Итоговый комплексный государственный экзамен по специальности

Факультет КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании кафедры логопедии

протокол №______ от ______________20 г.

Зав.кафедрой __________Чаладзе Е.А.

ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Выпускников по специальности

050715 «Логопедия»

Итоговый комплексный государственный экзамен по специальности - student2.ru

САМАРА, 2010

Пояснительная записка

Итоговая государственная аттестация по специальности
050715 «Логопедия» проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям высшего профессионального образования» (Письмо Минобразования РФ от 6 мая 2003 г. N 18-51-415ин/18-28).

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования по специальности 050715 «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед), содержащимися в государственном образовательном стандарте ВПО (2005 г.).

Целью Итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности.

Итоговая Государственная Аттестация проводится в соответствии с требованиями квалификационной характеристики выпускника по специальности 050715 «Логопедия».

Владениеосновными видами профессиональной деятельности учителя-логопеда предполагает демонстрацию знаний и умений в процессе решения типовых профессиональных задач, отраженных в квалификационной характеристике выпускника:

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности, составляющими для учителя-логопеда являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

§ осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

§ планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

§ использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

§ применение современных средств оценивания результатов обучения;

§ воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

§ применение современных педагогических технологий;

§ организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области диагностико-аналитической деятельности:

§ дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

§ проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;

§ в области коррекционно-развивающей деятельности:

§ коррекционное обучение детей, подростков и взрослых с нарушениями речи;

§ реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

§ осуществление профилактики речевых нарушений;

§ в области социально-педагогической деятельности:

§ планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

§ установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

§ проведение профориентационной работы;

§ оказание помощи в социализации учащихся;

в области научно-методической деятельности:

§ выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

§ анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области консультативной деятельности:

§ консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

§ проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

в области культурно-просветительной деятельности:

§ формирование общей культуры учащихся;

в области организационно-управленческой деятельности:

§ рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;

§ обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

§ ведение школьной и классной документации, ведение речевых карт;

§ организация контроля за результатами обучения и воспитания;

§ управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

§ организация внеурочной деятельности;

§ выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

В областиосуществлениякоррекционно-развивающей деятельностивыпускник должен демонстрировать готовность к осуществлению профессионального воздействия в следующих направлениях:

- предупреждение и коррекцию различных видов нарушений речи у детей, подростков и взрослых; осуществляемые в системе образования и здравоохранения;

- создание и реализацию специальных коррекционно-развивающих программ, позволяющих детям и взрослым с особенностями развития преодолевать трудности социальной адаптации и обучения;

- использование современных здоровьесберегающих логотехнологий в коррекционных процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений с целью достижения максимально положительных результатов.

- коррекцию и формирование личности взрослых и детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи.

-решение специальных психологических проблем, связанных с проявлением речевой патологии у взрослых и детей.

Выпускник должен знать:

- историю общей педагогики и психологии, специальной педагогической науки и практики, современные тенденции развития психолого-педагогических концепций;

- анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики;

- специальную педагогику детей с нарушениями речи;

- психологию семьи и семейного воспитания детей с речевыми нарушениями;

- сущность, структуру и содержание коррекционного процесса и реально представлять его возможный конечный результат;

- основные принципы и приемы осуществления коррекционно-развивающей деятельности в различных образовательных учреждениях;

- методы и приемы работы с детьми-сиротами, детьми инвалидами и детьми, имеющими сложную патологию, обусловленную отклонениями развития и поведения.

Выпускник должен уметь:

- на основании данных комплексного психолого-педагогического, клинического, нейропсихологического, лингвистического обследования осуществлять выбор типа коррекционно-развивающего учреждения и определять структурное содержание процесса обучения;

- осуществлять коррекционно-развивающий процесс в различных типах воспитательных и образовательных и медицинских учреждений

- планировать, конструировать различные по форме фронтальные и индивидуальные занятия с детьми различного возраста и взрослыми.

В областидиагностико–аналитической деятельностивыпускник должен быть готов к выполнению следующих задач:

- осуществление дифференциальной диагностики различных видов речевых нарушений у детей и взрослых на основе результатов психолого-педагогического обследования и комплексного анализа данных исследований различных специалистов;

- организацию и проведение психолого-педагогического изучения детей различного возраста на основе знания специфики формирования психической деятельности детей с речевыми нарушениями;

- осуществление функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном обследовании детей и взрослых с речевой патологией (на примере работы консилиума, консультативного приема);

- выявление основных психолого-педагогических показателей лежащих в основе адекватного выбора соответствующих условий обучения и воспитания детей с различными речевыми нарушениями;

-осуществление комплексного изучения детей с речевой патологией и квалификацию типа речевого нарушения с целью правильного выбора воспитательного или образовательного учреждения

- определение содержания психолого-педагогического обследования, обоснование выбора диагностических методов и средств, а также формы организации психолого-педагогического взаимодействия с целью получения необходимой информации.

