, 21]. И/у «Кто? Что?» | Закрепить знания о том, что живые предметы отвечают на вопрос кто?, а неживые — что? Упражнять в назывании слов-предметов и правильном подборе вопросов. Закрепить знания о том, что слова, обозначающие свойства предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? Упражнять в подборе слов-признаков. Упражнять в подборе слов-действий | |
«Слова-действия» | Пересказ сказки «Петух и собака» [13, 264]. И/у «Угадай, что я делаю» (закрепление по показу слов-действий) | |||
«Слова-признаки» | ||||
II неделя | «Предложение» | Экскурсия в парк | Закрепить с детьми понятие о том, |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
II неделя | «Предложение» | Описание картины «Зима». И/у «Какой, какая, какие?» (с опорой на картинки) [25, 84] | что такое предложение. Знать, что при написании предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Упражнять в определении количества слов в предложении, в составлении схемы предложений | |
«Предложение» | ||||
III неделя | «Зима» | «Зима». Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима» [52, 91]. И/у «Три линейки» (согласование числительных с существительными в роде) с опорой на картинки (один снеговик, одно облако) [47, 112] | Закрепить признаки зимы. Подобрать слова-признаки к словам небо, ветер, снежинка. Выучить стихотворения о зиме, побеседовать по их содержанию | |
«Зима» | *«Зима». Составление рассказа «Игры зимой» с привлечением личного опыта. Практическое задание «Помоги художнику дорисовать картинку» | |||
«Зима». Составление рассказа «Зима» с использованием схемы | ||||
IV неделя | «Зима» | «Зима». Чтение произведения Л. Воронковой «Таня выбирает елку» [52, 167]. И/у «Назови ласково» | Сходить на экскурсию к новогодней елке. Понаблюдать, как идут приготовления к Новому году. Выучить стихотво- |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
IV неделя | рения о новогоднем празднике | |||
«Новый год» | «Новый год». Инсценирование подготовленного диалога «Медведь» [41, 248]. Д/и «Чудесный мешочек» (определение предмета — игрушки — на ощупь) | |||
«Новый год». Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам «Елка в детском саду» |
Январь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя -логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Части тела» | «Части тела». Чтение произведения К. Чуковского «Айболит» [52, 103]. И/у «Покажи, где» (учить ориентироваться в частях тела и лица) | Закрепить названия частей тела и лица. Воспитывать культурно-гигиениче- ские навыки. И/у «Один — одна», «Две — два» (один глаз, две руки, два уха). Прочитать стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» [54, 166] | |
«Части тела» | ||||
«Части тела». Составление рассказа по плану «Научим Незнайку соблюдать чистоту и порядок» с использованием личного опыта | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» [52, 15]. И/у «Один — много» (части тела: ухо — уши, глаз — глаза) | |||
II неделя | «Домашние животные» | «Домашние животные». Рассказ воспитателя о домашних животных с использованием иллюстраций и произведения | Закрепить названия домашних животных и их детенышей. И/у «Чем угостить домашних животных?» |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
II неделя | К. Ушинского «Спор животных» [50, 158]. Д/и «У кого кто?» | И/у «Расскажи, какую пользу приносят домашние животные» | ||
«Домашние животные» | «Домашние животные». Описание картины «Кошка с котятами». И/у «Чей хвост? Чья морда?» | |||
«Домашние животные». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кролик» [50, 152] | ||||
III неделя | «Дикие животные» | *«Дикие животные». Рассматривание иллюстраций, картин из жизни диких животных с рассказом воспитателя | Закрепить названия диких животных и их детенышей. И/у «Кто где живет?» Загадать ребенку несколько загадок и выучить их с ним | |
