II. Проверка домашнего задания. III. Сообщение темы и целей урока

III. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.

IV. Орфографическая разминка

Открываем к..л..ндарь -— Сне., на крыш.., на крылеч..к..

Начинается январь. Со..нце в небе г..лубом.

В янв..ре, в янв..ре В наш..м доме топят печ..ки,

Много снегу на дв..ре. В небо дым идет ст. лбом.

С. Маршак

— Объясните написание пропущенных орфограмм и падежных окон

чаний имен существительных. ...

— Обозначьте склонение имен существительных.

V. Чистописание

январь ящерица сиять

— Составьте со словами предложения. .

Снег скрипит. Сверкают блестки.

Все ребята—во дворе.

Ух, какой морозец хлесткий

В белоснежном январе!

В. Фетисов

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— Разберите по составу слово белоснежном.

— Обозначьте склонение имен существительных.

— Объясните пословицы: «Январь год начинает, декабрь кончает», «Январь году начало, зиме середина».

VI. Работа с учебником

Упражнение в написании падежных окончаний имен существительных.

1. Упр. 190, с. 116.

2. Упр. 192, с. 118. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника. Физкультминутка

3. Упр. 193, с. 118. Запись словосочетаний с объяснением правописания окончаний.

4. Упр. 194, с. 119.

— Запишите ответы на вопросы. Объясните написание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.

5. Письмо по памяти:

Пришла з..ма с м..розами,

С м..розами, с м..телями.

Сугробы под б..резами,

Б..лым-б..ло под елями.

О. Высотская

— Объясните написание пропущенных букв.

— Определите падеж имен существительных.

— Подберите однокоренные слова к слову мороз, выделите в них окончания.

Физкультминутка

6. Работа с текстом:

Митель бушевала целую ниделю.

Калючяя снежная карусель без передышки кружылась над крышами изп, над палями, над всем белым светам.

Снек замел все дароги и тропы, насыпал у плетней, у заборов высокие сугробы.

Мигель выла, насвистывала, пела на десятки галасов. Белесая сплошная мгла застилала горизонт.

По А. Мутасову

— Спишите, исправляя орфографические ошибки.

— Обозначьте падеж и склонение имен существительных.

— Подчеркните однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении?

— Какие слова и выражения наиболее ярко характеризуют метель, как природное явление?

7. Объяснительный диктант:

Наступил январь. Стоят трескучие морозы. Холодный ветер дует в лицо и уши. Снег пушистым ковром укрыл поля и луга. В лесу замело все тропинки. По лесу лучше ходить на лыжах. Речку сковал лед. Там ребятишки сделали хороший каток. Весело звучат голоса детей до позднего вечера.

— Подчеркните в словах орфограммы:

а) безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением;

б) правописание звонких и глухих согласных; ",'

в) безударная гласная, не проверяемая ударением. 7

— Обозначьте падеж и склонение имен существительных. ~

8. Используя шифр и ключи, угадайте словарные слова на тему «Зима»:

А Б в г

1 Т Р г Е

2 3 М и О

3 ю Н п в

4 л С к ш

5 ж Д ь А

1)М Е Т Е Л Ь

2Б 1Г 1А 1Г 4А 5В

2) В Ь Ю Г А

ЗГ 5В ЗА 1В 5Г

3)М О Р О 3

2Б 2Г 1Б 2Г 2А

4) И Н Е Й

2В ЗБ 1Г 2В

5)П О Р О Ш А

ЗВ 2Г 1Б 2Г 4Г 5Г

6) С Н Е Г

4Б ЗБ 1Г 1В

7)С Н Е Ж И Н К А

4Б ЗБ 1Г 5А 2В.ЗБ 4В 5Г

8) Г О Л О Л Е Д

1В 2Г4А 2Г4А1 5Б

9) С Н Е Г О П А Д

4Б ЗБ 1Г 1В 2Г ЗВ 5Г 5Б

— Определите склонение имен существительных.

9. Лексическая работа:

1) Каждый день ... прибавляет частиц.... 2) По ... о человеке не суди. 3) Кто в труде впереди, у того орден на .... 4) Человек без друга, что еда без ... . 5) От ... к лету поворота нет.

Слова для справок: осень, грудь, соль, жизнь, наружность, мудрость.

— Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена существительные 3-го склонения. В каком падеже они употреблены? Выделите в них окончания.

— Объясните смысл пословиц.

VII. Рефлексия

— Назовите падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

— В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания?

— Какие слова можно использовать для проверки безударных окончаний имен существительных 3-го склонения?

Домашнее задание

Упр. 195, с. 119

Урок 40. Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (1 урок)

Цели:вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных; развивать речь учащихся; вырабатывать орфографическую зоркость; расширять представления о жизни морских обитателей.

Ход урока

I. Организационный момент

Наши рекомендации