Глава 11. Упражнения по биологии
СЕМЕНА
Возраст | 2.5 - 3 года |
Цель упражнения | Распознавание семян различных растений |
Материал | Коробка, разделенная на несколько частей перегородками. Одно отделение большое, и в нем лежат семена различных растений. Например, тыквы, подсолнуха, арбуза, дыни. На донышках остальных отделений прикреплены картинки с изображением растений, чьи семена использованы в материале. |
Описание работы | Ребенок ставит перед собой коробку и сортирует семена из большого отделения в соответствующие маленькие. Он перекладывает каждое семечко отдельно, тренируя тем самым свою мелкую моторику. |
Комментарий | Впервые представляя этот материал ребенку, учитель, во-первых, узнает, знакомы ли ребенку растения, использованные в упражнении, и, если неизвестны, - называет их. Во-вторых, учитель вместе с ребенком рассматривает семена этих растений и определяет, чье какое. Только после этого малыш приступает к самостоятельной сортировке. |
Где применялось упражнение | В детских Домах Марии Монтессори в Москве. Материал проходит стадию апробации. |
Дата | 1994-1995 |
ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ПЛОДЫ
Возраст | 3 - 6 лет |
Цель упражнения | Узнать листья и плоды соответствующих деревьев; узнать, что некоторые деревья не имеют плодов. |
Материал | Коробка с двумя отделениями. В одном - карточки с изображениями и названиями различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, пальма кокосовая и т.д.), в другом - карточки с изображением листьев этих деревьев, мелкие игрушки или естественные плоды. |
Описание работы | Ребенок выбирает любую карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод. (Работе предшествует трехступенчатый урок). В процессе работы ребенок понимает, что не все деревья имеют плоды. |
Комментарий | Если есть возможность, лучше провести круг с реальными листьями и плодами. Упражнение ставит ребенка в ситуацию дифференциации и упорядочивания растений как произведения природы, знакомит с понятием “плод” и через реальное действие запечатлевает его образ. |
Где применялось упражнение | Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994-1995 |
ДЕРЕВЬЯ - КУСТАРНИКИ - ТРАВЫ
Возраст | 4 - 6 лет |
Цель упражнения | Научиться делить растения на деревья, кустарники, травы; определять их по характерным признакам. |
Материал | Билетики с надписями: дерево, кустарник, трава (цветы) карточки с изображением самых известных и постоянно встречающихся в жизни ребенка деревьев, кустарников, цветов (например, березы, дуба, ели, одуванчика, ромашки, розы и т.д.), контрольная карта с нарисованными растениями. |
Описание работы | Работе предшествует урок о характерных признаках дерева, кустарника, травы. Затем ребенок выкладывает на столе или коврике билетики с названиями и достает любую карточку с картинкой. Вспомнив характерные признаки дерева, травы, кустарника, ребенок относит свою карточку к соответствующему классу. Проверка осуществляется по контрольной карте. |
Комментарий | Для закрепления информации лучше всего продолжать игры во время прогулок. |
Где применялось упражнение | Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994-1995 |
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА
Возраст | 5 - 7 лет |
Цель упражнения | Научиться делить животных по группам, в зависимость от характерных признаков, узнать новые категории: пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие, насекомые. |
Материал | Билетики с названиями классов: моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, птицы, млекопитающие; в коробке или корзинке лежат фигурки животных, контрольная карта с изображениями животных, короткие тексты о характерных признаках класса. |
Описание работы | Работе с материалом предшествует объяснение понятий: пресмыкающиеся, моллюски, земноводные, насекомые, млекопитающие. Затем ребенок выкладывает все билетики в ряд, под них кладет соответствующие тексты. Потом достает фигурку любого животного из корзинки и, сверяясь с текстом, относит его к одному из классов (в первый раз лучше делать вместе с учителем). Проверка по контрольной карте. |
Комментарий | Помимо знакомства с животным миром, упражнение подготавливает ребенка к упорядочиванию большого объема информации, приучая анализировать и делать логические выводы. |
Где применялось упражнение | Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994-1995 |
При изготовлении материала использованы идеи Сессиль Лупан (Франция). |
ЖИВОТНЫЙ МИР КОНТИНЕНТОВ
Возраст | 5 - 7 лет |
Цель упражнения | Узнать, какие животные населяют разные континенты. |
Материал | Картонное или фанерное поле с изображением континентов, корзина с изображениями животных (пингвин, жираф, крокодил, лиса, слон, кенгуру, верблюд и т.д.), контрольная карта континентов с изображениями животных. |
Описание работы | Работе с материалом предшествует объяснение учителя, кто где живет. Затем ребенок вынимает из корзинки изображение любого животного и ставит его на соответствующий континент (проверка по контрольной карте). |
Комментарий | Если работа проводится на кругу, можно сопровождать ее кратким рассказом об образе жизни животных с включением игровых моментов, например, водящий вытаскивает наугад фигурку животного и пытается движениями передать его повадки, остальные должны угадать животное; угадавший водит. |
Где применялось упражнение | В Монтессори - школах Москвы. |
Дата | 1993-1994 |
КТО ГДЕ ЖИВЕТ?
