Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
11.1. Производственная физическая культура (ПФК). Понятие «производственная физическая культура»: её цели и задачи
Производственная физическая культура является важной составной частью общей культуры общества, способствующей сохранению здоровья трудящихся, адаптации к условиям труда и наилучшему освоению трудовых специальностей. К сожалению, трудные экономические условия последнего времени, недопонимание многими руководителями положительной роли физической культуры на производстве привели к потере тех достижений, которые были достигнуты в работе в советское время. Однако, важное значение производственной физической культуры требует от будущих специалистов тщательного изучения методических основ ПФК.
В физическом воспитании производственная физическая культура понимается как вид человеческой деятельности, содержащий рационально избранную и методически верно осуществляемую систему физических упражнений, профессионально прикладных, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности наилучшим образом действовать в условиях определенной профессиональной трудовой деятельности и конкретного рабочего места. Система ПФК строится с учетом особенностей производственной деятельности. Ее целью является укрепление здоровья, достижение и устойчивое обеспечение готовности человека к выполнению им производственно-трудовой деятельности.
К средствам, используемым при организации ПФК, следует отнести теоретические и программно-методичёские разработки; правовые основы и административные акты; организационную структуру; кадры специалистов и общественный актив; систему пропаганды; материально-техническое и медицинское обеспечение.
ПФК имеет свои конкретные задачи, в соответствии с которыми строится ее система, в том числе развитие, совершенствование и поддержание на необходимом уровне трудоспособности работающих; длительное сохранение работоспособности в условиях производства, не всегда благоприятных; разработка и применение на практике рациональных условий и режимов труда и отдыха в рамках рабочего дня; создание благоприятного фона для начала работы и ее окончания с целью предупреждения и снижения факторов утомления; создание условий для послерабочего восстановления организма; Профилактика профессиональных заболеваний.
11.2. Методические основы ПФК
Методические основы производственной физической культуры были заложены в 20-е годы XX века. Предпосылками для рациональной организации ее явились работы русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Так, И.М. Семеновым, было доказано, что активный отдых или двигательные переключения способствуют более полноценному восстановлению сил организма, нежели пассивный отдых. При этом происходит более глубокое торможение (отдых) утомленных нервных центров (время работы) с последующей активизацией их Восстановления, то есть работоспособности, и даже «сверхвосстановлением» их функций.
Важной составляющей методических основ ПФК являются результаты работ С.А. Косилова, установившего, что в процессе обучения приемам труда и их совершенствования развивается сложная система рефлексов, образующая рабочий динамический стереотип (РДС), его называют еще интегральным образом рабочих действий Он направлен на решение трудовой задачи и подкрепляется положительным конечным результатом.
В зависимости от характера труда методика будет иметь различные по направленности характеристики (контрасты):
а) в случаях высокой физической нагрузки в труде она уменьшается при отдыхе и наоборот;
б) если в трудовой деятельности включены большие группы мышц, то на занятиях ПФК создаются условия для их разгрузки и наоборот;
в) при большом нервно-эмоциональном напряжении в труде, то в занятиях
ПФК такое напряжение, по возможности, уменьшается.
11.2.1.Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время
Определение выбора форм, методов и средств для ПФК ведется на основе учета условий трудовой деятельности. Здесь изучаются рабочая поза трудящегося, разнообразие рабочих движений, загруженность функциональных систем. Таким образом, после длительной работы сидя, упражнения проводятся в исходном положении стоя, и наоборот, если работа выполнялась стоя, то восстановительные и профилактические упражнения выполняются сидя или лежа. Такой метод подбора упражнений носит название «контрастного». При влиянии условий труда и быта специалистов следует учитывать также особенности состояния организма в зависимости от времени проведения занятий, цикличности развивающегося утомления в дневном, недельном, месячном и годичном периодах работы трудящихся.
Производственная физическая культура имеет две основные формы: ПФК в рабочее время (производственная гимнастика) и ПФК во внерабочее время.
