Пед. технологии и их применение в пед. проц
Личн-ть педагога
Пед. профессия оказ. влияние на личн-ть, весь образ жизни чела. Личностные кач-ва У играют огр. роль в рамках данной деят-ти.
Личность, индивидуальностьУ = личные кач-ва + индивид. стиль деят-ти + способности + черты хар-ра
Сущ. спец. документ, регламентирующий необх. кач-ва У – «Профессиограмма специалиста»
Важные элементы: - мотивация (отношение У к своей работе)
М. бывает: внешняя (+/-) – внутр. (+), положительная – отрицательная
-творч-во(=свид-во профессионального уровня У, стимул личностного развития уу)
à отраж-ся в анализе исходн. пед. ситуации, выборе ср-в обу-я, оценке рез-тов
У должен уметь:
- перенести ЗУНы(знания, уменя, навыки) в нов.сит-цию
- ставить задачи разл. степени трудности
- привлекать доп. материал
- стимулировать творчество уу
1но из самых важн. св-ств деят-ти педагога – креативность, в статье Пиаже'О природе креативности' раскрываются источник и механизмы творч-ва:
У должен располагать
-профессиональными знаниями (знание науки и учеников) = фундамент пед. деят-ти
проф. знания в педагогике могут и должны б. профессионально окрашены, напр. выбор учебников -набором опред. личностных кач-в: терпимость, доброжелательность, коммуникативность, энтузиазм, отзывчивость, стремление к лидерству, корректность, тактичность, самокритичность, артистичность, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенств.
2 Я. А.Коменский
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию.
Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.
Групповое обучение– более массовый характер. Группы одного возраста, появление классно- урочных систем (основатель Каменский 17 век), но до него Д. Сил (учитель голландской школы) правила перехода из класса в класс, урок. Каменский обобщил опыт.
Классно-урочная система:
1. Объединяет учащихся одного возраста и уровня подготовки (класс)
2. Этот класс сохраняется до конца обучения
3. Классная работа по единой программе, единый учебный план
4. Основная единица – урок, посвящается одному предмету и одной теме
5. Руководит учитель, оценивает учащихся
Учебный год, день, расписание, каникулы и др.
Классно-урочная система – экономична.
Минус – нет индивидуального подхода
Пед. технологии и их применение в пед. проц.
Зарождение идеи технологии пед. проц. связ. с внедрением достижений научно-тех прогресса в разл. области теор. и практич. д-сти. У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко.Массовое внедрение пед тех-й исслед-тели относят к н. 1960х гг. и связ. его с реформированием в нач. амер-й, а затем и Европ-й школы. К наиб. известн. авторам соврем. пед. тех-й за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д.Брунер, Г. Гейс, Вю Коскарелли. Отеч. Теория и практика осуществл-я тех подходов к образов-ю отражена в науч трудах П.Я. Гальперина, Талызиной, Ривина, Ланда Бабанского, Эрдниева, Раченко, Л.Я. Зориной, Беспалько, Кларина и др. В наст время пед тех-и рассматрив-ся как 1н из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, соц. психологии, кибернетики и менеджмента. наст время пед тех-ю понимают как последовательную, взаимосвязанную систему дей-й педагога, направл. на решение пед. задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного пед процесса. Пед тех-я –строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех пед действий. Поскольку пед процесс строится на определ. системе принципов, то пед технология может рассм-ся как совокупность внешн и внутр дей-й, напр-х на последовательное осуществл-е этих принципов в их объективной св-зи, где всецело проявляется личность педагога. Любая пед задача эффективно м.б. решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Пед тех-и м.б. представлены как технологии обучения (дид тех-и) и тех-и воспитания.
Пед технология взаимосвязана с пед мастерством.
Можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обуч-я и его осуществления. Частные – это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как пед стимулирование деятельности учащ-ся, контроль и оценка ее результатов и более конкретных – типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
Примеры пед технологий:
- технология конструирования пед процесса
- технология осуществления пед процесса
- технология пед общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Пед. технологии и их применение в пед. проц.
Зарождение идеи технологии пед. проц. связ. с внедрением достижений научно-тех прогресса в разл. области теор. и практич. д-сти. У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко.
Массовое внедрение пед тех-й исслед-тели относят к н. 1960х гг. и связ. его с реформированием в нач. амер-й, а затем и Европ-й школы. К наиб. известн. авторам соврем. пед. тех-й за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д.Брунер, Г. Гейс, Вю Коскарелли. Отеч. Теория и практика осуществл-я тех подходов к образов-ю отражена в науч трудах П.Я. Гальперина, Талызиной, Ривина, Ланда Бабанского, Эрдниева, Раченко, Л.Я. Зориной, Беспалько, Кларина и др.
В наст время пед тех-и рассматрив-ся как 1н из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, соц. психологии, кибернетики и менеджмента.
В наст время пед тех-ю понимают как последовательную, взаимосвязанную систему дей-й педагога, направл. на решение пед. задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного пед процесса.
Пед тех-я –строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех пед действий. Поскольку пед процесс строится на определ. системе принципов, то пед технология может рассм-ся как совокупность внешн и внутр дей-й, напр-х на последовательное осуществл-е этих принципов в их объективной св-зи, где всецело проявляется личность педагога. Любая пед задача эффективно м.б. решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Пед тех-и м.б. представлены как технологии обучения (дид тех-и) и тех-и воспитания.
Пед технология взаимосвязана с пед мастерством.
Можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обуч-я и его осуществления. Частные – это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как пед стимулирование деятельности учащ-ся, контроль и оценка ее результатов и более конкретных – типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
Примеры пед технологий:
- технология конструирования пед процесса
- технология осуществления пед процесса
- технология пед общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
6. Жан-Жак Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию.
В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.
Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т. п.
Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 202/.
Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.
Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные склонности.
Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
43.Сущность и принципы управл.образов. учрежд.
Методическая работа – это система организационных мер, направленная на обеспечение эффективности деятельности педагогического коллектива в учебно-воспитательной работе. От уровня методической культуры учителя зависит процесс обучения, его качество. В школе организуют метод. объединения учителей-предметников (не менее 3 учителей).
Метод объединения: 1.контролируют и координируют работу учителей; 2. заслушивают выступления, доклады, сообщения и т.д. об опыте работы, находках, недостатках; 3. тренинги, лекции по трудной проблематике для учителей; 4. распределение, обобщение педагогического опыта; 5. создание и накопление компьютерных банков данных; 6. оказание помощи молодым учителям; 7. организация аттестации сотрудников. Самообразование учителей. Формы: чтение лит-ры, анализ имеющейся литературы, адаптация чужого педагогического опыта к индивидуальному стилю деятельности, посещение курсов повышения квалификации, использование методического дня, чтение педагогической периодики.