Примерная индивидуальная программа

Фамилия, имя ученика Имеющиеся недостатки Проекти­руемые качества Методы и приемы педагоги­ческого воздействия Условия, обеспечиваю­щие действен­ность методов педагогического воздействия Результа­ты
           

Примерная групповая программа

Фамилия, имя ученика Содержание программы Воспита­тельные приемы Условия обеспечения Виды деятельно­сти Результаты
           

3. Определить и обосновать, каким путем можно устранить смысловой барьер, заключающийся в том, что ученик оказывает­ся невосприимчивым к некоторым нижеприведенным педагоги­ческим воздействиям:

• использованию общественного мнения коллектива;

• организации разъяснительной работы с учащимися;

• применению приемов индивидуального воздействия на уче­ника;

• усилению контроля за поведением ученика;

• организации медицинского обследования умственного раз­вития ученика.

4. Ознакомившись с перечнем полярных качеств, приведен­ным в данной таблице, отметить степень их выраженности у себя.

Оцениваемые качества Степень выраженности качества в баллах Оцениваемые качества
Общительный           Замкнутый
Щедрый           Скупой
Активный           Пассивный
Откровенный           Скрытный
Смелый           Трусливый
Сдержанный           Развязный
Честный           Лживый
Принципиальный           Беспринципный
Волевой           Безвольный


Ход работы

1. Провести обсуждение (или творческое представление, защи­ту точек зрения, диалог) следующих вопросов:

• индивидуальный, личностный, дифференцированный под­ходы к воспитанию; их сущность, взаимосвязь и взаимоза­висимость;

• система методов индивидуальной работы с учащимися, их характеристика;

• мастерство классного руководителя (воспитателя) по реали­зации принципа индивидуального подхода к воспитанию (опыт, творчество на основе анализа практики воспитания).

2. Представить к защите систему методов индивидуального вос­питательного воздействия.

3. Провести анализ и оценку представленных систем.

4. Выполнить мини-контрольную работу по закреплению поня­тий, сущности и методов индивидуального подхода, их значимо­сти в воспитательном процессе.

Лабораторное занятие 3

Тема:Опыт реализации принципа индивидуального подхода к вос­питанию.

Цель:Отработка методики индивидуального подхода, составле­ние индивидуальных и групповых программ развития личности и груп­пы школьников.

Форма проведения:Беседа и практикум.

Ход работы

1. Провести беседу с педагогами-воспитателями о системе ин­дивидуальной работы в школе и классе. Ознакомиться с индивидуальными и групповыми программами развития школьников.

2. Составить программы воспитания личности ученика на основе наблюдений, бесед с классными руководителями, воспитате­лями, родителями.

3. Провести анализ учебно-воспитательных ситуаций, взятых из жизни школы.

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главе III.

Практическое занятие 4

Тема:Использование методов психологической диагностики для оптимизации воспитательного процесса.

Цель:Познакомить студентов с методами психодиагностики, сформировать умения применять их и использовать результаты < практике воспитания.

Форма проведения:Беседа и практикум.

Вопросы и задания

1. Познакомьтесь с содержанием главы VI и ответьте на следующие вопросы:

Какие психодиагностические методики используются для совершенствования учебно-воспитательного процесса?

Каковы требования к процедуре осуществления психолого-педагогической диагностики?

Назовите этапы технологической цепочки педагогической диагностики.

2. Изучите под руководством педагога ряд диагностических методик, позволяющих получить сведения о типологических свойствах, личностных особенностях и способностях ученика. Можно использовать следующие методики:

- краткий ориентировочный тест (см.: Еремкин Ю.Л., Еремкина О. В., Еремкин А. Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. — Рязань, 2000. — С. 83-89);

- методика «Пластичность-ригидность» (см.: там же, С. 46 — 47);

- методика Ильина — теппинг-тест для изучения силы—слабости нервной системы (см.: Практикум по общей и экспериментальной психологии/Под ред. А.А.Крылова.— Л., 1987. — С. 183-186);

- тесты Айзенка и Лири (см.: Приложение 7).

3. Используя результаты педагогической диагностики, составьте
краткий психологический портрет. Ответьте на следующие вопросы:

- Какую информацию вы сможете использовать для оптимизации воспитательного процесса?

- Как преодолеть ригидность нервных процессов школьника при изучении учебного материала?

- Какие черты характера школьников следует учитывать при со здании в классе благоприятного психологического климата?

Рекомендуемая литература

См. литературу к главе VI.




Приложения

Приложение

Наши рекомендации