Как обращаться с удаленными элементами
Нижеприведенные иллюстрации изображают два процесса геометрического преобразования на плоскости. Эти процессы проводят правильную точку через бесконечность. Первый ряд начинается с эллипса, точка В которого смещается вверх через бесконечность и в третьем рисунке возвращается снизу. Из эллипса получается гипербола, (на рис. 12b изображена парабола с удаленной точкой B∞) Интересно, что хотя в эвклидовой геометрии при начертании гиперболы и изображалась бесконечность, но это восприятие не привело к абстрактному пониманию удаленных элементов (срав. рис. 12а, 12b и 12с).
Рисунок 12а: Эллипс
Рисунок 12b: Парабола с удаленной точкой B∞
Рис. 12с: Гипербола
В начале второго ряда находится треугольник, вершина которого С проводится наверх через бесконечность и возвращается в третьем рисунке снизу. Четвертый треугольник назван в честь математика Мебиуса треугольником Мебиуса, (сравни рис. 13а, 13b, 13c, 13d).
Рисунок 13а: Обыкновенный треугольник
Рисунок 13b
Рисунок 13с: Треугольник с удаленной точкой С∞ в качестве «вершины»
Рисунок 13d: Треугольник Мебиуса
Расширение понятий «внутри» и «снаружи»
Если нарисовать круг, то на первый взгляд кажется очевидным: то, что находится в пределах окружности круга, является внутренним, а то, что находится за пределами окружности, рассматривается как внешнее. Но при рассмотрении с помощью проективной геометрии получается, что в пределах круга могут находиться лишь точки.[61] А вне круга могут находиться прямые целиком (сравни рис. 14а и 14b).
Рисунок 14а: Заштрихованная область внутри (точечное сознание) | Рисунок 14b: Заштрихованная область внутри (сознание прямых) |
Рис. 15а поясняет, что через любую точку S, находящуюся внутри нарисованного на плоскости круга, можно провести две прямые р и q, каждая из которых пересекает круг в двух точках. В соседнем рис. 15b изображена полярная точке S прямая s. Пересекающимся прямым р и q на рис. 15 b соответствуют полярные им точки Р и Q. Находящаяся внутри круга точка пересечения S, напротив, становится прямой s, которая тоже находится внутри, поскольку каждая из ее точек посылает две касательные к кругу. Поэтому внутреннее положение точки S и прямой s характеризуется относительно независимо от привычного геометрического воззрения.
Рисунок 15а | Рисунок 15b |
Следующий рис. 16а изображает точку S1 за пределами круга, которая находится за пределами круга, потому что через нее можно провести как прямые, которые пересекают круг в двух точках, так и прямые, которые вообще не пересекают круг.
Полярное изображение 16b показывает, что проведенная через круг прямая S1 находится не внутри, а снаружи, поскольку на ней есть точки, как например P1, которые могут послать две касательных к кругу, а также на ней есть точки, как например Q1 через которые нельзя провести касательные к кругу. При этом «нахождение снаружи круга» как точек, так и прямых характеризуется геометрическими понятиями.
Рисунок 16а | Рисунок 16b |
Оба полярных друг другу ряда изображений на плоскости поясняют, что в области проективной геометрии определение того, что внутри, а что снаружи, должно осуществляться иначе, чем в области эвклидовой геометрии. Проективная геометрия демонстрирует, что две известные из эвклидовой геометрии характеристики окружности (окружность как совокупность точек, равноудаленных от центра и окружность как результирующая совокупности касательных) дают основание образовать в проективной геометрии новые понятия «внутри» и «снаружи» (срав. рис. 17а и 17b).
