Курсы начинающих руководителей (кнр)
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ (ОК)
1.1 Ознакомительные Курсы проводятся для Православных разведчиков в случае необходимости познакомить общественность с идейными основами, задачами, катехизаторскими и организационно-педагогическими скаутскими методиками.
1.2 ОК могут проводить квалифицированные руководители Дружины, с подготовкой не ниже Курсов Руководителей Отрядов.
1.3 ОК проводятся в течение одного-двух дней и включают в себя лекции и семинары по необходимым учебным предметам. Темы лекций определяет руководитель, проводящий ОК по согласованию с участниками курсов. Зачётов на ОК нет, специальная нашивка и знак не выдаются.
1. 4. Положительным итогом ОК можно признать создание такой ситуации, при которой часть курсантов выразит желание познакомиться с работой Дружины в лагерях или в отрядной жизни.
КУРСЫ НАЧИНАЮЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (КНР)
2.1. Задача КНР - подготовить знающих и умелых руководителей патрулей и ватаг, помощников руководителей отрядов (в перспективе – руководителей отрядов и штабов стягов Дружины) и кругов витязей, дружинников и дружинниц. В зависимости от надобности и возможности, курс проводится с упором на ту или иную область работы (отряд, патруль, ватага, круг).
2.2. Условия для поступления на КНР:
2.2.1.Возраст не менее 16 лет.
2.2.1. Получение 2 разряда (допускается сдача до конца КНР).
2.2.2. Знакомство с Уставом и Положениями Дружины .
2.2.3. Рекомендация непосредственного руководителя с разъяснением - почему можно считать, что кандидат подаёт надежду в будущем стать руководителем, и какая организационная необходимость требует его поступления на курсы.
2.3. Программа КНР рассчитана на 50 - 60 часов, может изменяться по решению начальника курсов и согласию Начальника Дружины, и включает следующие предметы (с примерной расчасовкой).
2.3.1. Разведчество. История разведчества, скаутское движение в России - 6 часов.
2.3.2. Патрульная система: педагогическое и психологическое обоснование. Создание патруля, патрульный, должности в патруле, дух патруля, патрульные сборы, походы, лагеря и выступления - 6 часов.
2.3.3. Работа отряда. Отряд и его задачи; руководитель отряда, создание отряда, совет отряда, формы работы отряда, составление планов работы и их выполнение - 6 часов.
2.3.4. Методика занятий. Проведение сборов и походов в виде игр и упражнений. Прохождение программы по разрядам и организация испытания по ним - 3 часа.
2.3.5. Основы православной разведческой педагогики. Идейные основы разведчества: вера, честь, преданность, служение, сострадание, братство. Главная цель – воцерковление детей и юношества. Внешкольный характер разведческой работы. Образование и воспитание через игру – 2 часа.
2.3.6. Методика религиозного воспитания. Принципы и задачи религиозного воспитания Православных разведчиков. Духовники в отряде, стяге и Дружине. Соработничество руководителя отряда (ватаги) с духовным руководителем. Молитвы на сборах, в походе и в лагере. Православные разведческие специальности и необходимость их освоения. Опасность профанации религиозного воспитания. Моральный облик православного руководителя - 3 часа (желательно, чтобы эту часть КНР проводил духовник).
2.3.7. Методика патриотического воспитания. Необходимость патриотического воспитания и его задачи. Православное отношение к патриотизму. Содержание патриотического воспитания. Комплексный метод патриотического воспитания. Важность и необходимость личного примера руководителя как разведческая традиция - 2 часа.
2.3.8. Разведческое лидерство. Самосознание разведческого руководителя. Богобоязненность, любовь, служение и ответственность – основа мировоззрения православного скаутского руководителя. Стремление к совершенствованию – жизненная установка разведческого руководителя. Принципы и традиции взаимоотношений в руководительской среде - 2 часа.
2.3.9. Современное «светское» (секулярное) общество, православные (святоотеческие) принципы его анализа, мировоззрение современной «секулярной» западной цивилизации и православное отношение к ней. Православное отношение к иноверию и сектантству в молодёжной среде, в том числе и в разведческом движении. Религиозные скауты. Федерация скаутов Европы - 2 часа.
2.3.10. Лагерное дело: подготовка, постановка, организация и проведение лагеря - 4 часа.
2.3.11. Разведческая символика. Понятие символики. Воспитательное значение символики. Христианская основа разведческой символики. Разведческие символы, стили разведческой символики. Разведческие церемонии и традиции русских скаутов - 2 часа.
2.3.12. Строй. Основы строевой подготовки, строевые приёмы - 4 часа.
2.3.13. Костры. Проведение лагерных костров, их оформление, тематика - 2 часа.
2.3.14. Пение, как составная часть методики разведческой работы - 1 час.
2.3.15. Игры. Принцип организации игр - комнатных, полевых, лесных; главные игры каждой категории - 3 часа.
2.3.16. Спорт и гигиена. Основы физического развития - 1 час.
2.3.17. Младшая ветвь (зуйки). Характеристика возраста - физическая и психологическая. Цикловые игры. Организация ватажки и особенности её работы. Ватага зуйков- 2 часа.
2.3.18. Старшая ветвь. Старшие разведчики и разведчицы. Витязи, дружинники и дружинницы - 1 час.
2.3.19. Женская ветвь. Особенности работы с разведчицами – 1 час.
2.3.20. Одиночки: методика и организация работы с одиночками - 1 час.
2.3.21. Организация, структура и управление Дружины. Устройство Дружины, её органов управления, Устав и Положения - 2 часа.
2.3.22. Администрация. Составление служебных бумаг - писем, отчетов, приказов и т.п. - 2 часа.
2.3.23. Создание Общества Родителей и Друзей (ОРД) Дружины и привлечение их к совместной работе с детьми - 1 час.
2.3.24. Материальные средства для работы с с детьми - 1 час.
2.4. Лекции КНР дополняются практическими занятиями:
2.4.1. По патрульной системе: составление планов и программ работы патруля, патрульных сборов и т. д. Проведение показных сборов курсантами (надо стремиться к привлечению православных разведчиков на показные сборы). Походы по патрулям.
2.4.2. По работе отряда: практическое занятие того же рода - сбор, поход отряда и т. п.
2.4.3. По методике занятий: показные сборы.
2.4.4. По лагерному делу: квартирьерская разведка, выборы места лагеря, постановка, программы лагеря, рисунки лагерных «патентов». Постановка лагеря курсантами. Дежурство курсантов по лагерю.
2.4.5. По методике патриотического воспитания: составление программы занятий по патриотическому воспитанию с отрядом, звеном. Показные сборы, костры, беседы.
2.4.6. По символике: рисование символов, знаков, гербов; разведческие традиции, участие в лагерных церемониях.
2.4.7. По кострам: составление программы и проведение костров разного типа и на разные темы.
2.4.8. По играм: игры на практике, в лесу и в комнате.
2.4.9. По работе с зуйками: составление программы сборов ватаги на темы разных циклов драматизированных игр, показные сборы (с сборы с привлечением зуйков).
2.4.10. По администрации: составление разных служебных бумаг.
2.5. Короткая продолжительность КНР не позволяет во время самого курса дать курсантам обширные знания. Поэтому важно, чтобы курсанты вынесли с курса правильное представление о том, что должен знать руководитель и как он должен вести работу, а также желание, умение и навыки постоянно обогащать свои руководительские знания после курса.
2.6. Принципы жизни и уклад Курсов Начинающих Руководителей соответствует принципам жизни и укладу Православных Разведчиков.