Выпускник должен знать:

- основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для речевых нарушений и соответствующие определенному возрастному периоду развития;

- проявление патологических новообразований, процессов компенсации обусловленных спецификой дизонтогенетического развития;

- основные психолого-педагогические показатели необходимые для обоснования

выбора условий обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями речи;

- современные методы и приемы проведения групповой и индивидуальной дифференциальной диагностики детей с нарушениями развития.

Должен уметь:

- распознавать те или иные отклонения в развитии, используя основные психологические подходы (модели) в изучении детей, типизировать и классифицировать их;

- осуществлять системное изучение ребенка на основе комплексной интеграции информации;

- использовать различные методы психолого-педагогической диагностики и основные критерии анализа для интеграции полученных данных

- определять характер и индивидуальные особенности отклонений в развитии речи, четко дифференцируя его от сходных состояний (гетерохронии, неравномерности развития и т.д.).

- осуществлять моделирование экспериментальных педагогических стратегий, рассматриваемых как метод комплексного изучения ребенка с речевыми нарушениями.

В областиучебно-воспитательной деятельностивыпускник должен продемонстрировать готовность к осуществлению следующих направлений деятельности:

- осуществление процесса обучения учащихся общеобразовательных специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями речи с ориентацией на коррекционные задачи обучения, воспитания и развитие личности школьников с учетом специфики преподавания предмета;

- обучение детей с различной речевой патологией связанное с реализацией образовательных коррекционно-развивающих программ; в различных воспитательных и образовательных учреждениях;

- разработку и проведение мероприятий, связанных с обучением детей с различными нарушениями речи учебным предметам в общеобразовательных, специальных коррекционных классах и учреждениях;

- выбор и внедрение наиболее эффективных программ в образовательном процессе адекватных уровню подготовки школьников;

Выпускник должен знать:

- знать нормативные документы, определяющие круг профессиональных обязанностей специалиста, как должностного лица, в различных типах образовательных и медицинских учреждений

- особенности построения образовательного процесса в общеобразовательных школах, имеющих коррекционно-развивающие классы и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

- структуру, содержание школьных планов, программ и учебников, требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами, к содержанию и уровню подготовки учащихся;

- специальные государственные и инновационные методики преподавания, рекомендуемые для осуществления образования детей с нарушениями речи.

Должен уметь:

- проектировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность в условиях специально организованного процесса обучения;

- использовать знания особенностей психофизического развития детей для аналитической оценки учебных навыков и умений школьников с особенностями развития;

- определять необходимое количество индивидуальных и фронтальных занятий с учащимися, адаптируя их к более высоким уровням подготовки при изучении соответствующих тем и разделов программы;

- развивать интерес учащихся и мотивацию к процессу обучения;

- ясно, логично излагать содержание изучаемого материала, учитывая знания и опыт учащихся.

В области научно-методической деятельностивыпускник по специальности 050715 – Логопедия должен быть подготовлен к решению следующих задач:

- овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной проработки методического, профессионально ориентированного материала;

- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и коррекционно-развивающего учебных процессов в воспитательном и образовательном учреждениях, возможностей использования в практике обучения результатов научных исследований;

- формирование логики и методологии научных исследований, определение и постановку целей и задач исследований;

- проведение исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью;

Выпускник должен знать:

- способы обработки и оформления результатов исследований с помощью современной компьютерной техники;

- основную иноязычную терминологию по специальности, знать русские эквиваленты основных терминов и выражений профессиональной речи;

- специфику проведения научно-методической работы в учреждениях для детей и взрослых с речевыми нарушениями.

Должен уметь:

- выполнять различные виды научно-методической работы;

- анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

- осуществлять работу в научно-методических объединениях специалистов.

В области социально-педагогической деятельностивыпускник должен быть готов к выполнению следующих функций:

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

- коррекцию, амплификацию всего хода развития детей с речевой патологией в процессе специально организованного воспитания;

- внедрение современных педагогических систем воспитания детей разного возраста с отклонениями в речевом развитии;

- организацию воспитательной работы с лицами, имеющими нарушения речи, в условиях образовательных и медицинских учреждений различного типа;

- на осуществление комплексного и личностно ориентированного воспитательного воздействия влияющего на психофизиологическое развитие ребенка с нарушениями речи;

- осознание и адекватную оценку возможностей различных стратегических линий

воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях образовательных учреждений компенсирующего типа с использованием различных форм интеграции;

Выпускник должен знать:

- концептуальные психолого-педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями, тесно связанного и переплетенного с процессом их обучения;

- пути дифференциации и индивидуализации воспитательных воздействий с учетом особенностей речевого и неречевого развития детей;

- особенности воспитательных воздействий в зависимости от проявлений речевых нарушений, психического развития и психологических особенностей детей различного возраста;