11.2.2.Производственная физическая культура в рабочее время («Производственная гимнастика»)
Название «Производственная гимнастика» не совсем точно отражает подбор
средств физической культуры для занятий в рабочее время, т к, кроме гимнастических упражнений, в отдельных случаях могут включаться и другие упражнения, на
пример упражнения на тренажерных устройствах. Кроме производственной гимнастики применяются и такие ее формы, как вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха, которые будут рассмотрены ниже.
Производственная гимнастика содержит комплексы специальных упражнений (гимнастических), используемых в режиме тру да, способствующих повышению общей и специфической работоспособности в процессе труда и имеющих, профилактический восстановительный и компенсаторный эффекты.
Вводная гимнастика, с которой должен начинаться рабочий день, предназначена для активизации работы органов и систем, не вызывая усталости организма. Проводится она за 5-7 мин до работы и содержит 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений. В комплексы вводной гимнастики необходимо включить упражнения, по своему характеру близкие к рабочим движениям предстоящего труда Тем
самым идет подготовка организма к предстоящей деятельности.
Для организации срочного активного отдыха проводятся физкультурные паузы. Цель такой паузы - предупреждение или ослабление утомления, сохранение работоспособности в течение рабочего дня. В физкультурных паузах применяется 7-8 упражнений, в течение 5-10 мин, обычно через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до конца труда, упражнения выполняются на рабочих местах.
Подбор упражнений нужно делать с учетом особенностей рабочей позы, трудовых операций, тяжести и напряжения труда.
Физкультурная минутка - это индивидуальная форма краткой физкультуры для локального восстановления без перерыва труда отдельных групп мышц частей тела, для которых необходим отдых. Она проводится в течение дня от 2 до 5 раз по 2-3 мин и содержит не более трех упражнений (потягивания, прогибания, расслаб ления или напряжения отдельных групп мышц и упражнения для активизации периферического кровообращения).
Для успешного применения этой формы ПФК нужны предварительная разъяснительная работа и специальная подготовка занимающихся.
Микропауза активного отдыха - используется для ослабления общего или локального утомления организма путем частичного или локального снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. Длительность такой паузы 20-30 с. В микропаузах применяются упражнения на напряжение и расслабление, приемы самомассажа, позволяющие снимать утомление некоторых анализаторных систем, нормализовать работу периферического и мозгового кровообращения. Примером применения упражнений в микропаузе является гимнастика глаз, позволяющая снимать накопившееся утомление.
11.2.3.Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
Комплексы упражнений вводной гимнастики состоят из упражнений организующего характера для туловища, рук и ног, упражнения в быстром темпе с музыкальным сопровождением под ритмичную, бодрую музыку.
Для людей, работающих с высоким напряжением внимания и психики, с малой физической нагрузкой, подбираются комбинированные динамические упражнения с участием различных групп мышц, требующих высокой координации движений. Пик физической нагрузки планируется на первую часть комплекса.
С целью профилактики сутулости от длительного пребывания в вынужденной позе «сидя» и утомления зрительного анализатора используются специальные корригирующие упражнения.
При составлении комплексов упражнений необходимо учитывать характеристику труда. Проведшие физкультуры в течение рабочего дня должно либо предшествовать первым признакам утомления, либо совпадать с его началом. Для людей тяжелого физического труда рекомендуется проводить производственную гимнастику через 1-1,5 ч, а для лиц умственного труда - через 2,5-3 ч от начала работ, т.е. в конце фаз высокой производительности для более «плавного» перехода состояния организма в период наступающего утомления.
Следует помнить, что время проведения микропауз и физкультминуток определяют сами работающие в течение рабочего дня по своим субъективным ощущениям. В основном это несколько упражнений на мышечные группы, которые находились в вынужденном положении при работе.
