Лаборатория Целостного Образования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ «Практикум целостного образования»
Цели:
· обучение основам целостного образования;
· помощь родителям и педагогам, выстраивающим альтернативное образование для своих детей и учеников;
· подготовка педагогов и педагогических команд, способных к реализации инновационных образовательных проектов.
Пояснительная записка
На наших глазах происходят глобальные изменения в обществе. Системный кризис, характерный для любой точки фазового перехода, проявляет себя на первых порах то как кризис идеологии, то как кризис экономический, экологический, социальный... Практически нет такой сферы, которая бы не подвергалась существенным изменениям. Ер ядром этих изменений является не политика, не экономика, а образование — как сфера, ответственная за формирование сознания.
Человечество подходит к периоду нового переосмысления своей роли на планете Земля. Фазовый переход может произойти либо через переосмысление сути образования, либо через жестокий системный кризис уже в открытой форме, вплоть до очередной мировой войны.
Сфера образования в наши дни впервые в истории может перейти в принципиально новый статус и превратиться из «социалки» (от: «надо же присмотреть за детьми, пока родители на работе», до: «должны же дети поступить в институт и получить диплом») в генеральный ресурс развития общества и каждого человека. Этим процессом можно управлять, создавать «зону ближайшего развития» самого образования. Мы ставим перед собой задачу сборки новой модели образования.
Его основные характеристики:
· Опережающее образование, обращённость к основным, ощущаемым нами, вызовам эпохи. Опережающее образование, ориентированное на потребности общества 2020 — 2050 гг, может послужить новым ресурсом развития и конкурентным преимуществом для тех, кто привык просчитывать ситуацию хотя бы на пару ходов вперёд.
· Гуманитарное образование, где удерживаются не только ценности общества, производства, экономики, но и ценности самого ученика, а также ценности семьи. Ученик в этой модели — не заготовка, которую надо заточить под современное умное производство, а соавтор и автор своей образовательной траектории, удерживающий собственные смыслы, цели и ценности, понимающий как общий план действий, так и тактические решения. Не его непрерывно учат, а он непрерывно учится, развивается (= развивает себя).
· Развивающее образование, направленное на полноценное развитие личности участников образовательного процесса, а не только на формальный результат в виде качественно усвоенной государственной программы и итоговых оценок.
· Целостное образование, как принципиально новый тип содержания образования, основанный на целостной онтологии человека.
· Инновационное образование, основанное на творчестве и непрерывном переосмыслении самой базовой модели и её инструментов. Наша модель не есть нечто жестко заданное, куда следует «встраивать» ученика. Это скорее приглашение учеников к процессу совместного осмысления и созидания своей жизни, поиску, развитию своих способностей и талантов. Будущее — это не то, куда надо встроить себя. Будущее — это то, что предстоит совместно создать.
Лаборатория целостного образования разрабатывает и реализует эту программу с 1993 года на различных площадках, мы давно получаем очень интересные результаты своей работы.
Наш курс носит практический характер. По его итогам могут складываться образовательные площадки нового типа, появляться новые школы, в которые придут работать сыгранные педагогические команды. Надеемся, что наш курс будет полезен и для педагогов, для родителей, участвующих в образовании своих детей.
Структура курса (возможны изменения):
Блок 1. Понятие образования. Место инноватики в образовании. Что мы изменяем в первую очередь? На что направлены инновации в образовании в России и мире (ознакомительно).
Блок 2. Содержание образования как педагогический инструмент. Типология содержания.
Блок 3. Структура учебной деятельности. «Обучение» деятельности.
Блок 4. Мышление в образовании. Целостный интеллект. «Обучение» мышлению.
Блок 5. Обучение пониманию, развитие способностей к пониманию. Метапредмет «Осмысленное чтение».
Блок 6. Предметный план образования. Эффективные технологии обучения. «Машина подготовок». Учебные предметы: математика, русский язык, окружающий мир.
Блок 7. Личностный план образования, управление индивидуальными образовательными маршрутами. Мировоззрение, убеждения, ценности, смыслы.
Блок 8. Не модульные учебные предметы: литература и история.
Блок 9. Творчество в образовании. Эмоциональный интеллект.
Блок 10. Целостное образование — что это? Какую школу мы создаём.