Тема 4.2. Происхождение и эволюция человека

Развитие представлений о возникновении человека: креационизм, ранние эволюционные представления. Значение работ Ч. Дарвина. Трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс). Современные представления о происхождении человека: основные гипотезы, этапы антропогенеза, проблемы. Соотношение биологических и социальных факторов в филогенезе человека, значение окружающей среды. Современный этап эволюции человека. Этнос. Теория этногенеза (Л. Гумилев). Прогнозы эволюционного будущего человека.

Тема 4.3. Человек и биосфера: проблемы взаимодействия

Человек как элемент биосферы. Хозяйственная деятельность человека: обратимые и необратимые последствия. Непосредственные и опосредованные воздействия на биосферу. Влияние человека на абиотический компонент биосферы: атмосферу, литосферу, гидросферу. Влияние человека на биотический компонент биосферы. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Рациональное природопользование. Экологические катастрофы и проблема устойчивости биосферы.

Тема 4.4. Человек как планетарное и космическое явление

Космические циклы, влияние космо-земных связей на человека (Чижевский, Гумилев). Космическое будущее человека (К. Э. Циолковский). Человек как геологическая сила (Вернадский). Формирование техносферы. Соотношение скорости социальной эволюции и эволюции биологической. Развитие представлений о ноосфере. Биоэтика. Путь к единой культуре. Модели будущего человечества. Человечество как диссипативная система: проблема предсказуемости. Принцип универсального эволюционизма.

Темы и вопросы практических занятий

Естествознание как комплекс наук о природе

  1. Предмет и задачи естествознания.
  2. Особенности естественнонаучного познания природы, критерии научности.
  3. Методы естественных наук.
  4. Границы естествознания.
  5. Научная картина мира как систематизированное и целостное представление о мире.
  6. Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их взаимодействие.

История естествознания

1. Концепции развития науки:

а) эволюционного развития;

б) смены парадигм;

в) научно-исследовательских программ.

2. Этапы развития естественных наук.

а) Древний мир.

б) Средние века.

в) Возрождение.

г) Новое время.

д) Тенденции развития естествознания в ХХ в.

Непрерывно-дискретные свойства объектов микромира. Квантовая механика и теория элементарных частиц

1. Механическая и электродинамическая картины мира, их особенности.

2. Корпускулярно-волновой дуализм. Дискретные свойства света, волновые свойства вещества.

3. Квантовая механика: постулаты Бора, принцип неопределенности, принцип дополнительности, принцип соответствия.

4. Элементарные частицы и их характеристики. Принцип Паули.

5. Фундаментальные взаимодействия элементарных частиц как основа всех форм движения материи.

6. Проблема создания Теории Всего Сущего.

4. Материя в пространстве и времени

  1. Микро-макро-мегамир: пространственно-временные масштабы и способы их измерения.
  2. Свойства пространства и времени. Классическая концепция.
  3. Пространство-время в релятивистской физике (специальная и общая теория относительности). Пространство-время как форма существования материи.
  4. Значение СТО и ОТО.

Законы сохранения как проявление симметрии материального мира. Физические свойства объектов макромира

  1. Симметрия материального мира. Связь законов сохранения с симметрией. Теорема Нётер.
  2. Законы сохранения, связанные с симметрией пространства и времени. Значение законов сохранения.
  3. Энергия как мера движения материи. Виды энергии.
  4. Превращение энергии и энтропия. Первое и второе начало термодинамики для закрытых систем.
  5. Динамический и статистический подход к рассмотрению процессов в термодинамических системах. Физические и химические системы.

Хаос и самоорганизация

  1. Направленность самопроизвольно протекающих процессов.
  2. Проблема спонтанного возникновения упорядоченности.
  3. Синергетика, неравновесная термодинамика.
  4. Условия возникновения и существования диссипативных структур.
  5. Принцип всеобщего эволюционизма.

Наши рекомендации