ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Дубиницкая Кристина Александровна

Дубиницкая Кристина Александровна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

19.00.05 – «Социальная психология»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва -2011

Работа выполнена на кафедре психологии управления Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент

Валерий Александрович Ильин

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор возрастной и педагогической психологии

Николай Евгеньевич Веракса (заместитель директора НИИ СО Московского городского педагогического университета)

кандидат психологических наук

Марина Николаевна Расходчикова(доцент кафедры теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета)

Ведущая организация: Российский государственный социальный университет

Защита диссертации состоится «24» марта 2011 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д.850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051 Москва, ул.Сретенка, д.29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан « ___» _____________ 2011­­­­­ года

Ученый секретарь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Дубиницкая Кристина Александровна - student2.ru диссертационного совета И.Ю. Кулагина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и др. При этом имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода. Между тем, представляется достаточно очевидным, что в прикладном аспекте существенное значение в контексте проблемы эмоционального выгорания имеют социально-психологические факторы. Также вряд ли требует специального доказательства утверждение о том, что педагогическая деятельность в современных условиях, в силу своей специфики, предполагает повышенный риск формирования синдрома «эмоционального выгорания». В этой связи представляется совершенно обоснованным и, более того, необходимым, углубленное изучение роли социально-психологических факторов формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности, у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Синдром выгорания как следствие стрессов, связанных с профессиональной деятельностью, уже более тридцати лет активно изучается в рамках организационной, а также клинической психологии. Начало углубленного исследования данной проблематики большинство авторов связывают в первую очередь с именем американского психиатра Х. Фреденбергера, который впервые ввел понятие «выгорание» для обозначения совокупности психических, психофизиологических и психосоматических дисфункций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Идеи Х. Фреденбергера получили дальнейшее развитие в работах целого ряда американских психологов, в частности К. Маслача, С. Джексона, Б. Перлмана, Е. Хартмана и др., в рамках которых осуществлен детальный анализ процесса выгорания как ответной реакции организма на длительные профессиональные стрессы, разработаны методы диагностики выгорания, а также его профилактики и комплексной терапии. Следует отметить, что во многом под влиянием упомянутых исследований в зарубежной организационной практике резко возросло внимание ко всему спектру факторов (включая и социально-психологические), связанных с обеспечением охраны труда и здоровья сотрудников именно в логике снижения риска профессионального выгорания, в том числе с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности.В условиях перехода к рыночной экономике и связанным с ним неуклонным повышением требований к уровню профессионализма, производительности труда, а также профессиональной мобильности сотрудников, совершенно закономерным представляется резкий рост интереса к проблеме эмоционального выгорания со стороны российских исследователей (отметим, что в большинстве как отечественных, так и зарубежных работ по данной проблематике понятия «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» трактуются как синонимичные). В этой связи, исходя из целей и задач исследования, далее мы будем использовать именно понятие «эмоциональное выгорание», имея при этом ввиду, что речь идет об эмоциональном выгорании в контексте профессиональной деятельности педагогов и воспитателей ДОУ. Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы, связанные с каждой из стадий. Особо следует отметить, что В.В. Бойко разработана методика диагностики уровня эмоционального выгорания, эвристичность которой подтверждена, в том числе, и в ходе целого ряда практикоориентированных исследований, осуществленных в современных российских условиях. Углубленное изучение эмоционального выгорания с учетом специфики ряда профессий, связанных с взаимодействием в схеме «человек-человек», осуществлено в исследованиях Н.Е. Водопьяновой, Т.Е. Рогинской и др. Отдельное исследование, посвященное проблемам формирования и профилактики эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных школ, реализовано И.А. Акиндиновой и А.А. Бакановой. В работах Д.Г. Трунова показано, что в ряде случаев синдром выгорания может обоснованно рассматриваться не только как личностная и социальная проблема, но и как ресурс личностно-профессионального развития. Даже приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико-концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Вместе с тем, в существующем массиве теоретико-экспериментальных материалов имеют место две существенные в рассматриваемом контексте лакуны. Прежде всего, отсутствуют, по сути дела, практико-ориентированные исследования, целевым образом сконцентрированные именно на проблеме профессионального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Помимо этого, в большинстве имеющихся работ проблема выгорания рассматривается, прежде всего, в организационно-деятельностном и психофизиологическом аспектах. Собственно социально-психологические факторы (притом, что их значение ни в коем случае не отрицается и даже, напротив, подчеркивается), как правило, выступают в качестве «фоновой» информации. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:- во-первых, объективными потребностями развития системы образования в современном российском обществе, одним из ключевых, по сути дела, базовых звеньев которого является дошкольное образование;- во-вторых, научной и практической значимостью в данном контексте всего спектра социально-психологических, психолого-акмеологических и организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания педагогических кадров;- в-третьих, недостаточной изученностью данной проблематики применительно именно к педагогам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.Объект исследования: феномен эмоционального выгорания в контексте профессиональной деятельностиПредмет исследования: социально-психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников дошкольных образовательных учрежденийЦель исследования: изучение взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания со статусной позицией сотрудников дошкольных образовательных учреждений в интрагрупповой структуре педагогического коллектива, структурой трудовой мотивации и социально-психологическими характеристиками курируемой детсадовской группыЗадачи исследования:1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблематике эмоционального выгорания с учетом специфики профессиональной деятельности педагогов и воспитателей ДОУ.2. Выявить уровень эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений различных типов.3. Определить статусную позицию испытуемых в неформальной интрагрупповой структуре трудовых коллективов.4. Изучить социально-психологические характеристики детсадовских групп, курируемых испытуемыми.5. Выявить структуру и особенности трудовой мотивации испытуемых. 6. Проанализировать взаимосвязь симптомов эмоционального выгорания со статусной позицией испытуемых, структурой их трудовой мотивации и социально-психологическими характеристиками курируемых ими детсадовских групп.7. Разработать на базе полученных результатов блок научно-практических рекомендаций.Основная гипотеза исследования:Формирование синдрома эмоционального выгорания и особенности его проявления в профессиональной деятельности педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений непосредственно связаны с социально-психологическими характеристиками руководимой ими детсадовской группы и такими факторами, как статусные характеристики конкретного сотрудника, уровень и структура его трудовой мотивации. Частные гипотезы исследования:1. Степень эмоционального выгорания педагогов и воспитателей детского сада оказывается выше, если статусная позиция педагога и воспитателя в интрагрупповой неформальной структуре педагогического коллектива может быть охарактеризована как низкостатусная или высокостатусная. 2. Степень эмоционального выгорания сотрудников детского сада оказывается выше, если руководимая им детсадовская группа характеризуется отчетливо высокими или столь же отчетливо низкими показателями социально-психологического климата.

3. Уровень эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, вне зависимости от их статусной позиции в неформальной интрагрупповой структуре педагогического коллектива, напрямую связан со степенью личностной значимости внутренней и внешней мотивации к профессиональной деятельности.

Наши рекомендации