Рекомендуемая структура пояснительной записки
Методика выполнения курсовой работы
Формы | Стадия | Этап / Задачи курсовой работы |
Предпроектная: теоретико-аналитическая | Построение модели | Постановка проблемы / Постановка проблемы и обоснование ее актуальности |
Определение цели / Определение цели, предмета и объекта | ||
Декомпозиции / Формулирование задач | ||
Концептуальная | Подготовки и исследования условий / Сбор и анализ различных отечественных и зарубежных источников информации, нормативную документацию, справочную литературу, определение и анализ аналогов, анализ проектной ситуации, анализ и определение требований к дизайн-разработкам | |
Разработка идеи (дизайн-концепции) / Определение и применение подходов разработки идеи (творческих, концептуальных), разработка идеи (дизайн-концепции) | ||
Проектная | Моделирования | Визуализация идеи (дизайн-концепции) / поиск и разработка образа, определение и выбор композиционно-выразительных и художественных средств (типографика, фотографика, графика), техник дизайна, разработка и обоснование возможных графических решений, поиск и определение цветового решения, выполнение графического моделирования, макетирование, поиск технологий выполнения дизайн-объектов и определение технологических качеств (характеристик) |
Анализ результатов / определение и применение методов и критериев оценки оптимальности проектного решения, определение и обоснование оптимального графического решения, прогнозирование и аргументация эффективности визуальной коммуникации | ||
Реализации | Оформление результатов / Оформление результатов в форме пояснительной записки, макета и презентации |
1.1. Состав работы
1. Титульный лист
2. Задание на выполнение курсовой работы
3. Содержание
4. Введение
5. Основная часть
5.1. Теоретико-аналитическая часть
5.2. Проектная часть
6. Заключение
7. Библиографический список
8. Приложение
9. Графическая часть
9.1. Дизайн-объект
9.2. Фотографии макета
9.3. Цифровая презентация
1. – титульный лист (1 с.) (Прил. 1)
2. – задание на выполнение курсовой работы (1 с.) (Прил. 2).
3. – содержание (1 с.) включает:
– введение;
– наименование глав и параграфов;
– заключение;
– библиографический список с указанием номеров страниц;
– приложения.
Таблица 2 визуально демонстрирует структуру пояснительной записки.
Таблица 2.
Рекомендуемая структура пояснительной записки
№ п/п | Наименование раздела | Примерное количество страниц |
1. | Титульный лист | |
2. | Задание на выполнение курсовой работы | |
3. | Содержание | |
4. | Введение | |
5. | Основная часть | |
5.1. | Теоретико-аналитическая часть: разработка графической стратегии | 10–12 |
5.1.1. | Анализ проектной ситуации | |
– Текущая ситуация | ||
– Преимущества / особенности / имидж / ценовая категория | ||
– Цель разработки и ее внедрения / ожидаемые результаты | ||
5.1.2. | Анализ аналогов (конкурентов) | |
– Формально-пластический анализ | ||
5.1.3. | Целевая аудитория | |
5.1.4. | Условия реализации | |
– Доставка до потребителя | ||
– Периодичность | ||
– Дополнительная информация | ||
5.1.5. | Дизайн-концепция | |
– Методы разработки идеи | ||
– Образное решение / стиль подачи информации и цветовая гамма | ||
– Ожидаемая реакция потребителя / эмоционально-ассоциативное восприятие | ||
5.2. | Проектная часть: дизайн-проектирование | 10–15 |
5.2.1. | Разработка образа: подходы и технологии | |
5.2.2. | Дизайн-решение | |
– Конструктивное решение (обоснование) | ||
– Композиционное решения (обоснование) | ||
– Цвето-графическое решение (обоснование) | ||
7. | Заключение | |
8. | Библиографический список | 1–2 |
9. | Приложение | |
– Поисковые варианты и эскизы | ||
– Графические материалы, представляющие дизайн-решение | ||
Итого | 27–35 |
4. – введение (2 с.) Во введении определяется:
– актуальность темы;
– объект (предметная область) и предмет;
– цель и задачи курсовой работы;
– методы исследования;
– практическая значимость;
– описывается структура и объем курсовой работы.
5. – основная часть (35 – 50с.)
Итак, основная часть должна состоять из 2 глав. Первая глава – представляет собой предпроектное исследование (теоретико-аналитическую часть). Вторая глава – проектный этап (проектную часть) (табл. 2).
5.1. Первая глава (теоретико-аналитическая часть) пояснительной записки должна раскрывать сущность графической стратегии, где вы представите вашу «технологию» решения проектной задачи в соответствии с выданным заданием. И опишите результаты исследования проектной ситуации, результаты сбора необходимых данных и их анализ.