«Дикие животные» | «Дикие животные». Беседа о диких животных с использованием стихотворений, потешек, загадок [59, 12-14; 60] | |||
«Дикие животные». Описание внешнего вида животных с использованием схем | ||||
IV неделя | «Птицы зимой» | «Птицы зимой». Чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь» [52, 160]. Заучивание пословиц и поговорок о птицах [62, 87] | Повторить названия зимующих птиц. Изготовить кормушку и понаблюдать за птицами. Повторить пословицы, поговорки о птицах | |
«Птицы зимой» | «Птицы зимой». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Дятел» [54, 363]. | |||
«Птицы зимой». Составление рассказа по |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
IV неделя | серии картин «Кормушка» | И/у «Назови ласково» | ||
V неделя | «Профессии людей» (кто кем работает, профессии родителей) | «Профессии людей». Рассматривание картин о строителях из серии «Кем быть?» Д/и «Кто больше назовет действий?» [4, 135] | Побеседовать о профессиях людей. Рассказать детям о своей профессии | |
«Профессии людей» | «Профессии людей». Чтение стихотворений о строительных профессиях [50, 160], [41, 267] с заучиванием стихотворения М. Пожаровой «Маляры». И/у «Покрасим комнату» (основные и оттеночные цвета) |
Февраль
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Профессии людей» | «Профессии людей». Чтение произведения В. Маяковского «Кем быть?» [53, 236]. Д/и «Кому что нужно для работы?» | Составить рассказ «Кем работают мои родители». Д/и «Кому что нужно для работы?» | |
«Профессии людей» | ||||
«Профессии людей». Пересказ рассказа «Для чего руки нужны?» [12, 203] | «Профессии людей». Пересказ рассказа «Пришли в детский сад...» [50, 160]. И/у «Кто больше назовет профессий?» |
II неделя | «Одежда» | «Одежда». Рассматривание картины «Портниха» из серии «Кем быть?». Д/и «Чья одежда?» [4, 96] (определить принадлежность: детская, женская, мужская одежда) | Побеседовать о правильном уходе за одеждой, ее хранении. Д/и «Без какой одежды не обойтись зимой?» | |
«Одежда» | Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» [53, 109]. И/у «Подбери предмет к признаку» (подбор существительных к качественным и относительным прилагательным: ситцевый сарафан, шелковое платье) | |||
«Одежда». Составление описательного рассказа об одежде по картинкам | ||||
III неделя | «Наша армия» | *«Наша армия». Рассказ воспитателя «Наша армия» с использованием пословиц о доблести, смелости. И/у «Подбери правильно» | Рассказать о видах войск (артиллерийские, танковые и т.д.). Составить рассказ «Мой папа (дедушка) — солдат». Выучить стихотворение об армии | |
«Наша армия» | *«Наша армия». Чтение произведения З.Александровой «Дозор» [53, 39]. И/у «Один — много» | |||
«Наша армия». Составление рассказа «Мой папа (дедушка) — солдат» |
Сроки | Номер занятия и--------- | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
IV неделя | «Февраль — последний месяц зимы» | «Февраль — последний месяц зимы». Рассматривание картины А. Мухина «Последний снег». Д/и «Когда это бывает?» [41, 215] | Закрепить признаки конца зимы. Выучить народные приметы о феврале | |
«Февраль — последний месяц зимы». Составление рассказа о зиме с опорой на схемы-символы | «Февраль— последний месяц зимы». «Игры зимой» — рассказывание с привлечением личного опыта. И/у «Скажи наоборот» (холодно — жарко, пасмурно — ясно) |
Март
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «8 Марта» | «8 Марта». Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» [53, 61]. И/у «Скажи, какая у тебя мама» (добрая, нежная, ласковая, заботливая) | Побеседовать о маме, о весеннем празднике. Изготовить поделку для мамы совместно с папой. Помочь выучить стихотворение о маме | |
«8 Марта» | ||||
