ГЛАВА 2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ

ГЛАВА 2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

От принципа наглядности к визуализации: основы революционного

Вопросы для самопроверки и развития учебного материала

1. Попробуйте использовать материал eLibrary для подтверждения тезиса о «росте территории образа». Насколько, вообще, eLibrary, РИНЦ важный, полезный инструмент интеллектуальной работы?

2. Подтверждает ли история вашего обучения применение принципа наглядности в образовании и его зависимости от логико-вербального мышления?

3. Выделяют ряд специфических противоположных пар функций, действий за которые несут ответственность левое или правое полушария: какие из них можно отнести к наиболее важным? Приведите примеры экспериментов по выявлению специфики межполушарной асимметрии (можно по работе Р.Р. Хока или передаче А. Гордона). Почему вряд ли нужно стремиться к абсолютной недоминантности в отношениях между полушариями?

4. Тэмпл Грандин «мыслит образами»: приведите примеры и задайтесь вопросом, что это может говорить о проблеме гармонии между левым и правыми полушариями головного мозга (по фильму «Тэмпл Грандин»)?

5. Насколько весома критика главенства логико-вербального мышления со стороны гештальтпсихологии, трактовки мышления как решения проблем?

6. Попытайтесь визуально/наглядно представить основные положения и логику начальной информации о визуализации.

7. Исходная ситуация в научном комиксе И. Стюарта связана с двуручной пилой, предложите свое альтернативное начало изложения теории Р. Тома.

2.2. Проблема всеобщности (ненаглядности), определения визуальных

Вопросы для самопроверки и развития учебного материала

1. Почему всеобщность не является проблемой принципа наглядности?

2. Шарообразность Земли была общенаучным парадоксом и сейчас проблемно воспринимается; как этот парадокс можно наглядно преодолеть?

3. Продемонстрируйте проблему и решение визуализации общего.

4. Нужно ли создавать «эмоциомер» для визуальных средств?

5. Может ли помочь опыт хокку в создании емких визуальных средств?

6. Оставьте в памяти что-то профессионально важное с опорой на мнемонику.

7. Приведите, по крайней мере, три аргумента, почему следует прочитать книгу А.Р. Лурия «Маленькая книга о большой памяти».

8. С вашей точки зрения, визуальные средства будут называться …

9. В кратком изложении метод Р. Декарта включает в себя следующие последовательные пункты: принимать за истинное только очевидное; делить возникающие трудности на понятное число минимальных частей; располагать мысли в порядке движения от простого к сложному; делать подробные описания движения мысли. Попытайтесь наглядно/визуально отразить этот метод.

10. Переход от римских чисел к арабским, введение математической символики в науке – пример на визуальную парадигму?

11. Читать или видеть чертеж» как парадигмальное противопоставление.

12. Известная история «страны невыученных уроков» может давать общее видение перспектив системы образования. Какую научно-техническую историю по вашему профилю могут подобным образом обыграть в будущем?

Визуальные технологии и основы обобщенной

Вопросы для самопроверки и развития учебного материала

1. Представьте определение «ОС» в виде ОС.

2. Попытайтесь улучшить известный ОС В.Ф. Шаталова по победному сражению А.В. Суворова на реке Рымник.

3. Обоснуйте свою позицию по современной проблеме педагогики В.Ф. Шаталова.

4. Актуальны ли для современного студенчества проблемы, которые привели Т. Бьюзена к изобретению ИК? Что сейчас скажут студенту в библиотеке, если ли он обратится с аналогичным Т. Бьюзену запросом?

5. Представьте – с опорой на соответствующую ИК – основные положения теории радиантного мышления (в ее прямой взаимосвязи с современными научными представлениями о строение, структуре и функционировании головного мозга человека).

6. Подтверждает ли Р.Е. Алексеев концепцию «великих умов», по Т. Бьюзену?

7. Сравните ОС и ИК.

8. Можно ли использовать ОС и ИК на экзамене?

9. Простые картинки Д. Роэма могут отражать самые сложные проблемы и идеи?

10. Представьте ряд образов, символов, которые могли бы входить в ваш визуальный профессиональный набор. Предложите более точное, звучное, эффектное наименование «визуального профессионального набора»?

11. Продемонстрируйте свое понимание и уровень освоения визуализации. Переведите в визуально-когнитивный образ следующую учебную информацию по формальной логике (науке о формах и законах человеческого мышления), выраженную в логико-вербальном виде, который дается лектором, а потом, а потом оказывается записанным в студенческих конспектах:

«… Предмет – любой объект действительности. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности называются несущественными. Например, существенными признаками «человека» являются способность человека мыслить и создавать орудия труда, несущественными признаками – профессиональная принадлежность к врачам-стоматологам и др.; существенным признаком «стола» является его специфическая способность к использованию в работе, игре, приеме пищи, несущественными признаками – деревяность, четыре ножки и др. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие неразрывно связано с языковой единицей – словом, понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях – «человек», «стол» … Понятие представляет собой одну из трех форм мышления, кроме понятия выделяют также суждения и умозаключения.»

Вопросы для самопроверки и развития учебного материала

1. Представьте начало плана подготовки мультимедийной лекции.

2. Посмотрите, оцените и предложите свой вариант представления общекультурного смысла слова «идол» в видеоработе по теории идолов Ф. Бекона.

3. Возможно и как быстро можно заменить живые лекции на видео аналоги? Это прогрессивная или негативная перспектива для образования?

4. Можно ли предположить, что человечество (в лице, например, ООН) будет вводить ограничения на развитие высоких технологий?

5. Предположим, что в ближайшем будущем визуальное оформление скайп-общения будет предметом серьезных коммерческим разработок. Смоделируйте/вообразите – вполне ожидаемый в данном случае – переход от одной визуальной модели сопровождения скайп-общения к другой. Приведите плюсы и минусы подобного перехода, возможные ваши добавления в защиту устоявшихся и/или новых визуальных решений в области скайп-общения.

6. Выскажите свои идеи об общих перспективах дистанционного образования на примере проектов «Универсариум» и «Степик». Подкрепите свое мнение определенным опытом дистанционного обучения.

Список используемой литературы

  1. Айсберг, Е.Радио?.. Это очень просто! / Е. Айсберг. – М., – Л.: Изд. «Энергия», 1967. 208 с.
  2. Аппигнанези, Р.Психоанализ в иллюстрациях / Р. Аппигнанези, О. Зарате. – М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1996. 176 с.
  3. Арнхейм, Р.Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. 392 с.

4. Бранский, В.П.Философское значение «проблемы наглядности» в современной физике. Изд. 2-е / В.П. Бранский. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 192 с.

5. Бьюзен, Т.Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. 299 с.

6. Кунцман, П.Философия: dtv-Atlas / П. Кунцман, Ф.-П. Буркард, Ф. Видман / Худ. А. Вайс. – М.: Рыбари, 2002. 268 с.

7. Лекторский, В.А.Мышление / В.А. Лекторский // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 2. – М.: Наука, 2002. С. 427-429.

  1. Маслов, В.М. Наглядность и визуализация в парадигмальном и гуманистическом планах / В.М. Маслов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.
  2. Роэм, Д. Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем / Д. Роэм. – М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2013. 374 с.

10. Стюарт, И.Тайны катастроф / И. Стюарт. – М.: Мир, 1987. 76 с.

11. Хок, Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию / Р.Р. Хок. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003. 416 с.

12. Шаталов, В.Ф.Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. 383 с.

ГЛАВА 2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ

Наши рекомендации