«Предпроектное исследование» раскрывает содержательные основания вашей будущей практической разработки. В табл. 2 представлена детализация параграфов, она является примерной, поскольку ваша тема может внести уточнения в вопросы, которые необходимо рассмотреть. Итак, для исследования вам понадобится:
– анализ проектной ситуации с описанием текущей ситуации, условий.
Содержание здесь определяется в зависимости от темы. Так, может понадобится осветить вопросы о преимуществах издания, его особенностях, имидже, цене.
– определить цель практической разработки, ожидаемые результаты ее возможного (гипотетического) внедрения. Покажите, как вы прогнозируете ситуацию. Данное обстоятельство необходимо, поскольку задает ориентиры практической работе. В дальнейшем служит источником критериев для оценки оптимальности проектного решения.
– анализ аналогов (конкурентов) посредством формально-пластического анализа. Необходимо представить описание особенностей графических решений и сравнительную оценку их преимуществ и недостатков. Определите значение данного анализа для вашей работы, какие данные вы получили и как будете их применять в проектной части работы.
– определить целевую аудиторию. При решении данного вопроса используются различные информационные источники, включая эмпирические.
– определить условия реализации вашей дизайн-разработки. Описать место, где предполагается реализовать издание, периодичность.
– дизайн-концепция, в которой даётся описание идеи, а также предлагаются проектные предложения, планируемое образное решение, его особенности. На данном этапе необходимо определить стиль подачи информации и общую цветовую гамму, которая будет уточняться на этапе практической работы. Здесь представляется только идея, но уже есть ожидаемая реакция потребителя и особенности его эмоционально-ассоциативного восприятия.
5.2. Вторая глава (проектная часть) пояснительной записки представляет дизайн-разработки, где с исчерпывающей полнотой необходимо описать и обосновать их образное, конструктивное, цвето-графическое решение. Здесь вы представляете результаты визуализации. Перечислим вопросы, которые необходимо раскрыть в этой главе:
– разработка образа: подходы и технологии
Здесь обосновывается графика первых эскизов и набросков, определяются их преимущества и недостатки. В начале своего творческого поиска вы выбирали техники, экспериментировали, использовали различные цифровые технологии, искали оптимальное графическое решения. Этот параграф о том, «Как вы искали необходимый ход, прием, стиль».
– дизайн-решение
Опишите особенности конструктивного, графического решения (художественные и композиционные средства); используемые технологии и материалы; этапы проектирования, аргументировано обоснуйте графическое решение, определяя его образное соответствие целевым установкам работы, дайте оценку полноты решения поставленной задачи. Данный параграф может быть разбит на несколько в зависимости от вашего видения темы и подачи материала.
6. – заключение (1 с.)
Здесь необходимо подвести итоги и сформулировать выводы по результатам дизайн-разработки, определить степень соответствия темы требованиям задания, степень решения проблемы. Также постарайтесь дать рекомендации по практическому применению результатов работы и перспективам дальнейшей разработки с точки зрения практики. Заключение не должно содержать рисунков, формул и таблиц.
7. – библиографический список (1 – 2 с.)
Должен включать сведения о литературных источниках, электронных изданиях и электронных информационных ресурсах, использованных при выполнении курсовой работы. Правила оформления библиографического списка (Прил. 3). Обратите внимание на актуальность источников, т.е. как давно они были написаны. Конечно, литература может быть разной и есть классика дизайна. Но при этом же обратите внимание на рекомендацию: использовать источники (учебники и учебные пособия), давность которых составляет не более 5 лет. Если вы работаете с периодикой, то тоже отдавайте предпочтения «свежему» материалу, которому не более 2 лет. Конечно, если вы решили обратиться к творческим источникам, среди которых объекты истории (искусств, дизайна и т.п.), то в этом случае вести поиск последних изданий лишен смысла.
8. – приложение (пп.3.1.14)
Здесь должен быть представлен иллюстративный материал, дополняющий основную часть курсовой работы. В приложение включаются материалы, которые вследствие своего большого объёма и/или формата не могут быть включены в основную часть. Кроме того, в приложения необходимо включить:
– графические материалы, предшествующие разработке итогового дизайн-решения: поисковые варианты и эскизы;
– графические материалы, представляющие полное дизайн-решение (развертки, схемы, модульные сетки с указанием всех необходимых размеров, проекции объектов, используемые фоны, цветовое решение и пр.).
9. Практическая часть курсовой работы должна наглядно обеспечить комплексное дизайнерское решение поставленных проектных задач. Структура практической части (графических составляющих курсовой работы) следующая:
9.1.– дизайн-объект (макет)
Необходимо выполнить оригинал-макет, что позволит оценить потребительские качества разработанного дизайн-объекта.
9.2. – фотографии макета
Сделайте небольшую фотосессию вашего макета. Данный фотоматериал можно использовать в пояснительной записке для различного рода описаний, а также – в презентации.
