Примерная индивидуальная программа
Фамилия, имя ученика | Имеющиеся недостатки | Проектируемые качества | Методы и приемы педагогического воздействия | Условия, обеспечивающие действенность методов педагогического воздействия | Результаты |
Примерная групповая программа
Фамилия, имя ученика | Содержание программы | Воспитательные приемы | Условия обеспечения | Виды деятельности | Результаты |
3. Определить и обосновать, каким путем можно устранить смысловой барьер, заключающийся в том, что ученик оказывается невосприимчивым к некоторым нижеприведенным педагогическим воздействиям:
• использованию общественного мнения коллектива;
• организации разъяснительной работы с учащимися;
• применению приемов индивидуального воздействия на ученика;
• усилению контроля за поведением ученика;
• организации медицинского обследования умственного развития ученика.
4. Ознакомившись с перечнем полярных качеств, приведенным в данной таблице, отметить степень их выраженности у себя.
Оцениваемые качества | Степень выраженности качества в баллах | Оцениваемые качества | ||||
Общительный | Замкнутый | |||||
Щедрый | Скупой | |||||
Активный | Пассивный | |||||
Откровенный | Скрытный | |||||
Смелый | Трусливый | |||||
Сдержанный | Развязный | |||||
Честный | Лживый | |||||
Принципиальный | Беспринципный | |||||
Волевой | Безвольный |
Ход работы
1. Провести обсуждение (или творческое представление, защиту точек зрения, диалог) следующих вопросов:
• индивидуальный, личностный, дифференцированный подходы к воспитанию; их сущность, взаимосвязь и взаимозависимость;
• система методов индивидуальной работы с учащимися, их характеристика;
• мастерство классного руководителя (воспитателя) по реализации принципа индивидуального подхода к воспитанию (опыт, творчество на основе анализа практики воспитания).
2. Представить к защите систему методов индивидуального воспитательного воздействия.
3. Провести анализ и оценку представленных систем.
4. Выполнить мини-контрольную работу по закреплению понятий, сущности и методов индивидуального подхода, их значимости в воспитательном процессе.
Лабораторное занятие 3
Тема:Опыт реализации принципа индивидуального подхода к воспитанию.
Цель:Отработка методики индивидуального подхода, составление индивидуальных и групповых программ развития личности и группы школьников.
Форма проведения:Беседа и практикум.
Ход работы
1. Провести беседу с педагогами-воспитателями о системе индивидуальной работы в школе и классе. Ознакомиться с индивидуальными и групповыми программами развития школьников.
2. Составить программы воспитания личности ученика на основе наблюдений, бесед с классными руководителями, воспитателями, родителями.
3. Провести анализ учебно-воспитательных ситуаций, взятых из жизни школы.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главе III.
Практическое занятие 4
Тема:Использование методов психологической диагностики для оптимизации воспитательного процесса.
Цель:Познакомить студентов с методами психодиагностики, сформировать умения применять их и использовать результаты < практике воспитания.
Форма проведения:Беседа и практикум.
Вопросы и задания
1. Познакомьтесь с содержанием главы VI и ответьте на следующие вопросы:
Какие психодиагностические методики используются для совершенствования учебно-воспитательного процесса?
Каковы требования к процедуре осуществления психолого-педагогической диагностики?
Назовите этапы технологической цепочки педагогической диагностики.
2. Изучите под руководством педагога ряд диагностических методик, позволяющих получить сведения о типологических свойствах, личностных особенностях и способностях ученика. Можно использовать следующие методики:
- краткий ориентировочный тест (см.: Еремкин Ю.Л., Еремкина О. В., Еремкин А. Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. — Рязань, 2000. — С. 83-89);
- методика «Пластичность-ригидность» (см.: там же, С. 46 — 47);
- методика Ильина — теппинг-тест для изучения силы—слабости нервной системы (см.: Практикум по общей и экспериментальной психологии/Под ред. А.А.Крылова.— Л., 1987. — С. 183-186);
- тесты Айзенка и Лири (см.: Приложение 7).
3. Используя результаты педагогической диагностики, составьте
краткий психологический портрет. Ответьте на следующие вопросы:
- Какую информацию вы сможете использовать для оптимизации воспитательного процесса?
- Как преодолеть ригидность нервных процессов школьника при изучении учебного материала?
- Какие черты характера школьников следует учитывать при со здании в классе благоприятного психологического климата?
Рекомендуемая литература
См. литературу к главе VI.
Приложения
Приложение