Развивающей среды в кабинете логопеда в старшей группе
Центр речевого и креативного развития:
Зеркало с лампой дополнительного освещения; скамеечка или 3-4 стульчика для занятий у зеркала; комплект зондов для постановки звуков; комплект зондов для артикуляционного массажа; соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки; спирт; дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.); картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты); логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения И. А. Смирновой; логопедический альбом для обследования звукопроизношения И. А. Смирновой; логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи И.А. Смирнова; предметные картинки по изучаемым лексическим темам; сюжетные картинки; серии сюжетных картинок; «алгоритм» описания игрушек, описания фрукта, овоща, животного; лото, домино по изучаемым темам; «Играй-ка 1», «Играй-ка 2», «Играй-ка 3» для уточнения математического словаря, «Играй-ка 5», «Играй-ка – грамотейка»; серии демонстрационных картин «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Кем быть?»; небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал; предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков; настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях; картотека словесных игр, коммуникативных игр; настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи; раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов); настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза «Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.); раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений (пластмассовые прямоугольники и кружки); разрезной и магнитный алфавит; алфавит на кубиках; слоговые таблицы; «Мой букварь»; магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино; наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок.
Центр сенсорного развития:
Звучащие игрушки (металлофон, пианино, погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки, «поющие» игрушки); звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под фотопленки с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном, мелкими гвоздями, камушками и т. п.); маленькая настольная ширма; кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, журчание ручейка, пение птиц, лай собаки, мяуканье кошки, мычание коровы и т. п.); карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам; настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи «Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»); настольно-печатные дидактические игры для развития цветовосприятия и цветоразличения «Радуга», «Разноцветные букеты», «Спрячь бабочку» и т. п.; палочки Кюизенера, блоки Дьенеша; занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями – меховой, бархатной, шелковой, наждачной, «Тактильные кубики», «Тактильные коврики» и т. п.); «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками, пластиковыми фигурками животных, мелкими муляжами фруктов и овощей.
Центр моторного и конструктивного развития:
Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам; разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам; кубики с изображениями по всем изучаемым темам (8-12 частей); игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам; пальчиковые бассейны с различными наполнителями (желудями, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камушками); массажные мячики разных цветов и размеров; мяч среднего размера, малые мячи разных цветов (10 шт.); флажки разных цветов (10 шт.); игрушки-шнуровки, игрушки-застежки; средняя и мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее; средний и мелкий конструкторы типа «Lego» или «Duplо» и схемы выполнения построек; средние и мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания; занимательные игрушки из разноцветных прищепок; игрушка «Лицемер».
Уголок игр и игрушек для мальчиков:
Модели транспорта разных цветов и размеров; сборные модели транспорта; металлический конструктор; фигурки людей и животных; разрезные картинки из 8-12 частей с изображениями машин; пазлы с изображениями машин; автомобильные каталоги и проспекты автосалонов.
Уголок игр и игрушек для девочек:
2-3 куклы и комплекты одежды для них; наборы мебели и посуды для кукол; разрезные картинки из 8-12 частей с изображениями кукол; пазлы с изображениями кукол; плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них; «Каталоги» модной одежды и аксессуаров.