«8 Марта». Составление рассказа из личного опыта «Как поздравим маму» | «8 Марта». Пересказ текста «Мама и Таня» [50, 167]. И/у «Поиски добрых слов» |
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
II неделя | 1. | «Ранняя весна» | *«Ранняя весна». Рассматривание иллюстраций «Ранняя весна». Загадки, пословицы о весне | Наблюдать с ребенком изменения в природе, произошедшие с приходом весны. Помочь выучить некоторые народные приметы |
«Весна» | * «Весна». Заучивание стихотворения В. Берестова «Песенка весенних минут» [53, 126]. И/у «Скажи ласково» | |||
«Весна». Составление описательных рассказов по серии картин | ||||
III неделя | «Весна — нежное время года» | «Весна — нежное время года». Экскурсия в парк (сквер) ранней весной | Выучить с ребенком стихотворение о весне. Побеседовать о содержании стихотворения. Помочь выучить загадки о весне | |
«Весна — нежное время года» | «Весна — нежное время года». Составление рассказа по серии картинок Г. А. Каше «Весна наступила». И/у «Что делает, что делают?» [25, 85] | |||
«Весна — нежное время года». Составление рассказа по серии картин «Весенняя сказка» | ||||
IV неделя | «Перелетные птицы» | «Перелетные птицы». Рассказ воспитателя о перелетных птицах [62]. И/у «Голоса птиц» (слушание и различение голосов птиц) [62, 84] | Наблюдать за птицами, закрепить названия перелетных птиц. Поговорить с ребенком о том, чем заняты птицы весной | |
«Перелетные птицы» | * «Перелетные птицы». Составление рассказа по иллюстрации «Прилет птиц». |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
IV неделя | «Перелетные птицы». Работа с текстом «Прилетели грачи» [12, 211] | И/у «Четвертый лишний» (различение перелетных и зимующих птиц) |
Апрель
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма | Рекомендации родителям |
I неделя | «Транспорт» | ♦«Транспорт». Рассматривание картины «Машины на нашей улице». Рассказ воспитателя о видах транспорта. Д/и «Не зевай! Быстро, правильно отвечай» | Побеседовать о видах транспорта (пассажирский, грузовой, воздушный). Понаблюдать за транспортом города. Д/и «Кто на чем будет путешествовать?». Загадать загадки о транспорте | |
«Транспорт» | ||||
«Транспорт». Составление рассказа по плану учителя-логопеда «Мое путешествие» | ♦«Транспорт». Составление описательного рассказа об игрушке-машинке, перевозящей людей. Практическое задание «Правильно — неправильно» (ситуации на улице) | |||
II неделя | «Мебель» | «Мебель». Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришел?» [53, 208]. И/у «Назови ласково» | Сходить в мебельный магазин. Закрепить названия предметов мебели. Побеседовать о мебели в своей квартире | |
«Мебель» | «Мебель». Составление описательного рассказа из |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
II неделя | 3. | <Мебель». Составление описательного рассказа о мебели с опорой на графическую схему | личного опыта «Мебель в моей квартире» (по плану воспитателя) | |
III неделя | «Сад и огород» | «Сад и огород». Рассматривание огорода на окне с про-говариванием последовательности выполненных действий по посадке семян. И/у «Подбери родственные слова» (сад-садовник, садовый) | Закрепить понятия «сад», «огород». Побеседовать с детьми о том, что выращивают в саду, огороде | |
«Сад и огород» | *«Сад и огород». Д/и «Что вырастили люди?». Загадки об овощах и фруктах | |||
«Сад и огород». Работа с текстом «Скворечник» [12, 191] | ||||
IV неделя | «Слова-антонимы» | Рассказывание сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» [53, 113]. И/у «Скажи наоборот» | Закрепить слова-антонимы. Прочитать произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» [53, 144] | |
«Слова-антонимы» | Драматизация сказки (на выбор) | |||
«Слова-антонимы». Составление рассказа «Что такое хорошо и что такое плохо» (с использованием сюжетных картин) [54, 298] |
Продолжение табл.
