Будущих педагогов и практических психологов
Роль летней педагогической практики
В формировании опыта профессиональной деятельности
будущих педагогов и практических психологов
Богуславская Маргарита Александровна
студентка 4 курса специальности «Практическая психология»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук Шилова Л.И.
Процесс профессионального становления студентов - будущих учителей в педагогических учебных заведениях немыслим без учебной педагогической практики. Подчеркивая ее важность, известный педагог П.П. Блонский писал, что "педагогике невозможно научить книгами и книгами... Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая".
Особое место в профессиональном становлении будущих учителей отводится педагогической практике. Как отмечают современные исследователи (И.А. Бочкарева, З.И. Васильева, И.К. Дракина, Е.Н. Соловова и др.), ни один компонент педагогической деятельности и готовности к ней невозможно сформировать лишь в учебных аудиториях. Это возможно сделать только в процессе непосредственного общения с детьми, в процессе реального решения возникающих педагогических задач.
Летняя педагогическая практика сложилась на основе традиций общественно-политической и пионерской практик в советской школе и до сих пор является первой самостоятельной деятельностью будущих учителей.
Следовательно, видится возможным определить понимание педагогической практики с двух позиций:
Во-первых, педагогическая практика есть вид практической деятельности будущих учителей в образовательном пространстве, направленный на формирование опыта решения профессиональных задач;
Во-вторых, педагогическая практика есть способ организации обучения студентов решению профессиональных задач, направленный на освоение и развитие знаний, умений, навыков, отношений и рефлексии будущих учителей.
Раннее подключение студентов к самостоятельной деятельности имеет свою специфику (З.И. Васильева, Е.И. Казакова, В.А. Сластенин). С одной стороны, студенты еще не владеют в полной мере теорией и методикой педагогической деятельности, формирование их личностных качеств находится на стадии становления, как и формирование направленности личности. Это может привести к копированию стиля деятельности учителя-руководителя, усвоению образца деятельности. С другой стороны, ранняя практика способствует глубокому и конкретному познанию сущности профессиональной деятельности учителя, интенсификации процесса формирования профессионально-педагогических умений, ускорению выработки самостоятельного профессионального опыта, повышению степени удовлетворенности профессиональной деятельностью.
В задачи летней педагогической практики включены:
- приобретение умений и навыков решения профессиональных задач в работе с детскими и юношескими объединениями в условиях летнего отдыха;
- овладение разными формами и методами организации жизни и деятельности детей и подростков в условиях летнего отдыха;
- развитие творческого и ответственного отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками;
- формирование профессиональной направленности личности будущего учителя;
- формирование опыта решения задач профессиональной деятельности.
По окончании практикума студенты принимают участие в инструктивно-методическом лагере (ИМЛ), моделирующем основные виды деятельности помощников воспитателей в условиях летнего отдыха детей и подростков. Участие в ИМЛ предполагает, что студенты уже овладели некоторым опытом будущей профессиональной деятельности и закрепляют его, демонстрируя в моделируемых условиях.
Одним из результатов подготовки является составление каждым студентом определенного набора методических материалов, необходимых для самостоятельной практической деятельности с воспитанниками, портфолио. На данном этапе портфолио носит своеобразный предварительно-диагностический характер и включает материалы, которые предполагается использовать на практике. Предусматривается, что в процессе практики его содержание будет изменяться, отражая реальную деятельность студента.
В итоговом портфолио по практике включены дневник педагогических наблюдений, результаты анкетирования воспитанников, отзывы и характеристики методистов о работе студента-практиканта. Анализ данных документов позволяет определить место летней педагогической практики в формировании опыта профессиональной деятельности будущих учителей.
В педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего учителя. К числу таких факторов можно отнести слабую уверенность студента в своих силах, сильную привязанность к определенным схемам, установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса, опасение контроля со стороны методиста кафедры, учителя-предметника, однокурсников, боязнь ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно, состояние повышенной тревожности, чрезмерно сильная концентрация внимания на себе, своих переживаниях, интересах и т.д. Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Выводы. Таким образом, можно отметить, что практика не только позволяет приобрести опыт практической деятельности, опыт общения с воспитанниками, но и предоставляет возможности будущим педагогам и психологам оценить свои силы и возможности, а также личные перспективы.
Резюме: статья раскрывает роль летней педагогической практики в формировании опыта профессиональной деятельности будущих педагогов и практических психологов.
Ключевые слова: практика, портфолио, педагог, практический психолог.
Резюме:стаття розкриває значущість практики в літку у формуванні досвіду професійної діяльності майбутніх педагогів та практичних психологів.
Ключові слова: практика, порт фоліо, педагог, практичний психолог.
Литература
1.Материалы научной конференции 15-16 апреля 2004 г. Под ред. А.Г. Козловой, Т.С. Буториной, А.П. Тряпицыной. В 2 –х. т. – СПб, 2004. – Т. 2. – С.188-193
2. Саврасова А.Н. Роль летней педагогической практики в формировании опыта профессиональной деятельности будущих учителей //Северо-Запад России: Пед. исследования молодых ученых.