11.3.Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время
Физическая культура и спорт в свободное от работы время должны занимать существенное место, так как в условиях производства в рабочее время невозможно в достаточной мере решить задачи по укреплению здоровья, подготовке к профессиональной деятельности, а в условиях вредного для здоровья труда это вообще не представляется возможным. В настоящее время приняты следующие формы физической культуры в свободное время: утренняя гигиеническая гимнастика; утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; краткие занятия в обеденный перерыв; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
11.3.1.Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)
Целью такой гимнастики или, как раньше ее называли, зарядки является обеспечение плавного перехода всех функций организма от сна к состоянию активной бодрости путем снятия влияния вагусного или блуждающего нерва, тормозящего работу всех органов и систем в ночное время!
Примерная схема последовательности упражнений в УГГ для работников умственного труда. Комплекс содержит следующие упражнения: потягивание, ходьба,
бег; махи руками, неглубокие выпады для активизации работы сердечнососудистой системы; вращения и наклоны головы, туловища, упражнения на гибкость и силовые упражнения; упражнения для увеличения подвижности суставов; укрепления брюшного пресса и мышц ног; упражнения на расслабление и восстановление дыхания. В среднем зарядка длится 8-15 мин.
11.3.2.Утренние специально направленные занятия физическими упражнениями
Специально направленными упражнениями стремятся исключить вредные последствия от малоподвижного, тяжелого физического, однообразного труда, повышенной нервно-эмоциональной напряженности, вредных условий рабочей среды.
Борьба с гипокинезией и гиподинамией достигается путем увеличения физической активности, а также развития силы, подвижности суставов, координации движений, ловкости. При повышенной нервно-эмоциональной напряженности применяются упражнения на расслабление мышц, а также упражнения, способствующие нормализации частоты сердечных сокращений. Подобным образом с учетом условий труда и индивидуальных особенностей организма можно подобрать комплексы, компенсирующие влияние многих неблагоприятных факторов на работающих, в том числе - вибрации, укачивания, гипоксии и т.д. Так, специалистами рекомендуется при работах в однообразной рабочей позе применять упражнения для коррекций осанки, исключения застойных явлений в нижних конечностях, профилактики остеохондроза. А при работе в неблагоприятных, вредных условиях использовать упражнения для улучшения дыхательной функции, включать закаливающие процедуры.
11.3.3.Попутная тренировка
Под попутной тренировкой понимают индивидуальную подготовку с целью повышения двигательной активности. Отличается попутная тренировка тем, что она не требует дополнительных затрат времени, проводится в обычных условиях труда и быта, например передвижение на работу пешком, на велосипеде. Полезен подъем по лестницам. При подъеме по обычной лестнице в среднем темпе человек расходует 0,012 ккал/ кг на каждый метр подъема, а при спуске по лестнице - одну треть затрат на подъем. В качестве дополнительных нагрузок используются хозяйственные работы по дому, на дачном участке и т.п., что приравнивается к труду средней тяжести. Полезно также применять изометрические упражнения на любые группы мышц, внешне почти незаметные для окружающих.
11.3.4.Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
Одной из форм ПФК являются организованные занятия в группах здоровья, общефизической подготовки в спортивных секциях. К этим формам можно смело отнести и занятия в клубах по интересам, фитнес-клубы и другие современные формы занятий. Для посещения таких занятий необходим допуск врача и регулярные медицинские наблюдения за занимающимися. Комплектование групп ведется с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся.
Группы здоровья. Основной целью занятий в группах здоровья является укрепление защитных свойств организма к воздействию внешних факторов и условий производства, повышение уровня общей подготовленности организма к трудовой деятельности. При организации занятий в группах здоровья необходимо использовать различные виды спортивной деятельности, профилактические процедуры - массаж и самомассаж, сауну и др.
Группы обшей физической подготовки (ОФП). Группы обшей физической подготовки организуют для лиц, стремящихся к развитию или поддержанию на достаточном уровне основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, ловкости.
К задачам таких групп относятся улучшение общей физической подготовки, освоение навыков спортивных упражнений, развитие физических качеств. В этих группах могут заниматься как молодые, так и люди среднего возраста (группа 15-20 человек). Занятия проводятся обычно 2-3 раза в неделю в течение 2 ч. Специалисты рекомендуют организаторам таких секций соблюдать педагогические принципы, стремиться к разностороннему воздействию на занимающихся, использовать круговой метод тренировки. Следует использовать как подготовку к отдельным видам спорта, так и к многоборью, включать в занятия спортивные игры.