- пути и способы воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Должен уметь:

- анализировать механизмы и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога, воспитателя, учителя и других специалистов;

- использовать методы и приемы педагогического обследования детей с речевыми нарушениями;

- осуществлять отбор содержания обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи;

- адекватно выбирать и применять и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на общеобразовательных занятиях и вне их;

- составлять индивидуальные программы воспитательской работы для детей с нарушениями речевого развития в условиях повседневной деятельности в различной обстановке;

- оказывать методическую помощь воспитателям в их работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

В культурно-просветительской деятельностипрофессиональная направленность выпускника направлена на:

- разработку и проведение культурных мероприятий с детьми, подростками и взрослыми, находящимися в условиях коррекционно-развивающего процесса;

- формирование общей культуры дошкольников и школьников с речевыми нарушениями;

- включение в структуру коррекционного процесса специальных приемов работы, направленных на повышение речевой культуры учащихся.

В организационно-управленческой деятельностибудущий учитель-логопед должен демонстрировать следующие знания и умения:

- рациональную организацию учебного и коррекционно-развивающего процесса;

- своевременную реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам высшего образования;

- управление деятельностью педагогического коллектива в целях обеспечения полноценного образовательного процесса;

- обеспечение охраны жизни и здоровья дошкольников, школьников и подростков во время образовательного процесса;

- укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста;

- организацию и подготовку внеурочных мероприятий;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник должен знать:

- знать основные документы, касающиеся системы образования права и, обязанности объектов учебного процесса;

- об инновационных способах управления и осуществления управленческих решений; о специфике осуществления функций педагогического управления

- психологию управления специальными педагогическими системами;

- основные направления развития специальных учреждений;

Должен уметь:

- осуществлять выбор реалистических способов функционирования различных типов общеобразовательных и специальных учреждений;

- вести школьную и классную документацию, речевые карты;

- проводить исследование проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;

- анализ общих и частных проблем преподавания,

- использовать сервисные компьютерные программы для обеспечения успешного руководства учебным процессом.

В области консультативной деятельности выпускник по специальности 050715 – Логопедия должен продемонстрировать готовность к решению следующих задач:

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, и профессионального самоопределения;

- передачу специальных знаний коллективам сотрудников воспитательных или образовательных учреждений, в которых имеются дети с речевыми нарушениями;

- обучение родителей правильному отношению к ребенку с речевой патологией, созданию благоприятных условий в семье, с целью максимальной компенсации речевых и психических нарушений детей;

- обучение родителей отдельным логопедическим приемам воздействия, направленным на преодоление имеющихся у детей речевых нарушений;

- обучение родителей специфике речевого поведения с детьми, которые имеют нарушения речи.

- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

Оценка степени готовности к осуществлению профессиональной деятельности учителя-логопеда проводится с учетом следующих требований, предъявляемых специалистами практических учреждений: выпускник должен

· владеть методикой проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с детьми с различными речевыми нарушениями с учетом системного строения имеющегося у ребенка нарушения;

· свободно ориентироваться в программах обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, программах коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями;

· грамотно составлять перспективный план работы, план работы специалиста, планы и конспекты занятий, заполнять профессиональную документацию и т.п.;

· применять в практике современные технологии работы с детьми с нарушениями речевого развития, в том числе информационные;

· уметь устанавливать доверительные отношения с родителями воспитанников, деловые – с коллегами;

· грамотно проводить обследование детей и взрослых с нарушениями речи;

· самостоятельно организовывать повышение своей профессиональной квалификации;

· уметь организовывать сотрудничество со специалистами и семьей с целью реализации комплексного подхода сопровождении развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

С целью конкретизации требований, предъявляемых ГОС ВПО и руководителями практических учреждений, определены следующие итоговые образовательные результаты, отражающие основные показатели профессиональной компетентности выпускника по специальности 050715 – Логопедия:

I Осуществлять логопедическое обследование детей и подростков с целью выявления речевого дизонтогенеза:

1. обосновывать выбор форм, методов, приемов и средств психолого-педагогического обследования детей и подростков с нарушениями речи;

2. обоснованно отбирать дидактический, наглядный и лингвистический материал для обследования различных форм речи и компонентов языковой системы;

3. проводить обследование детей и подростков с различными нарушениями речи с соблюдением всех требований к проведению диагностики, обрабатывать и интерпретировать результаты;

4. распознавать те или иные отклонения в речевом развитии, типизировать и классифицировать их, определять степень выраженности речевого нарушения;

5. определять возможные механизмы имеющихся нарушений речи и прогнозировать варианты дальнейшего развития ребенка;

6. методически грамотно оформлять документацию по обследованию (речевые карты);

7. формулировать и обосновывать логопедическое заключение.