Май
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Праздник мира и труда» | «Праздник мира и труда». Чтение произведения Г. Цыферова «Россия» [53, 187]. И/у «Путаница» (составление предложений по опорным словам) | Закрепить пословицы о дружбе. Побеседовать о трудолюбии, дружбе, взаимопомощи людей | |
«Дружба народов России» | «Дружба народов России». Рассказ воспитателя о народах России с показом иллюстраций народных костюмов. Пословицы о дружбе | |||
II неделя | «День Победы» | «День Победы». Чтение произведения С. Михалкова «Быль для детей». Практическое задание «Подбери картинки по теме и оформи альбом» | Рассказать ребенку о празднике День Победы. Рассмотреть иллюстрации в книгах, открытки. Заучить стихотворения о празднике | |
«День Победы» | «День Победы». Рассматривание учебной картины «Салют в Москве». Пословицы о Родине | |||
«День Победы». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака-санитар» | ||||
III неделя | «Насекомые» | «Насекомые». Рассказ воспитателя о насекомых с использованием иллюстраций [61]. И/у «Назови ласково» [61, 51] | Закрепить названия насекомых, рассказать об их пользе и вреде. Выучить стихотворения о насекомых |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
III неделя | 2 | «Насекомые» | «Насекомые». Заучивание наизусть стихотворения «Майский жук» [61, 34]. И/у «Учись сравнивать» [61, 52] | |
«Насекомые». Пересказ произведения Г. Скребицкого «Жук» [54, 154] | ||||
IV неделя | «Лето» | «Лето». Рассматривание картины «Лето». Д/и «Угадай и нарисуй» [47, 92] | Выучить с детьми стихи, пословицы, загадки о лете. Закрепить названия летних месяцев | |
«Лето» | «Лето». Игра-викторина «Здравствуй, лето!» с использованием потешек, загадок [36, 213-218] | |||
«Лето». Составление рассказа «Наступило лето» |
II год обучения
I ПЕРИОД
Сентябрь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | — | Обследование детей | — | |
II неделя | — | Обследование детей | — | |
III неделя | «Школа» | *«Школа». Экскурсия в школу | Закрепить обобщающее понятие «школьные принадлежности». Выучить загадки и стихотворения о школе | |
«Школа» | *«Школа». Беседа об экскурсии. Практическое задание «Собери портфель» |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
III неделя | «Школа». Составление рассказов о школьных принадлежностях | |||
IV неделя | «Осень» | *«Осень». Рассказывание по учебной картине «В школу». И/у «Скажи по-разному одно предложение» (отработка интонационной выразительности) | Выучить стихотворения об осени. Наблюдать за изменениями в природе с приходом осени | |
«Осень» | *«Осень». Чтение стихотворения А. Твардовского «Лес осенью» [52, 356]. И/у «Сколько слов в предложении?» | |||
«Осень». Составление описательного рассказа об осени с опорой на графические изображения |
Октябрь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Овощи и фрукты» | «Овощи и фрукты». Беседа об овощах и фруктах с чтением стихотворений об овощах и фруктах [36, 249]. И/у «Определи на вкус», «Определи на ощупь» | Закрепить обобщающие понятия «фрукты», «овощи». Назвать не менее 5 — 6 фруктов и овощей. Разучить загадки о фруктах и овощах | |
«Овощи и фрукты» | «Овощи и фрукты». |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Овощи и фрукты». Составление описательных рассказов с использованием натуральных предметов | Составление загадки об овоще или фрукте. И/у «Назови ласково» | ||
II неделя | «Сад и огород» | *«Сад и огород». Рассказ воспитателя о труде овощеводов и садоводов. Д/и «Вершки и корешки» [10, 38] | Побеседовать о труде на дачном участке. Привлечь к посильной работе на огороде с последующим рассказыванием о том, что было сделано | |
«Сад и огород». Труд людей осенью | *«Сад и огород». Описание детьми процесса выращивания овощей от семени до семени (на примере огурца и помидора) | |||
«Сад и огород». Пересказ текста «Работа на огороде» [12, 212] | ||||
III неделя | «Сезонная одежда, обувь» | *« Сезонная одежда, обувь». Рассказ воспитателя о труде взрослых в ателье и на обувной фабрике. И/у «Запомни и повтори» | Закрепить обобщающие понятия по теме «Сезонная одежда, обувь». Воспитывать бережное отношение к одежде, учить ухаживать за обувью, одеждой. Выучить стихотворение по теме | |