9.3. – цифровая презентация работы
Постарайтесь организовать визуализацию вашей разработки в краткой и простой форме. Визуализируйте последовательность своей разработки, начиная с предпроектного исследования. Не стоит загружать презентацию большими фрагментами текста, поскольку теоретический материал представлен в пояснительной записке. Выделите главное в теоретический части, а акцент сделайте на практических разработках. Это может быть слайд-шоу, видео или 3D. Это все на ваше усмотрение.
1.2. Стадия: «построение модели»
1. Как составить содержание
2. Какова структура введения и как его написать
2.1. Актуальность темы
2.2. Определяем объект и предмет
2.3. Формулируем цель
2.4. Определяем задачи
2.5. Методы исследования
2.6. Практическая значимость
2.7. Структура курсовой работы
1.
Таблица 3 (фрагмент табл. 1).
Фаза / Часть | Стадия | Этап / Задачи курсовой работы |
Предпроектная: теоретико-аналитическая | Построение модели | Постановка проблемы / Постановка проблемы и обоснование ее актуальности |
Определение цели / Определение цели, предмета и объекта | ||
Декомпозиции / Формулирование задач |
«Постановка проблемы» – это «ситуация», которая требует разрешения, другими словами, это тема.
После формулировки темы стоит перейти к разработке содержания и написать «черновой» вариант введения. Это и есть первый рабочий план выполнения курсовой работы. Тема – это постановка проблемы, содержание – это логика выполнения работы, а введение – это развитие пунктов содержания.
План содержания необходим в начале работы, поскольку позволяет видеть все аспекты и направление работы. Главное требование к содержанию – оно должно быть логически выстроенным и соответствовать выбранной теме. Логика любого содержания заключается в том, что изложение идет от теоретического исследования к практике. При этом все пункты неразрывно связаны, предваряют друг друга и вытекают один из другого. Поэтому при характеристике основной части пояснительной записки указана, сначала теоретико-аналитическая, а потом проектная часть.
При разработке пунктов содержания вам может помочь табл. 2. При этом руководствуйтесь своей темой и уточняйте при необходимости название.
При уточнении названий глав и параграфов важно помнить, чтобы их формулировки были «увязаны» с темой. При этом следует помнить, что ни одно название главы или параграфа в пояснительной записке не должно буквально повторять тему самой курсовой работы. Кроме того, в ходе выполнения курсовой работы содержание пояснительной записки может уточняться.
2. После разработки пунктов содержания важно обратиться к проработке введения. Структура введения представлена в табл. 4.
Таблица 4.
Структура введения
№ п/п | Наименование раздела введения | Объем работы в % (от 2 с. текста) |
1. | Актуальность выбранной темы | |
2. | Объект и предмет исследования | |
3. | Цель | |
4. | Задачи | |
5. | Методы исследования | |
6. | Практическая значимость | |
7. | Структура курсовой работы |
2.1. С чего начинается работа над введением? Сначала во введении описывается актуальность темы курсовой работы, современное состояние проблемы. Логику для изложения следует здесь выбрать «от общего к частному». Другими словами небольшое внимание уделите актуальности данного направления в широком смысле, а потом акцентируйте внимание на свою конкретную ситуацию, коротко раскройте ее особенности.
В широком смысле актуальность темы обусловливается потребностями рынка и культуры. Сфера массового потребления и среда обитания человека оказывают влияние на развитие теории и практики графического дизайна. Дизайн активно используется в проектах, ориентированных на массового потребителя и обеспечивающих получение максимальной прибыли в областях производства и торговли. Актуальность темы исследования и практической разработки определяется с позиции развития экономики и повышения качества жизни населения. В своей работе вы должны обосновать, почему тема должна разрабатываться именно сейчас.
В общем смысле актуальность темы определяется, с одной стороны, необходимостью формировать гармоничную среду, обеспечивающую рост качества жизни населения, с другой стороны, повышать конкурентоспособность экономики.
Теперь обратимся к характеристике практической значимости курсовой работы. Актуальность и практическая значимость выполненной работы взаимосвязаны. Если актуальность является свидетельством того, что в процессе выполнения курсовой работы предпринято решение реальной конкретно-практической проблемы, то практическая значимость заключается во внедрении дизайн-разработок, применении их в реальных сферах жизни населения.
2.2. Затем определятся объект и предмет исследования.
Объект – это то, что будет рассматриваться, изучаться. Объектом может быть материальный предмет, живое существо, процесс или явление действительности. Для определения объекта вам нужно ответить на вопрос «Что рассматривать?»
Предмет – это аспект рассмотрения объекта. Предметом может быть проблема, сторона(ы), свойства, особенности объекта. Для определения предмета ответьте на вопрос «Что изучать?»
Для простоты восприятия пользуйтесь табл. 5. С ней легко определять объект и предмет, анализируя проектную ситуацию и используя «ключевые слова-подсказки».
Таблица 5.