II На основании данных комплексного (психолого-педагогического, клинического, нейропсихологического, лингвистического) обследования осуществлять коррекционно-развивающий процесс в различных типах образовательных и медицинских учреждений:

1. обосновывать выбор типа коррекционно-развивающего учреждения для детей и подростков с нарушениями речи;

2. осуществлять различные виды планирования коррекционного процесса: перспективное, календарно-тематическое планирование, планирование фронтальной и индивидуальной работы с детьми и подростками с нарушениями речи в различных типах учреждений;

3. планировать совместную работу логопеда с другими специалистами воспитательных, образовательных, медицинских учреждений;

4. определять цели, задачи, этапы и направления коррекционно-логопедической работы, обосновывать выбор форм методов и приемов коррекционного воздействия при различных видах речевой патологии лиц разного возраста;

5. определять содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий в зависимости от вида речевой патологии, степени нарушения, структуры дефекта, этапа воздействия, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

6. обоснованно отбирать дидактический, наглядный, лингвистический материал для фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми с различными речевыми нарушениями;

7. применять аудиовизуальные и информационно-коммуникативные технологии обучения лиц с нарушениями речи.

III Оказывать консультативную помощь и проводить образовательно-просветительскую работу с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением речи, со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение:

1. обосновывать и отбирать тематику, разрабатывать содержание индивидуальных и групповых консультаций для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи;

2. обосновывать и отбирать тематику, разрабатывать содержание индивидуальных и групповых консультаций для специалистов воспитательных, образовательных, медицинских учреждений, в которых оказывается помощь лицам с нарушениями речи.

IV Организовывать свою профессиональную деятельность в соответствии с типом учреждения, местом в организационно-управленческой структуре учреждения и требованиями, предъявляемыми к осуществлению коррекционно-образовательного процесса:

1. определять приоритетные направления коррекционно-логопедического воздействия на лиц с речевыми нарушениями в соответствии с типом учреждения;

2. определять наиболее эффективные образовательные программы для детей и подростков с речевыми нарушениями адекватные уровню их речевого и общепсихического развития, состоянию здоровья и социальной среде;

3. владеть содержанием нормативных документов, определяющих круг профессиональных обязанностей логопеда в различных типах учреждений;

4. обоснованно прогнозировать формы оказания коррекционно-логопедической помощи, определять необходимое количество индивидуальных и фронтальных логопедических занятий;

5. изменять содержание логопедических занятий с учетом имеющихся общих образовательных достижений детей с нарушениями речи, а также в связи с этапами и особенностями освоения общеобразовательной программы;

6. рационально распределять рабочее время логопеда в зависимости от типа учреждения.

V Выполнять различные виды научно-методической работы:

1. разрабатывать и осуществлять реализацию специальных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, позволяющих преодолевать речевые нарушения и воздействовать на речевое и общее развитие детей и подростков с целью их успешной социальной адаптации;

2. использовать основную профессиональную терминологию по специальности;

3. составлять конспекты индивидуальных и фронтальных логопедических занятий;

4. составлять текущие и перспективные планы логопедической работы;

5. осуществлять комплексный и аспектный методический анализ логопедических занятий и собственной профессиональной деятельности с целью определения путей ее совершенствования.

Содержание программы

1. Вид итоговой государственной аттестации в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050715– Логопедия:

- итоговый комплексный государственный экзамен по специальности;

- защита выпускной квалификационной работы.

Объем времени на подготовку и проведение в соответствии с учебным планом

Объем времени на подготовку к ИГА две недели в период с 01.06.08 по 16.06.08 (в промежутке между экзаменами).

Объем времени на выполнение дипломного проекта (работы) отводится две недели (с 23.02.08 до 08.03.08).

Сроки проведения в соответствии с учебным планом

Итоговая государственная аттестация на заочном отделении проводится в период с 04.02.08 по 18.02.08

Структура и содержание итоговой государственной аттестации.

Итоговая государственная аттестация включает в себя проведение итогового комплексного государственного экзамена по специальности «Логопедия» и защиту выпускной квалификационной работы.

Итоговый комплексный государственный экзамен по специальности

Итоговый комплексный государственныйэкзамен по логопедии является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников. В соответствии с требованиями к профессиональной подготовленности, отраженными в ГОС ВПО, выпускник должен продемонстрировать знаний и практические умения на основе решения типовых задач профессиональной деятельности, соответствующие его квалификационной характеристике.

Решение типовых задач профессиональной деятельности сводит к минимуму опасность формального овладения знаниями и обеспечивает эффективную проверку подготовленности выпускников к избранной профессии. При этом соблюдается совокупность требований к знаниям, умениям и навыкам студентов, сосредотачивается внимание по прочности и глубине усвоения учебных дисциплин.

Программное содержание ИГА

по дисциплинам общепрофессиональной и предметной подготовки выпускников по специальности 050715 «Логопедия»

Наши рекомендации