«Сезонная одежда, обувь» | «Сезонная одежда, обувь». Создание игровой ситуации «Ателье» | |||
«Сезонная одежда, обувь». Составление рассказа об одежде по плану учителя-логопеда | ||||
IV неделя | «Посуда» | «Посуда». Рассказ воспитателя о свойстве материала, из которого сделана посуда (стекло, пластмасса, керамика, дерево). И/у «Угадай, что лишнее» | Закрепить виды посуды в зависимости от назначения: кухонная, столовая, чайная. Закрепить образование относительных прилагательных от существительных |
«Посуда» | «Посуда». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Дежурство в детском саду» (из серии «Жизнь детей в детском саду»). И/у «Что делаю?» | |||
«Посуда». Составление описательного рассказа по сюжетной картинке «Обед в детском саду» |
Ноябрь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
i неделя | «Продукты питания» | «Продукты пита- ния». Экскурсия в продовольственный магазин | Посетить продовольственный магазин, обратить внимание на различные отделы, на то, что в них продают. Д/и «Приготовим салат», «Сварим компот» | |
«Продукты питания» | *« Продукты питания». Создание игровой ситуации «Магазин "Продукты"» | |||
«Продукты Составление рассказа по началу, предложенному учителем-логопедом «Мы готовимся ко дню рождения» | ||||
II неделя | «Птицы» | «Птицы». Беседа на тему «Что мы знаем о птицах?» [62]. | Понаблюдать за птицами, за их поведением. |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия i------------------ | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
II неделя | И/у «Как сказать по-другому?» (синонимы: летать, порхать, парить, виться) | Побеседовать о том, что общего у птиц и чем они отличаются друг от друга. Изготовить кормушку для птиц | ||
«Птицы» | «Птицы». Пересказ произведения «Воробушек» [50, 158]. И/у «Что делает? Что сделал? Что будет делать?» | |||
«Птицы». Работа с текстом А. Толстого «Умная галка» [54, 273] | ||||
III неделя | «Звери и их детеныши» | *«3вери и их детеныши». И/у «Почему мы так говорим?» | Закрепить названия животных лесов средней полосы. И/у «У кого кто?». Выучить загадки о животных | |
«Звери и их детеныши» | *«3вери и их детеныши». Рассказывание по картине «Лиса с лисятами». И/у «Подбери слова» (синонимы) | |||
«Звери и их детеныши». Придумывание конца к рассказу «Медведь и зайцы» [50, 157] | ||||
IV неделя | «Слова-предметы» | * Рассказ воспитателя «Как выращивают хлеб» | Закрепить умение задавать вопросы кто это? что это?; называть действие, соответствующее предмету. Закрепитьпонятие о словах-признаках | |
«Слова-действия» | Пересказ сказки «Лиса и козел» [53, 355]. И/у «Кто это? Что это?», «Скажи, какая?» | |||
«Слова-признаки» | ||||
V неделя | «Предложение» | Заучивание стихов А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» [53, 341] | Предложить ребенку посчитать слова в предложении. И/у «Подружи слова» (составить предложение из данных слов) |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
V неделя | «Предложение» | *Составление рассказа «Нашли ежа». И/у «Слово одно, а значений много» | ||
«Предложение» |
II ПЕРИОД
Декабрь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Зима» | «Зима». Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» [53, 315]. И/у «Слова-родственники» (мороз — заморозки, морозный, морозить) | Побеседовать с ребенком о зиме, отметить характерные признаки этого времени года, повторить названия зимних месяцев. Ежедневно вести наблюдения за погодой. Познакомить с народными приметами, разучить поговорки, стихотворения о зиме | |
«Зима». Составление рассказа с цепной структурой «Заботливая белочка» | *«3има». Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» [52, 303]. И/у «Скажи ласково», «Путаница» (слова, данные в начальной форме, следует связать в предложение) | |||
II неделя | «Зимние забавы» | *«3имние забавы». Рассказывание по картине «Зимние развлечения». И/у «Подбери слова-действия» | Принимать активное участие в играх детей на прогулке. Составить рассказ «Зимние забавы» | |
