Тема 4.2. Происхождение и эволюция человека
Развитие представлений о возникновении человека: креационизм, ранние эволюционные представления. Значение работ Ч. Дарвина. Трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс). Современные представления о происхождении человека: основные гипотезы, этапы антропогенеза, проблемы. Соотношение биологических и социальных факторов в филогенезе человека, значение окружающей среды. Современный этап эволюции человека. Этнос. Теория этногенеза (Л. Гумилев). Прогнозы эволюционного будущего человека.
Тема 4.3. Человек и биосфера: проблемы взаимодействия
Человек как элемент биосферы. Хозяйственная деятельность человека: обратимые и необратимые последствия. Непосредственные и опосредованные воздействия на биосферу. Влияние человека на абиотический компонент биосферы: атмосферу, литосферу, гидросферу. Влияние человека на биотический компонент биосферы. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Рациональное природопользование. Экологические катастрофы и проблема устойчивости биосферы.
Тема 4.4. Человек как планетарное и космическое явление
Космические циклы, влияние космо-земных связей на человека (Чижевский, Гумилев). Космическое будущее человека (К. Э. Циолковский). Человек как геологическая сила (Вернадский). Формирование техносферы. Соотношение скорости социальной эволюции и эволюции биологической. Развитие представлений о ноосфере. Биоэтика. Путь к единой культуре. Модели будущего человечества. Человечество как диссипативная система: проблема предсказуемости. Принцип универсального эволюционизма.
Темы и вопросы практических занятий
Естествознание как комплекс наук о природе
- Предмет и задачи естествознания.
- Особенности естественнонаучного познания природы, критерии научности.
- Методы естественных наук.
- Границы естествознания.
- Научная картина мира как систематизированное и целостное представление о мире.
- Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их взаимодействие.
История естествознания
1. Концепции развития науки:
а) эволюционного развития;
б) смены парадигм;
в) научно-исследовательских программ.
2. Этапы развития естественных наук.
а) Древний мир.
б) Средние века.
в) Возрождение.
г) Новое время.
д) Тенденции развития естествознания в ХХ в.
Непрерывно-дискретные свойства объектов микромира. Квантовая механика и теория элементарных частиц
1. Механическая и электродинамическая картины мира, их особенности.
2. Корпускулярно-волновой дуализм. Дискретные свойства света, волновые свойства вещества.
3. Квантовая механика: постулаты Бора, принцип неопределенности, принцип дополнительности, принцип соответствия.
4. Элементарные частицы и их характеристики. Принцип Паули.
5. Фундаментальные взаимодействия элементарных частиц как основа всех форм движения материи.
6. Проблема создания Теории Всего Сущего.
4. Материя в пространстве и времени
- Микро-макро-мегамир: пространственно-временные масштабы и способы их измерения.
- Свойства пространства и времени. Классическая концепция.
- Пространство-время в релятивистской физике (специальная и общая теория относительности). Пространство-время как форма существования материи.
- Значение СТО и ОТО.
Законы сохранения как проявление симметрии материального мира. Физические свойства объектов макромира
- Симметрия материального мира. Связь законов сохранения с симметрией. Теорема Нётер.
- Законы сохранения, связанные с симметрией пространства и времени. Значение законов сохранения.
- Энергия как мера движения материи. Виды энергии.
- Превращение энергии и энтропия. Первое и второе начало термодинамики для закрытых систем.
- Динамический и статистический подход к рассмотрению процессов в термодинамических системах. Физические и химические системы.
Хаос и самоорганизация
- Направленность самопроизвольно протекающих процессов.
- Проблема спонтанного возникновения упорядоченности.
- Синергетика, неравновесная термодинамика.
- Условия возникновения и существования диссипативных структур.
- Принцип всеобщего эволюционизма.