Особенности социокультурной ситуации региона конца XX-начала XXI века.
Одна из основных особенностей социокультурной ситуации для системы дополнительного образования состоит сегодня в следующем.
С одной стороны, возрастающая конкуренция со стороны основного и профессионального образования, появление новых игроков на рынке дополнительных образовательных услуг, расширение сферы образовательной деятельности школ, общественных организаций, требует от системы дополнительного образования самоопределения в складывающейся и еще непонятной структуре отношений. Эта ситуация заставляет выходить в контур всеобщего, или стратегического мышления.
С другой стороны, этот необходимый сегодня для системы дополнительного образования масштаб мышления сдерживается требованием выхода на вполне определенные, локальные действия в рамках конкретной образовательной структуры (от учреждения до города и региона). Попытка осуществить социокультурное самоопределение в мышлении и деятельности — и есть основная задача, стоящая перед разработчиками программ.
Попытка осуществить социокультурные самоопределения в мышлении и деятельности - и есть Основная задача, стоящая перед разработчиками программы.
Программа – знаковая форма фиксации самоопределения социокультурного субъекта, она определяет горизонты будущий деятельности, способ позиционирования в социокультурной ситуации
Программа развития ДО « Поколения 21» развитие человеческого потенциала, является системой управленческого инструментального знания, связывающего концептуальные идеи социокультурного развития со способами их реализации посредством образования.
ДО- программы и проекты, способны обеспечить социальную эффективность и инвестиционную привлекательность современного образования.
2.Значение программы «Поколение» в регламентации процесса развития системы дополнительного образования региона.
Программа – знаковая форма фиксации самоопределения социокультурного субъекта, она определяет горизонты будущий деятельности, способ позиционирования в социокультурной ситуации.
Основная задача программы - разработка и реализация инновационной организации региональной системы ДО.
Основное значение программы - Определения стратегических направлений развития образования, по отношению к которым должна строится обеспечивающиеся нормативно – правовая, финансовая, организационная поддержка системы ДО Красноярского Края.
Кроме концептуальных идей Программа содержит в себе описание базового организационного проекта, но при этом Программа принципиально является открытой и обеспечивает включение в себя многообразных деятельностных позиций. Организационный проект Программы указывает на способы соорганизации, необходимые для замысла и реализации базовых процессов реформирования региональной системы дополнительного образования.
Программа является открытой и обеспечивает включение в себя многообразных исследовательских позиций.
Региональная система ДО реформируется за счет Ортпроекта программы, в которой указывается способы соорганизации , необходимые для замысла и реализации базовых процессов реформирования.
3.Концепция программы «Поколение»: потенциальные субъекты общественного развития, новое поколение, концепт открытости, представление о Человеческом потенциале.
Данная Программа определяет направления развития
системы дополнительного образования, исходя из представлений о Человеческом потенциале региона и его Развитии.
Ключевыми ценностями, определяющими будущие регионы деятельности, являются два типа представлений — представление о Развитии и о Человеке Возможном как гипотеза ответа на вопрос о том, что является замыкающим ресурсом Развития. Однако уже на первом шаге возникает методологическая проблема, которая заключается в неопределенности, а точнее, в принципиальной неопределимости понятия «Человек».
Поэтому оказалось необходимым сформулировать такое интегральное представление о человеке, которое, с одной стороны, могло бы быть проработано аналитически, а значит, употребляться достаточно строго, а с другой стороны, было бы операционализируемым (могло быть переведено на Деятельностный уровень). В качестве такого рабочего инструмента в Программе используется понятие «Человеческий потенциал». Таким образом, мы можем конкретизировать представления о задачах общества и государства в сфере человеческого развития, а именно: мерой совершенствования общества, а также критерием для оценки социально-экономической политики государства и региональных органов управления является способность обеспечивать развитие и реализацию Человеческого потенциала граждан.
В этой связи Человеческий потенциал мыслится нами как программно заданный объект анализа и практических (в том числе и управленческих) усилий. Такой объект выполняет, как минимум, две функции. Во-первых, он особым образом репрезентирует определенные человеческие качества / возможности, понятные как в «малых» масштабах рассмотрения (на уровне отдельного человека и межличностных коммуникаций), так и в «больших» масштабах рассмотрения (на уровне региона, России, Русского мира). А во-вторых, он особым образом перефокусирует вокруг себя понимание того, что есть регион (Красноярский край), страна (Россия), нация и т. д.
Отсюда следует вполне определенная стратегия для образовательной аналитики Человеческого потенциала и связанных с ним практических образовательных проблем. Эта стратегия состоит в том, чтобы сформировать такую концептуальную конструкцию, которая включала бы в себя ряд антропологем, являющихся выражением «принципов свободопользования».
В качестве таких универсальных человеческих возможностей (антропологем) современного Человеческого потенциала в Программе рассматриваются:
• рефлексия и понимание;
• техники действий и коммуникаций;
• возможности интерпретации и мышления;
• способности самоопределения по отношению к культуре и социуму;
• целеполагание и социально-культурная персонификация;
• способности организации, самоорганизации, организация знаниевых систем.
Новое поколение – тип общности, который сегодня может принимать на себя миссию общественного развития.
Концепт открытости - работа с самоопределением в пространстве культуры и истории, освоение культурно- исторических способов мышления и деятельности.
Человеческий потенциал – представление о человеке, которое с одной стороны может быть проработано аналитически, а с др. стороны было бы операционализируемым.