«Зимние забавы». | *«3имние забавы». Пересказ произве- |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
II неделя | Работа с текстом «Снежная баба» [12, 210] | дения Н. Калинина «Про снежный колобок» [13, 264]. Д/и «Чего не стало?» | ||
III неделя | «Мебель» | «Мебель». Рассказ воспитателя о мебельной фабрике с показом иллюстраций. И/у «Чем отличаются слова?» [25, 71] | Закрепить названия предметов мебели. Рассказать о том, из чего делают мебель, где ее изготавливают. Сходить на экскурсию в мебельный магазин | |
«Мебель». Составление рассказа по плану учителя-логопеда «Новоселье куклы Даши» | *«Мебель». Составление рассказа «Мебель в нашей квартире» (из личного опыта). И/у «Сосчитай правильно» | |||
IV неделя | «Новогодний праздник» | «Новогодний праздник». Экскурсия к новогодней елке | Прочитать детям художественные произведения о новогоднем празднике, побеседовать о том, как его встречают в разных странах | |
«Новогодний праздник». Составление рассказов по сюжетным картинкам «Как мы готовимся к Новому году» | «Новогодний праздник». Рассказывание сказки С. Маршака «12 месяцев» [52, 316]. И/у «На что похоже?» [25, 72] |
Январь
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Семья» | " «Семья». Составление рассказа из личного | Повторить имена и отчества родителей. |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | опыта «Новогодний подарок Деда Мороза». И/у «Люблю всех» (суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением: брат — братик, сестра — сестренка и т.д.) | Д/и «Кто старше, кто младше?» | ||
«Семья». Пересказ рассказа Л.Толстого «Кто лучше всех?» [50, 166] | *«Семья». Рассматривание картины «Семья». Составление родословного дерева | |||
II неделя | «Семья» | «Семья». Чтение произведения Э. Шим «Брат и младшая сестра» [52, 181]. И/у «Скажи ласково» | Повторить имена и отчества бабушек, дедушек, знать родственные отношения: брат, сестра и т.д. Рассказать о родо- | |
«Семья». Инсценирование рассказа «Выходной день» [50, 167] | «Семья». Составление рассказов по картине «Семья». И/у «Все ли золото блестит?» (переносное значение слов: золотое сердце, золотые руки) [17, 48] | словной своей семьи. Побеседовать об уважении к старшим | ||
III неделя | «Профессии людей» | «Профессии людей». Чтение произведения В.Маяковского «Кем быть?» [53, 236]. И/у «Кто где работает?» | Воспитать уважение к труду. Закрепить названия профессий со сложной слоговой структурой (чистильщик, электросварщик, стекольщик, парикмахер) |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
III неделя | «Профессии людей». Составление рассказа о профессии родителей по плану учителя-логопеда | «Профессии людей». Беседа с рассматриванием картин из серии «Кем быть?». Пословицы о труде | ||
IV неделя | «Профессии людей» | «Профессии людей». Чтение стихотворений о профессиях М.Пожаровой «Водопроводчик», Б. Заходера «Портниха», «Шофер» [50, 160]. Заучивание стихотворения по выбору воспитателя. И/у «Кому что нужно для работы?» | Составить рассказ на тему «Кем мечтаешь стать?». Выучить стихотворения о профессиях | |
«Профессии людей». Работа с текстом «Наши мамы» [36, 297] | ""«Профессии людей». Составление творческого рассказа «Где работает мама? папа?» (по плану воспитателя). И/у «Составь предложение» | |||
V неделя | «Наш город» | «Наш город». Экскурсия по улицам города | Закрепить название своего города, рассказать о достопримечательностях города | |
«Наш город». Составление рассказа «Мой родной город» (по плану учителя-логопеда) | «Наш город». Рассказ воспитателя о городе с использованием альбома, видеофильма о родном городе. |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
V неделя | И/у «Назови одним словом» (дом, в котором один этаж, — одноэтажный) |
Февраль
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Наша улица» | «Наша улица». Рассматривание картины «Наша улица». И/у «Знай правила дорожного движения» [43, 35] | Повторить названия улиц, где живут ребенок, его родственники, расположен детский сад. Привлечь внимание ребенка к тому, что расположено на улице, где он живет (магазин, школа...) | |