Рисунок 17а | Рисунок 17b |
В проективной плоскости доступное зрительному восприятию внутреннее изображается в виде точек, которые находятся «внутри» круга. В противоположность этому, прямые, зрительно находящиеся вне круга, маркируют в противоположном изображении внутреннее круга. При этом центру круга как самой внутренней точке в противоположном изображении соответствует самая внутренняя прямая в качестве удаленной прямой (срав. еще раз рис. 14а и 14b). При этом со всей очевидностью следует, что согласно математическим геометрическим законам, решение вопроса о том, находится ли нечто внутри или снаружи, зависит от исходной точки рассмотрения. Исследователь рака и врач Дитрих Буайе построил на этом научном факте свое понимание онкологических заболеваний, которое он опубликовал в своей замечательной книге «Омела и рак»[62]. В ней, ссылаясь на лекцию Штайнера на философском конгрессе в Болонье, он пишет:
«...В нормальной жизни человек чувствует себя таким образом, что его сознательная жизнь словно бы исходит из единства и специализируется согласно представлениям, которые проистекают от восприятия различными органами чувств. Привычное представление о себе заключается в рефлексии о себе самом как о носителе чувственных впечатлений и мыслительной переработки этих чувственных впечатлений. В процессе обыкновенного самонаблюдения внимание переводится от познанного в окружающем мире на самого познающего. При этом содержание сознания все более сужается до точки «Я». Я – согласно теории познания, принятой в 19–м веке – находится внутри телесной организации, а впечатления приходят к нему «снаружи». Для обычного эмпирического сознания Я заключено в телесную организацию. Исследования Рудольфа Штайнера в области теории познания свидетельствуют о том, что представление о том, что Я заключено в телесную организацию, не подходит для познающего Я. Во время познавательной деятельности Я находится вне тела, во внутренне переживаемых закономерностях вещей. Телесная организация выступает по отношению к такому Я в роли зеркала, отражающего находящуюся вне зеркала духовную жизнь Я через органическую телесную деятельность. Я живет в содержании познания; то есть оно переживает свои отношения с объективным миром внутри самого этого объективного мира, с которым в момент познания оно идентифицируется. Оно получает свои переживания от телесной организации в виде отражений жизни представлений. К переживаниям Я в рамках объективного мира относится содержание мыслей, а также содержание чувственного восприятия: и то и другое отражается телесной организацией и благодаря этому осознается Я, которое в процессе познания находится вне тела. Это отношение воспринимающего и мыслящего Я к телесной организации Штайнер подробнее осветил в более поздней лекции, посвященной вопросу о возникновении рака (16.7.21). При этом он указывает на основополагающее значение прочитанной им в Болонье лекции для понимания возникновения рака: Я не доступно непосредственному наблюдению. Оно связано с любым чувственным восприятием, со всем, что находится вне тела; оно лишь постольку занимается тем, что находится внутри, поскольку оно посылает снаружи из восприятия силы в телесную организацию головы. В голове эфирное тело, астральное тело и Я действуют вне физического тела, они свободны от тела в этой области.
Совершенно по-иному обстоит дело с отношением сверхчувственных членов существа внутри обмена веществ и конечностей: в этой области эфирное тело и астральное тело связаны с физическим телом. И только Я действует свободно от тела. Я непосредственно действует в движениях рук и ног, оно «берет ноги с собой», когда они двигаются.
Суть проблемы заключается в том, что реальность Я, действующего вне тела во время восприятия и мышления, человек может полностью осознать лишь в том случае, если он прошел духовное обучение, описанное Рудольфом Штайнером в лекции, прочитанной в Болонье. Результатом этого пути ученичества является понимание того, что теория познания, которая представляет познающее Я внутри телесной организации, основана на иллюзии. И даже более того: подобная теория познания перемещает процесс познания, который проходит вне тела, в телесную организацию, в рамках которой в норме осуществляется не чувственное восприятие или мышление, но процессы обмена веществ. Другими словами: процесс познания мысленно перемещается из пространства вне тела в процессы обмена веществ.
Однако именно с этим связано возникновение рака, при котором астральное тело системы обмена веществ и конечностей ведет себя так, как в норме действует только астральное тело головы. Астральное тело системы конечностей и обмена веществ принимает конфигурацию головы, т.е. оно покидает свою деятельность внутри тела и становится свободным от тела. Вследствие этого физическое тело в системе обмена веществ приобретает склонность к тому, чтобы принять конституцию, присущую органам чувств. Образование карцином основано на такой тенденции, когда «в неправильном месте» хотят образоваться органы чувств.
Это означает, что теория познания 19–го века представляет собой в области философии то же самое, что Рудольф Штайнер описывает как конституцию, ведущую к раку. Иными словами, если мысленно применить философский подход к жизненным реалиям, то получается, что духовная жизнь, проистекающая из теории познания 19–го столетия, предрасполагает к заболеванию раком.