К сожалению, в наше время не существует Комплекс ГТО и, соответственно,
нет специальных групп по освоению нормативов его. Тем не менее, при организации занятий в группах ОФП необходимо использовать богатейший опыт работы по Комплексу ГТО, в частности, применять методические подходы по теоретической и практической подготовке занимающихся, использовать систему оценок подготовленности занимающихся, основанную на достижениях отечественной спортивной науки и учитывающей пол и возрастные особенности занимающихся, определенные ступени роста мастерства в разных видах спорта. Освоение нормативов Комплекса будет вполне отвечать созданию «базовой» общефизической подготовки современного специалиста, готовности его осуществлять интенсивный труд в сложных, быстро меняющихся условиях современного производства, в непростых условиях нашей жизни.
Занятия в спортивных секциях. Спортивные секции создаются по различным видам спорта. Их основной целью является совершенствование и поддержание
спортивного мастерства людей разных возрастных категорий. В спортивных секциях участвуют даже спортсмены высокого класса. Содержание занятий в спортивных секциях строится на основе спортивной методики, принятой в нашей стране, главной целью их является подготовка к участию в соревнованиях с другими спортсменами, командами. Виды спорта подбираются с учетом специфики труда участников секций.
Если молодой специалист приходит на работу в коллектив, где не ведется спортивная работа или нет занятий по интересующему его виду спорта, нужно смело браться за организацию спортивной секции. Первым шагом для этого являются подбор необходимого для занятий места (спорткомплекса, лыжной базы, бассейна, спортзала), выявление нескольких энтузиастов, желающих заниматься. Далее необходимо организовать внутренние соревнования, например - блицтурнир с участием команд отделов, служб, цехов, где выявится еще несколько способных спортсменов Главное при этом - сформировать цели спортивной подготовки, обеспечить условия тренировки, регулярность занятий и их методическую правильность. Нужно при этом помнить, что руководителем секции, команды может стать не обязательно лучший из спортсменов, а наиболее методически подготовленный и любящий свой вид спорта, работу с людьми, Поэтому серьезный, системный подход к отбору спортсменов, обеспечению медицинского контроля и условий для занятий и соревнований во многом обеспечит дальнейшие успехи команды.
Самостоятельные физкультурные занятия и спортивная тренировка. Такие занятия могут быть как дополнительными к секционным, так и полностью самостоятельными. Желательно, чтобы занимающиеся имели достаточный физкультурный либо спортивный опыт. Перед началом занятий необходимо получить консультации у специалистов физической культуры, врачей. Большую помощь участникам таких занятий окажут изучение специальной литературы, составление планов занятий, ведение индивидуального дневника самоконтроля.
11.4. Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями
В качестве дополнительных средств физической культуры в занятиях используют гантели, набивные мячи, гимнастические палки и другие предметы, позволяющие акцентировать направленность тренировочных воздействий, повышающие интенсивность упражнений, регламентирующие величину получаемой нагрузки. Этим целям также служит применение различных тренажеров. В последние годы выпускают тренажеры с так называемой «обратной связью», т.е. при установлении нагрузки на определенных величинах одновременно выдается занимающемуся количественная информация об ответной реакции организма по наиболее важным показателям: частоты сердечных сокращений, артериального давления, истраченных килокалорий и т.д.
К обязательным средствам восстановления работоспособности относится применение водно-тепловых процедур, способствующих расслаблению организма и повышению его резистентности. Используются душевые установки с дождевым, восходящим и контрастным водными потоками; подводный массаж, русские бани и сауны. Этим же целям служат: использование музыкального сопровождения; организация комнат психологической разгрузки с видео и аудиоэффектами; средства, создающих запахи цветов, хвои, скошенного сена и т.д. - все это обогащает средства ПФК, повышая трудоспособность и воспроизводство рабочей силы.
