Именно как общественный деятель Вы участвовали в организации и осуществлении ряда проектов в сфере социокультурной реабилитации инвалидов. Расскажите о некоторых из них
– Социокультурная реабилитация инвалидов – это процесс их включения в жизнь большого общества с помощью активного публичного раскрытия их творческого потенциала; следует отличать её от арт-терапии, которая преследует в первую очередь медицинские цели и может быть реализована не только в сугубо активной (созидающей), но и в относительно пассивной (воспринимающей) форме. Вместе с моей старинной подругой и коллегой, юристом и журналистом, председателем Пущинского городского отделения ВОИ и руководителем социального центра «Единство» Марией Селиховой, также имеющей крайне серьёзную форму ДЦП и также носящей ныне звание дважды лауреата Мухинской премии, мы зимой 2010-11 написали сценарии 3 праздничных вечеров, в которых принимали участие и здоровые артисты, и инвалиды. А уже 13 марта 2011 Маше пришла в голову мысль о фестивале, и первым человеком, с которым она её обсудила, стал я. Первоначально мы задумывали провести это торжество в Пущине, но на следующий день Машу, которую примерно за 3 месяца до описываемых событий пригласили поработать в оргкомитете 1-й Международной специализированной выставки «Reha Moscow International» (начиная с 2012 она носит русское название «Реабилитация. Доступная среда»), посетила идея сделать наш фестиваль культурной программой выставки. 16-17 марта мы практически независимо друг от друга придумали нашему новому детищу одно и то же название «Парафест» – и понеслось! Даже видавший виды Владимир Пругло, президент Паралимпийского комитета Москвы и главный куратор выставки, и тот обалдел от нашей прыти, тем более что годом раньше нечто подобное хотел, но почему-то не смог сделать он сам – а тут, подумать только, 2 тяжёлых инвалида решили учредить общероссийский фестиваль творчества своих коллег и, всего за 2 месяца преодолев все трудности, успешно его провели!..
С тех пор каждую весну, не пропустив ещё ни одного года, мы с Машей и с небольшой командой помощников, сплотившейся вокруг нас, готовим очередной «Парафест» в рамках очередной выставки «Реабилитация. Доступная среда». За эти годы в 6 постоянных – «Вокал», «Музыкальное творчество» (подразделяемое на инструментальное исполнительство и композицию), «Хореография», «Литературное творчество», «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» – и примерно в 10 временных (то появлявшихся, то исчезавших) номинациях мы так или иначе открыли и показали миру несколько сот талантов. У нас нет ограничений ни по возрасту, ни по характеру заболеваний участников: самым юным парафестовцам – по 6 лет, самым пожилым – почти по 90 (однажды пришла даже заявка от 98-летнего ветерана ВОВ, но мы с большим сожалением её отклонили, т.к. заявитель не приложил к ней ничего из своего творчества; потом я выяснил, что он – хороший поэт и художник), а для людей с расстройствами психики «Парафест» – вообще единственное мероприятие подобного масштаба, где они могут себя проявить (правда, у них есть свой специализированный фестиваль «Нить Ариадны», но он, в отличие от «Парафеста», проходит раз в 2 года). Естественно, в такой обстановке и с нашими молодыми и харизматичными ведущими концертов – Иваном Баркаром, Евгением Ляпиным и Галиной Родителевой – все чувствуют себя почти как дома.
По обе стороны от площадки для выступлений музыкантов и чтецов всегда стоят большие плазменные панели, на которых в течение всех фестивальных дней постоянно показывается электронная выставка работ, присылаемых нам по номинациям «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Фотоискусство», – то самое слайд-шоу, над созданием которого я в рамках сложившегося разделения обязанностей и тружусь (Маша больше занимается общей организацией фестиваля и составлением его концертной программы). Столь необычный выставочный формат, имея единственный очевидный недостаток (а именно – невозможность рассмотреть экспонат с точки зрения, отличной от выбранной фотографом), вместе с тем позволяет авторам не возить сами работы за тридевять земель в Москву (например, из Моздока или Челябинска) и совершенно не беспокоиться за их сохранность.
Ещё одно весьма характерное качество «Парафестов» – наличие неброской, но постоянной и очень крепкой взаимной поддержки участников наших фестивалей и приглашаемых на них здоровых артистов (преимущественно это – служители эстрады, но не только они). В разные годы у нас выступали Артём Амаро, Ольга Балашова-Леман, Этери Бериашвили, Лена Гранд, Фаррух Закиров, Александр Киреев, Виталий Кись, Ольга Кормухина, Владимир Лёвкин, Борис Осокин, Ирина Сурина, Верико Тухашвили, Илья Щербаков, Ольга Янковская и мн.др. прекрасные певцы и замечательные люди…