Обычное эмпирическое сознание, признающее действительность, только чувственно воспринимаемого мира, слепо в отношении духовного мира. Немецкие посвященные персонифицировали его в мифе о слепом Годре (слепом сыне Одина – прим. перев.) После всего вышеприведенного становится понятным, почему Рудольф Штайнер называет это Годр–сознание паразитарным: принцип свободы от тела познающего Я, правомерный и необходимый в области головы, органов чувств и нервов, при перенесении его в систему обмена веществ и конечностей, т.е. внутрь физического тела, становится паразитарным принципом.
В одной из своих последних лекций о проблеме рака (24.7.24) Рудольф Штайнер говорит о том, что причиной склонности к образованию органов чувств в недолжном месте является слишком сильное развитие Я. Этим он характеризует нечто важное для понимания онкологического заболевания как проблемы, связанной с заболеванием Я: осознанное Я переживает себя слишком сильно внутри физического тела и слишком мало в своей истинной сущности, которую можно воспринять свободным от тела сознанием и только чисто духовным образом. Слепота по отношению к объективному духовному внешнему миру допускает существование Я–сознания только в виде урезанного процесса, каковым является обыкновенное самонаблюдение. Я идентифицируется как внутренне, так и внешне только с материальной формой бытия: «Человек становится землей» (24.7.24). По сути, слишком сильное развитие Я в рамках материального мира означает слабость Я в отношении духовной переработки чувственных впечатлений. Поэтому онкологический больной попадает на самом деле в «положение Бальдура»: духовного наследия прошлого уже не хватает для того, чтобы справиться с «принципом Годра». Проблема развития Я показывает со всей очевидностью, почему рак является болезнью нашего времени).
Исходя из этого духовно–научного понимания рака, Дитрих Буайе наряду со своей онкологической практикой осуществлял деятельность школьного врача в Марбургской вальдорфской школе в 60–70-х годах 20-го столетия. Он был убежден до глубины души, что воспитание, особенно в области математики и философии, является профилактической медициной.
Другой возможностью связать новые представления о внутреннем и внешнем с реальностью, является вопрос из области физики: находимся ли мы внутри или вовне по отношению к Солнцу. Чисто эмпирический подход огласил еще в 1972 году в Москве знаменитый советский научный публицист Феликс Зигель:
«Исходящие с огромной скоростью от солнца корпускулярные и электронные потоки образуют солнечную корону. Световые солнечные лучи отражаются этими электронами. Таким образом, возникает серебристо–перламутровое свечение вокруг солнца, которое можно наблюдать с Земли. Веерообразные лучи солнечной короны формируются за счет корпускулярных потоков и большого количества свободных электронов.
Наряду с этими корпускулярными потоками солнце постоянно и равномерно по всем направлениям межпланетного пространства выбрасывает сравнительно медленные частицы. Их скорость составляет от 300 до 500 км/сек, и они формируют то, что современные астрофизики называют солнечным ветром. Этот солнечный ветер представляет собой довольно своеобразное явление, которое больше всего похоже на дождь, идущий снизу вверх. И все-таки реальность остается реальностью: Солнце посылает постоянно и равномерно по всем направлениям частицы. Солнечная хромосферная вспышка, насколько нам известно, является лишь необычным и экстремальным усилением этих выбросов.
После всех этих выкладок попробуем ответить на вопрос, где находится граница Солнца или, точнее, граница солнечной атмосферы. Солнце вовсе не находится там, где человеческий глаз видит край его короны при полном солнечном затмении...
Исходя из определения плотности лучей короны можно рассчитать, как плотность уменьшается в виде функции расстояния от солнца. Основываясь на этой закономерности и допуская, что солнечная корона достигает земной орбиты, можно рассчитать, какой была бы плотность короны вблизи от Земли. Далее можно измерить с помощью космических измерительных приборов плотность электронов около Земли.
В результате всего этого получилось совершенно неожиданное совпадение. Была получена в точности такая плотность электронов, каковой бы она была в том случае, если бы лучи короны достигали нашей планеты. Случайно ли это совпадение? Конечно же нет! Часто повторяемые расчеты ведут к парадоксальному выводу: мы живем внутри солнца. Хотя и в сильно разряженном виде, но все-таки солнечная корона простирается вплоть до поверхности Земли и даже далее. Продолжая эту мысль, можно заключить, что мы в известном смысле живем не только на поверхности Земли, но также являемся жителями солнечного пространства. Это указывает на то, что процессы солнечной деятельности должны отражаться как в земных процессах, так и в нас самих».[63]