Задания и порядок их выполнения
В ходе прохождения магистранту-практиканту необходимо выполнить задания, представленные следующими блоками:
- Изучение специфики организации образовательной и психолого-педагогической работы с обучающимися/воспитанниками в базовом учреждении:
В базовом учреждении магистранты знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс, изучают специфику организации учебно-воспитательной и психолого-педагогической работы (посещают и анализируют разные формы работы с дошкольниками/школьниками/учащимися/студентами), специфику работы специалистов в учреждении: воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов и др. Также магистранты делают вывод о необходимости функционирования подобных учреждений (потребности общества, обеспечение прав граждан и т.п.)
- Подготовка по результатам диагностического эксперимента рекомендаций по эффективной организации работы образовательного учреждения по решению исследуемой проблемы и оптимизации образовательного процесса:
На основании изученной научной и методической литературы по теме исследования и полученных эмпирических данных, магистрант формулирует педагогические рекомендации с подробным их обоснованием. Важно, чтобы рекомендации были наукоемкими и носили практико-ориентированный характер, учитывали специфику конкретного образовательного учреждения, охватывали разнообразный контингент участников образовательного процесса (обучающихся/ воспитанников, администрацию, педагогический коллектив, родителей).
- Анализ образовательной среды с точки зрения ее психологической комфортности и безопасности, прогнозирование рисков, планирование комплекса мер по их предупреждению и преодолению:
Магистранты изучают специфику образовательной среды образовательного учреждения на основе анализа и характеристики основных ее компонентов: пространственно-семантического (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура учебного здания и дизайн интерьера, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.; символическое пространство ОУ (различные символы – герб, гимн, традиции и др.)); содержательно-методического (содержательная сфера (концепция обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (форма организации занятия – нестандартные типы занятий, творческие дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и исследовательские общества, структуры группового и ученического самоуправления и др.); коммуникационно-организационного: особенности субъектов образовательной среды (половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей/преподавателей, их ценности, установки, стереотипы и др.); коммуникационная сфера (субъект-субъектное взаимодействие и социальная плотность среди субъектов образования и др.); организационно-креативные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих групп учащихся и преподавателей и др.).
Выделяют угрозы психологической и педагогической безопасности образовательной среды (различные виды насилия в процессе взаимодействия между субъектами образовательной среды, непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения, отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении, неразвитость системы медико-психолого-педагогической помощи в образовательном учреждении, эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения и др.). Риски, связанные с ребенком, с педагогом, с семьей, с управлением образовательным учреждением, с организацией учебно-воспитательного процесса, с особенностями взаимоотношений.
Изучают организацию службы медико-психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей, которая рассматривается как условие создания комфортной образовательной среды.
По результатам проведенного обследования дают обоснованные рекомендации с указанием комплекса мер, который позволит сделать образовательную среду в учреждении более комфортной и безопасной для всех субъектов образования.
- Активное взаимодействие с педагогами и смежными специалистами, направленное на изучение их функциональных обязанностей, распределение основных направлений работы между ними по развитию личности:
В процессе прохождения практики магистранты изучают документы, которые регламентируют основные права и обязанности специалистов образовательного учреждения (должностные инструкции), проводят беседы со специалистами о соответствии выполняемых функций в непосредственной практике с указанными в документе, наблюдают за спецификой организации работы конкретных специалистов. При этом магистранты должны выделить общее и особенное в выполняемых функциях специалистов образовательного учреждения, установить основные линии интеграции, дать рекомендации по более оптимальной и эффективной организации взаимодействия между разными специалистами с целью улучшения качества развития личности обучающегося/воспитанника.
- Организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической и нормативно-правовой компетентности педагогических работников и родителей воспитанников (обучающихся):
В процессе практики магистранты должны провести не менее 2-х мероприятий (консультации, выступления с сообщениями, мастер-классы, педагогические мастерские, круглый стол и пр.) с педагогами или с родителями по актуальным проблемам образования (дошкольного, школьного, профессионального). Это должно быть подтверждено оформленным конспектом проведенного мероприятия, который визируется представителем администрации образовательного учреждения и печатью.
8. Форма предоставления отчета по практике:
Титульный лист с указанием вида практики и места ее прохождения, ФИО и должности руководителя практики от кафедры и базы практики, их подписями. Подпись руководителя базы практики на титульном листе заверяется печатью организации.
К концу практики студент составляет письменный отчет-папку(Приложение 1):
1. Дневник (Приложение 2);
2. Список класса/группы; список педагогов, работающих с данными детьми; Ф.И.О. психолога/педагога-психолога; Ф.И.О. директора ОУ, его заместителей; программа наблюдений; программа индивидуальных бесед с детьми; ход и результаты наблюдений, бесед за каждый день);
3. Документальные материалы, отражающие деятельность практиканта:
I. Анализ нормативно-правовой документации
базовый уровень:
- рассмотрение различных теорий обучения, воспитания и развития личности;
- анализ нормативных документов деятельности учителя/воспитателя, педагога-психолога/социального педагога;
повышенный уровень:
- рассмотрение различных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
- анализ нормативных документов деятельности психологической службы ОУ.
II. Организация различных видов деятельности
базовый уровень:
- наблюдение и психолого-педагогическая характеристика личности оптанта/детского коллектива;
- разработка сценария одного мероприятия, в котором было принято активное участие;
повышенный уровень:
- разработка содержания одной индивидуальной беседы или консультации с оптантом по различным вопросам (учебной успеваемости, творческой самореализации, профессионального самоопределения, межличностного общения и взаимодействия в среде сверстников и с педагогическим коллективом и пр.);
- разработка сценария одного мероприятия, помощь в его организации и проведении.
III. Аналитическая психолого-педагогическая деятельность и рефлексия
базовый уровень
- письменный отчет практиканта о проделанной работе на практике;
- фотографии или видео с места посещенных и проведенных мероприятий;
- характеристика и оценка деятельности студента-практиканта, заверенная подписью руководителя базы практики и печатью учреждения;
повышенный уровень
- письменный отчет-самоанализ об итогах практики (в произвольной форме);
- электронная презентация отчета (слайд-шоу, видео-презентация и пр.);
- дополнительные материалы, подкрепляющие высокий уровень выполнения заданий практики.
По окончании практики студенты должны сдать отчеты не позднее 3-х дней.
Отчет по практике, завизированный групповым руководителем, представляется курсовому руководителю практики.
Итоговая аттестация по учебной практике осуществляется в форме дифференцированного зачета. Аттестация по итогам практики выставляется курсовым руководителем практики и проводится на основании защиты оформленного отчета и отзыва группового руководителя практики.
9. Критерии выставления оценок:
При проверке задания, оцениваются:
- последовательность прохождения всех этапов практики;
- полнота выполнения всех поставленных задач;
- соблюдение всех требований в освоении материала и его творческом использование.
При защите отчета оцениваются:
- заполненный Дневник практики с ежедневными записями и отметками руководителя практики;
- отзыв руководителя практики с подписью и печатью Организации (Приложение3) ;
- полнота и всесторонность отчета по практике, в которой отражены основные этапы прохождения практики.
Руководитель выявляет объем и качество выполненных студентом заданий, определенных программой практики. Результаты прохождения практики обсуждаются на заключительной конференции.
Студент-практикант, не выполнивший программу практики или не предоставивший её результаты в установленные сроки, считается не аттестованным.