11.5.Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
Создание действенной защиты организма трудящихся от вероятности возникновения профессиональных заболеваний и травматизма - одна из важнейших задач физической культуры. С этой целью в нашей стране физическая культура была введена в 1923 г. в систему НОТ. В числе основных задач производственной физической культуры, перечисленных в начале этой лекции, неотъемлемой частью физической культуры и системе НОТ являются профилактика профессиональных заболеваний и травматизма на производстве. И хотя в настоящее время система научной организации труда разрушена на многих предприятиях, эти функции и направления в работе должны нести специалисты физкультуры, активисты и руководители производства. Основные направления:
- создание благоприятных условий труда и охрана здоровья работающих;
- условий производства в виде сбалансированного режима труда и отдыха, учета специфики производства.
При этом выделяют два аспекта положительного влияния физической культуры: а) эффект срочного активного отдыха, борьбы с утомлением и сохранение работоспособности в течение рабочего времени,
б) постепенно накапливаемое (кумулятивное) развитие физических и духовных сил человека труда с помощью активного отдыха, тренировочных воздействий, использования восстановительных средств физической культуры;
в)рационализация приемов труда, уменьшение нервно-психологического напряжения, рационализация трудовых движений (операций), уменьшение затрат энергии за счет улучшения показателей координации движений, переносимых на процесс труда, экономизации, точности и ритмичности трудовых операций;
г) подготовка физкультурных общественных кадров, повышение культурно-технического образования трудящихся. Принято рассматривать неспецифическую и специфическую подготовку человека к труду, в том числе всестороннее и гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, улучшение общей и специальной работоспособности, и противодействие влиянию производственной среды;
д) развитие творческой инициативы, что имеет прямое влияние на результаты труда, создание благоприятной обстановки в отделе, цехе, предприятии.
11.6.Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры
При организации производственной физической культуры необходимо соблюдать приведенные выше основные правила. Рассмотрим дополнительно некоторые из них:
1) учет индивидуальных особенностей занимающихся. В связи с этим, производственная физическая культура для женского и мужского контингента должны отличаться по подбору и направленности упражнений. Возможно также в данном случае разделение группы на подгруппы, работающие с разными комплексами упражнений. Необходимо разделить группы занимающихся, не только по возрасту, но и отклонениям в состоянии здоровья, например, имеющих заболевания сердечнососудистой системы, желудочно-кишечные нарушения или заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д. В таких случаях используются специально подобранные методики с элементами лечебно-профилактической направленности. Такое применение средств физической культуры будет способствовать исключению возникновения производственных травм и возможного брака на производстве, буди обеспечивать плавный переход от выполнения в перерывах физических упражнений к выполнению трудовых операций.
2) проведение производственной физкультуры должно строиться с учетом времени суток, недели, периода климатических условий. С этой целью вносятся коррективы в подбор средств, учитывающих изменения состояния организма в режиме дня, период выполнения производственного задания (конец квартала, года, сдача ответственного объекта и т.п.). Кроме того, принимаются во внимание температурные условия проведения занятий, например, в прохладном помещении возникает необходимость разогреть организм работающих. В жаркую погоду следует применять упражнения с небольшой нагрузкой, плавными спокойными движениями, а также упражнения на расслабление.
11.7.Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив
Большей части будущих специалистов предстоит стать руководителями производственных коллективов. Развитие ПФК, здоровье, успехи коллектива во многом будут зависеть от понимания руководителем значимости физической культуры, умений вовлечь в занятия абсолютно каждого» от степени его компетентности в этих вопросах, умения точно оценить возможности развития ПФК и ее экономический эффект. К этому необходимо добавить, что личный пример руководителя, его глубокая убежденность, основанная на багаже специальных знаний - залог успеха развития производственной физической культуры нужно смело браться за это нелегкое, но очень полезное дело. Для этого необязательно, чтобы руководитель был спортсменом высокого класса даже при скромной спортивной подготовке, сам факт настойчивости руководящего состава в развитии ПФК в коллективе и личный положительный пример будут иметь решающее значение.