«Наша улица» | *«Наша улица». Составление рассказа из личного опыта «Моя улица» (по плану воспитателя). Д/и «Найди изменения на перекрестке» [43, 40] | |||
II неделя | «Глаголы движения» | *3аключительная беседа «Зима». И/у «Придумай слово», «Почему так не бывает?» | Предложить ребенку рассказать, как он помогает дома. И/у «Кто что делает?» (человек — ходит, бегает; птица — летает, клюет) | |
«Глаголы мужского и женского рода прошедшего времени» | Пересказ произведения В. Осеевой «Просто старушка» [53, 255]. И/у «Что делаю, что буду делать?» | |||
III неделя | «Глаголы-антонимы» | «Наша армия». Чтение произведения Л. Кассиля | Закрепить названия родов войск. И/у «Кому что |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
III неделя | «Твои защитники» [52, 43]. И/у «Скажи наоборот» | нужно?» (летчику — самолет, парашютисту — парашют, танкисту — танк) | ||
«Наша Армия» | *«Наша Армия». Беседа на тему «Наша Армия». Игра-соревнование «Кто быстрее оденется по тревоге?» | |||
IV неделя | «Транспорт» | «Транспорт». Экскурсия к светофору — наблюдение за движением транспорта | Закрепить названия различных видов транспорта. Понаблюдать за движением транспорта на улице. Закрепить названия частей машины (кабина, кузов, руль, капот). Поговорить о правилах дорожного движения | |
«Транспорт». Составление рассказа по заданному плану о транспорте [50, 112] | «Транспорт». Заучивание стихотворения о транспорте (на выбор воспитателя) [50, 161-162]. И/у «Четвертый лишний» [39, 46] |
Март
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Транспорт» | * «Транспорт». Беседа о транспорте и труде водителя. И/у «Назови правильно» | Понаблюдать за транспортом на улицах города. Закрепить виды транспорта. Побеседовать о правилах дорожного движения. И/у «Кто на чем поедет?» | |
«Транспорт». Составление описательного рассказа о транспорте (используя игрушки) | «Транспорт». Создание игровых ситуаций «На улицах города» |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
II неделя | «Ранняя весна — пробуждение природы» | «Ранняя весна — пробуждение природы». Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится» [52, 293]. И/у «Подумай и сравни» (образование сравнительной степени прилагательных) | Понаблюдать за птицами весной. Закрепить названия перелетных птиц. Сделать скворечник вместе с детьми | |
«Ранняя весна — пробуждение природы». Составление рассказа по цепной структуре «Весна в лесу» | «Ранняя весна — пробуждение природы». Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Март» [36, 314]. И/у «Слова-родственники» (солнце — солнечный, подсолнух; вода — водохранилище, водопровод, водоросли) | |||
III неделя | «Весна, прилет птиц» | «Весна, прилет птиц». Рассматривание картины И.Левитана «Большая вода». Приметы весны, потешки о ней. | Закрепить названия весенних месяцев. Выучить загадки о весне, народные приметы. Закрепить при- | |
«Весна, прилет птиц». Пересказ текстов «Предвестники весны», «Прилетели грачи» [12, 211] | «Весна, прилет птиц». Составление рассказа по серии картин Г. А. Каше «Синичка». И/у «Поставь вопрос» (по теме «Весна») | знаки ранней весны |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
IV неделя | «Весна» | *« Весна». Чтение произведений В.Бианки «Лесная газета», «Март» [52, 160]. И/у «Подбери правильно» (согласование прилагательных с существительными) | Выучить стихотворения, пословицы, приметы о весне. Учить ребенка понимать и объяснять выражения, встречающиеся в стихотворениях | |
«Весна». Составление рассказа о весне по опорно-графическим картинкам | *« Весна». Составление рассказа о весне с использованием опорных картинок. Приметы и пословицы о весне |
Апрель
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Сад и огород» | *«Сад и огород». Рассказ воспитателя о весенних работах в саду, огороде, поле. И/у «Правильно назови профессии» | Поговорить с ребенком о том, что растет в саду, огороде. Побеседовать, какие работы проводят весной в саду, огороде. Привлекать детей к посильной работе на дачных участках с последующим рассказом о проделанном | |
