Корчак о декларации о правах детей
ЯНУШ КОРЧАК О ПРАВАХ ДЕТЕЙ
Права ребенка… Наверное, сегодня это самая актуальная проблема в мире. Мне пришлось принимать участие в конференциях, посвященных правам ребенка в Израиле, Швейцарии, Голландии, Австрии и т.д. На всех этих конференциях говорилось, что права ребенка не выполняются ни в одной стране мира… Думаю, что происходит это не по злому умыслу взрослых (политиков, юристов, педагогов, администраторов и т.д.), а потому, что соблюдение прав детей – сложнейшая политическая, правовая и этическая проблема.
Весьма интересна история рождения Декларации о правах ребенка. Ее хронология говорит о многом:
· 1919-05-19 — в Лондоне Джебб Эглантин и её сестрой Дороти Бакстон основана британская организация «Спасите детей». Она стала первой организацией международного Фонда Безопасности детей. Главной целью организации ставилось создание мощного международного альянса по защите детей, который бы имел свои представительства в самых отдаленных уголках мира.]
В Швеции создана первая в стране организация по защите и спасению детей под названием «Рада-Барнен». В её основании приняли участие Элен Пальмшерна (председатель), писательница Элин Вагнер и Герда Маркус.
·1920 год — В Женеве основан «Международный союз спасения детей». Крупнейшими членами альянса на момент создания были английский «Фонд Спасения Детей» и шведская «Рада-Барнен».
·1923-02-23 — принятие «Международным союзом спасения детей» в Женеве декларации по защите детей, разработанной Джебб Эглантин.
·1924-11-26 — «Декларация прав ребёнка» одобрена и утверждена Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве.
Декларация прав ребёнка, разработанная Эглантин Джебб, была принята 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. Она состояла из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Ассамблея призвала своих членов руководствоваться положениями декларации с целью защитить детей и улучшить их благосостояние.
Пять принципов Женевской декларации
Ребёнку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.
2. Голодный ребёнок должен быть накормлен; больному ребёнку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребёнок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребёнок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.
3. Ребёнок должен получать помощь в тяжёлое время испытаний в первую очередь.
4. Ребёнок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.
5. Ребёнок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.
В настоящее время оригинал документа хранится в городском архиве Женевы. На нём стоят подписи делегатов Ассамблеи, в частности, Эглантин Джебб, Януша Корчака, Гюстава Адора, бывшего президента Швейцарской Конфедерации.
КОРЧАК О ДЕКЛАРАЦИИ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ
Я.Корчак говорил о необходимости создать декларацию о правах детей задолго до того, как эти документы были разработаны в рамках Женевской конвенции (1924) и Генеральной Ассамблеи ООН (1959).Он представлял себе эту декларацию не как призыв к доброй воле, а как требование активных действий.
Огромное место уделила этой проблеме Бетти Джин Лифтон в своей знаменитой книге «Король детей», посвященной Янушу Корчаку. Она не только перечисляет права ребенка «по Корчаку», но дает к ним глубокие комментарии :
Ребенок имеет право на любовь (любите ребенка, не только своего собственного)
Ребенок имеет право на уважение
(Давайте потребуем уважения для сияющих глаз, гладких лбов, юной энергии и доверчивости. Почему потухие глаза, морщины, неопрятные седые волосы или уставшее безразличие вызывают большее уважение?)
Ребенок имеет право на оптимальные условия для роста и развития. (Мы требуем: долой голод, сырость, зловоние, тесноту, перенаселенность).
Ребенок имеет право жить настоящим (дети – это не люди будущего, это люди сегодняшнего дня).
Ребенок имеет право быть самим собой. (Ребенок не лотерейный билет, от которого ждут выигрыша главного приза).
Ребенок имеет право на ошибки. (Среди детей не больше дураков, чем среди взрослых).
Ребенок имеет право на неудачу. (Мы отвергаем обманчивое стремление сделать ребенка совершенным)
Ребенок имеет право на то, чтобы его воспринимали всерьез Кто спращивает мнение или его согласие?
Ребенок имеет право на чтобы его ценили за то, что он есть (ребенок будучи маленьким, имеет низкую рыночную цену)
Ребенок имеет право желать, пред=являть требования, просить (С каждым годом разрые между потребностямти взрослых и желаниеями детей стремительно расширяется)
Ребенок имеет право на тайны (Уважайте их секреты)
В отдельных случаях ребенок имеет право солгать, обмануть, украть (Он не имеет права лгать, обманывать, воровать).
Ребенок имеет право на уважение его собственности, его бюджета ( У каждого есть право на собственность, какой бы незначительной или малоценной она ни была)
Ребенок имеет право на образование.