Возраст | 3 - 4 лет |
Цель упражнения | Знакомство детей с окружающим миром, со средой обитания животных, растений и людей. |
Материал | Большой лист бумаги, на котором нарисованы земля, вода, воздух и солнце. Корзина с маленькими картинками и фигурками. |
Описание работы | Детям предлагается украсить картину, т.е. расставить фигурки и картинки так, как они существуют в природе. Каждому ребенку предлагается принять участие, поэтому упражнение лучше проводить в кругу с группой детей, хотя при желании с материалом может работать и один ребенок. |
Комментарий | Детские представления об окружающем их мире весьма хаотичны и расплывчаты. Они складываются из тех минимальных впечатлений, которые малыши получили за 3-4 года жизни на земле и из мимолетных рассказов взрослых. Поэтому им не так-то просто бывает разобраться, например, где именно обитает то или иное животное или растение. Если дети работают с материалом в группе и с участием взрослых, то представления каждого дополняется знаниями других и запечатлеваются, откладываются в сознании. Взяв материал повторно, малыш теперь уже самостоятельно пытается воспроизвести впитанное. Но даже в случае неудачи он проделывает важную работу по упорядочиванию своего сознания, своих представлений о мире, его окружающем. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. |
Дата | 1994-1995 |
МОЯ РУКА... МОЯ НОГА...
Возраст | 3 - 5 лет |
Цель упражнения | Изучение строения человеческого тела на самом человеке. Интуитивное чтение, пополнение словарного запаса. |
Материал | Таблички длиной в 15 см и шириной в 5 см, на которых написаны названия частей тела человека: рука, нога, голова, шея, лицо, плечо, рука, живот, грудь, спина, бедро и т.д. |
Описание работы | Занятия проводятся с группой детей в кругу. В центр кладется коврик. Учитель предлагает детям взять себе одну из табличек. Одному из детей предлагают лечь на коврик, расставив руки и ноги. Дети по очереди выходят в круг и кладут свою табличку на лежащего ребенка, предварительно прочитав, что на ней написано. То есть они кладут: рука к руке, голова к голове и т.д. |
Комментарий | Это упражнение дает возможность детям реально представить себе и ощутить физически строение человеческого тела. Для детей, которые уже умеют читать, есть возможность сопоставить зрительный образ написанного с реальной частью человеческого тела. Дети легко и оживленно воспринимают это упражнение и в дальнейшем с удовольствием продолжают работу парами. |
Где применялось упражнение | В Монтессори - школах Голландии и Германии. Проходит стадию апробации в детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. |
Дата | 1994-1995 |
СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Возраст | 4 - 6 лет |
Цель упражнения | Первоначальное знакомство ребенка со строением человеческого тела. Косвенно - расширение запаса слов. |
Материал | Коробка, в которой лежит кукла Барби без одежды. К ней прилагаются наклейки, на которых написаны названия частей человеческого тела: голова, рука, локоть, грудь, спина и т.д. |
Описание работы | Ребенок достает из коробки куклу, кладет перед собой, и, прочитав одну из наклеек, прикрепляет ее к Барби. Так он делает до тех пор, пока все части тела куклы не обретут свои названия. |
Комментарий | Изучение анатомии для ребенка в этом возрасте представляет огромный интерес. Он постоянно сравнивает свои отвлеченные познания со своим собственным телом, своими ощущениями. Тем не менее, процесс абстрагирования обязательно происходит, и малыш с удивлением обнаруживает, что строение тела человека похоже на строение тела многих животных. Он сделает это открытие самостоятельно, если однажды в коробке рядом с Барби появится фигурка какого-то животного, например, собаки, а таблички при этом останутся прежними. Он попробует приклеить их к частям тела собаки и обнаружит, что это вполне возможно. |
Где применялось упражнение | Материал проходит стадию эксперимента в детских группах Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994-1995 |
Космическое воспитание
Что за странное название предмета стоит в расписании нашей школы - КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ? (Дети попросту называют его “Космос”). Можно подумать, речь идет о звездах, планетах, спутниках и ракетах. Не совсем. Нельзя также сказать, что это - старое доброе природоведение. Иногда мы прибавляем к слову ПРЕДМЕТ частичку МЕТА, объясняя, что ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, истории, географии, астрономии и многом другом.
Центральная идея космического воспитания - познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории и природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос - тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймет, что развитием необходимо управлять сознательно.
Такова философская основа метапредмета “КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ”. Среди русских философов, проповедовавших идею “космизма”, можно назвать Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского. Этими идеями увлекался в свое время и Л.Н.Толстой. Мария Монтессори придала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться каждой даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.
Разрабатывая космическое воспитание как предмет изучения, мы основывались, прежде всего на том, что необходимо сохранит и поддержать детское восприятие мира как единого целого, оставшееся у ребенка с младенческих лет. Малыш не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыт по физике, а про звезды расскажут на уроке астрономии лишь в 11 классе. Ему уже сейчас, в пять-семь лет все это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Разумеется, взрослые пока не в силах ответить на каждый вопрос ребенка. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда, в большинстве случаев, малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля.
Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: учитель рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной свободной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок и историй, докладов, отгадыванием загадок и кроссвордов и придумыванием их, моделированием предметов и афиши ситуаций, пантомимой, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчетом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное
значение, так как одна из основных идей курса - личное проживание смысла уроков. Память о них - собственные учебники, рисунки на стенах, модели на полках, - спектаклей и выставок.
Елена Литвяк
Глава 16. Игры с водой
Тихая вода в центре круга
Материал.
Красивая большая чаша, наполненная водой.
Работа с материалом.
Дети сидят в кругу на стульчиках или на полу. В центре круга стоит чаша со спокойной, не колышущейся водой. Дети смотрят на гладкую поверхность воды и стараются тоже не шелохнуться. Все сохраняет покой. Один из детей выходит в круг и опускает руку в чашу с водой, нарушая ее спокойствие. Дети тоже начинают двигаться. Но как только вода перестает колыхаться, замолкают и замирают и они. Так сидят несколько секунд. Потом ритуал повторяется.