«Сад и огород». Составление загадок об овощах и фруктах (по типу телеигры «Устами младенца») | *«Сад и огород». Д/и «Сад и огород». И/у «Скажи ласково» | |||
II неделя | «Наш дом» | * «Наш дом». Рассказ воспитателя «Жилища лю- | Упражнять в проговаривании слов сложного |
Продолжение табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
II неделя | дей» с использованием иллюстраций. И/у «Кто внимательнее?» | слогового состава (трехметровый, двухэтажный и т.д.). И/у «Кто на каком этаже живет?». Закрепить знание своего домашнего адреса | ||
«Наш дом». Организация диалога двух детей на тему «Наш дом» | *«Наш дом». Составление творческих рассказов «Мой дом». И/у «Кто где живет?» | |||
III неделя | «Бытовая техника» | *« Бытовая техника». Рассказ воспитателя «Умные машины». И/у «Новоселье» | Закрепить названия предметов бытовой техники. Показать детям, как работают предметы бытовой техники, рассказать, для чего они нужны. Закрепить правила техники безопасности | |
«Бытовая техника». Составление рассказа «Что такое, для чего?» | «Бытовая техника». Беседа о бытовой технике «Умные машины в нашем доме». Загадки о бытовой технике | |||
IV неделя | «Предлоги в, на, под, над, из, от» | Чтение произведения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» [52, 290]. И/у «Вставь маленькое слово» | Закрепить использование предлогов в речи. Дать понять детям, что без предлогов нарушается смысл высказывания. И/у «Кто где живет?», «Кто на чем поедет?», «Куда спрятана игрушка?» | |
«Предлоги к, через, по, из-под, из-за» | Заучивание стихотворения З.Александровой «Салют весне» [52, 359]. Приметы, пословицы, поговорки о весне |
Продолжение табл.
Май
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
I неделя | «Наша Родина— Россия» | <Наша Родина— Россия». Рассказ воспитателя о России с показом видеофрагментов. И/у «Скажи, какая» | Закрепить названия нашей страны и ее столицы. Выучить пословицы, стихотворения о Родине 36, 317] | |
«Наша Родина — Россия». Пересказ произведения Е. Осетрова «Москва» [36, 320] | «Наша Родина — Россия». Заучивание стихотворения М.Исаковского «Поезжай за моря-океаны» [53, 186]. И/у «Путаница» (составить предложение, используя слова, данные в начальной форме) | |||
II неделя | «День Победы» | «День Победы». Чтение произведения Л. Кассиля «Твои защитники» [53, 43]. И/у «Посчитай правильно» (согласование существительных с числительными) | Обратить внимание ребенка на празднично украшенный город к Дню Победы. Побеседовать о празднике. Поздравить ветеранов, возложить цветы к монументу памяти | |
«День Победы» | «День Победы». Пересказ произведения К. Ушинского «Наше Отечество» [36, 317]. И/у «Где я был?» [47, 111] | |||
III неделя | «Школа» | *« Школа». Обобщающая беседа «Скоро в школу». | Побеседовать о школе, в которой будет учиться ребенок. |
Окончание табл.
Сроки | Номер занятия | Тема занятий учителя-логопеда | Тема и форма занятия воспитателя | Рекомендации родителям |
III неделя | И/у «Волшебные фигуры» | Пройти вместе с ребенком маршрут до школы. Напомнить о правилах дорожного движения. И/у «Скоро в школу» (собрать школьные принадлежности) | ||
«Школа». Инсценирование игровых ситуаций, предложенных учителем-логопедом, с целью воспитания культуры общения | «Школа». Заучивание стихотворения В. Берестова «Читалочка» [52, 375] или Е. Благининой «Букварик» [52, 359]. И/у «Найди нужное слово» (образование родственных слов: учит — учитель; воспитывает — воспитатель) | |||
IV неделя | «Лето» | «Лето». Пересказ произведения М.Пришвина «Золотой луг» [52, 341]. И/у «Это правда или нет?» [47, 127] | Обсудить с ребенком планы отдыха на лето. Закрепить названия летних месяцев. Упражнять детей в составлении творческих рассказов о летнем отдыхе («Как мы ходим в лес», «Что случилось на рыбалке?») | |
«Лето». Речевой утренник «Здравствуй, лето!» (занятие, совместное с музыкальным руководителем) | «Лето». Беседа на тему «Лето». Загадки, пословицы, поговорки о лете |
РАЗДЕЛ III