Ребенок имеет право сопротивлению педагогагическому воздействию , если оно вступает в противоречие с его собственными убеждениями (Человечеству повезло, что у нас нет возможности принудить детей уступить нашим нападкам на их здравый смысл и человеколюбие).
Ребенок имеет право на протест против несправедливости (Мы должны положить конец деспотизму)
Ребенок имеет право на Детский Суд, где он может судить равных себе и быть судим ими (Сейчас мы – единственные судьи действий, мыслей и поанов реьенка.Я знаю, как важен Детский Суд, и уверен, через пятьдесят лет не останется ни одной школы, ни одной организации без такого суда)
Ребенок имеет право на защиту в рамках судебной системы для малолетних преступников (Преступивший закон ребенок остается ребенком.К сожалению, нищета,распространяющаяся подобно эпидемии, питрает садизм, преступность, грубость,жестокость).
Ребенок имеет право на уважение его огорчений (Даже если это всего лишь потеря красивого камушка)
Ребенок имеет право на общение с Богом.
Ребенок имеет право на преждевременную смерть. (Глубокая любовь матери к своему ребенку должна дать ему право на преждеврменную смерть, на то, чтобы жизнь его продлилась одну или две весны...)
А ВОТ КАК ВЫГЛЯДЯТ ПРАВА РЕБЕНКА В КОРЧАКОВСКОМ ОРИГИНАЛЕ. ОН ПРИЗНАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА:
Право ребенка на уважение его незнания и труда познания
Право ребенка на уважение его неудач и слез
Право ребенка на уважение тайн и отклонений тяжелой работы роста
Право ребенка на уважение текущего часа и сегодняшнего дня
Право ребенка на уважение мистерии исправления
Право ребенка на уважение усилий и доверчивости
Право ребенка быть тем, что он есть
Право на участие в рассуждениях о нем и приговорах
Право на внимательное отношение к его проблемам и уважение их
Право на высказывание своих мыслей
Право на самостоятельную организацию своей жизни
Право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков
Право на протест
Право на ошибку
Право на тайну
Право на движение
Право на собственность
Право на игру
Право на смерть.
Все это были не просто декларации, но это работало! Посетителей его детских домов поражала удивительная атмосфера справедливоти, царившая в них.
В декабре 2012 года в Варшаве пышно было отмечено 100летие со дня основания Дома сирот. Девизом этих дней стали слова Корчака « Нет детей – есть люди». В подготовке документа участвовали все участники корчаковского движения, которые со всего мира съехались на эти дни в Варшаву. Документа подписали сотни людей, в том числе Президент Польши Владислав Комаровский и его супруга Анна Комаровская.
«ВАРШАВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА» принятая 5 декабря 2012 года
Мы, участники Международного конгресса по правам детей, созванного в 2012 году в Варшаве для тех, для кого благосостояние и защита фундаментальных детских прав имеют драгоценное значение - в течение года посвященного жизни и идеям Януша Корчака - воспитателя, педагога, врача, покровителя сирот и защитника детских прав в обществе - призываем всех воспитателей и тьюторов, родителей, учителей, политиков, духовных лидеров и всех, кто ответсвенен за формы социальной жизни, осуществить наследие ЯнушаКорчака. Основа Корчаковской философии есть мудрая любовь к ребенку, признание статуса ребенка как субъекта, достоинства ребенка, свободы и ответсвенности, уважения прав ребенка связанных с уважением диалога и партнерских отношений в семье, обществе и государстве. Ребенок это горожанин чей голос должен быть услышан в частных и семейных вопросах также как и в социальных и национальных. Мы повторяем слова Януша Корчака - дети это люди. Ребенок это личность! не просто кто то кто в будущем станет личностью. Воспитательные принципы Януша Корчака, которые были заложены в основу Конвенции по правам Ребенка должны жить в семейных, воспитательных, культурных институтах и государсвенных административных органах. Сегодня, спустя 23 года после принятия Генеральной асамблеей объединенных наций конвенции прав детей мы ожидаем от каждого государства - полного осуществления резервов Конвенции и утверждения всех дополнительных протоколов прав ребенка. - создать независимые институты и министерства чиновников для детей в каждой стране - установить законы и создать условия в которых права ребенка будут полностью соблюдаться Во имя мира и уважения к правам человека и имея веру в достоинство и значение человеческой личности, борящихся за обеспечение каждого атмосферой счастья любви и понимания, мы призываем как правительсвенные и неправительственные организации, и также каждого взрослого взять на себя ответсвенность гарантировать каждому ребенку мира свободу от насилия, унижения, нужды, несправедливости, дискриминации и беззакония, а гарантировать лучшее будущее для поколения! | |