Формирование лексических и грамматических обобщений 6 страница
ет, -ют(-ут)
играв т — играют умывается—умываются
читает— чита ют одевается—одеваются
рису ет — рису ют раздевается —раздеваются
летает — летают занимается—занимаются
работа em — работают смеется—смеются
гуляет—гуляют дерется—дерутся
идет—идут
несет—несут
плачет—плачут
-ит, -ят(ат)
строит—строят лепит—лепят любит—любят говорит—говорят спит—спят учит—учат
Запомни:
ест — едят, пьет — пьют, бежит — бегут, хочет — хотят.
Следующее программное требование — знать совершенный вид не менее 20 обиходных глаголов. Некоторые из обиходных глаголов дети усвоили еще в прошлые годы именно в форме совершенного вида и только в одной этой форме, поскольку именно так их чаще всего используют в общении. Этот факт лишний раз подтвер-
ждает, что изучение грамматических обобщений не цель, а лишь средство, облегчающее практическое пользование языком. Усвоить все виды глаголов, этой самой трудной грамматической категории, надо не для того, чтобы дети дошкольного возраста умели преобразовывать глаголы из одной формы в другую (это необходимо уяснить и твердо усвоить сурдопедагогам), а только для того, чтобы научить детей практически пользоваться различными видами глаголов в грамматической форме, наиболее обиходной для каждого из них.
В том случае, когда разные виды одного и того же обиходного глагола резко отличаются друг от друга (идет — пришел, говори — сказал), дети усваивают их как отдельные лексические единицы. Программное требование этого года — знать не менее 20 обиходных глаголов совершенного вида - - требует уже подведения детей к некоторому обобщению.
Для этого отбираются глаголы, наиболее употребительные в форме совершенного вида. Отбираются они из числа глаголов, усвоенных детьми в другой грамматической форме, например в повелительном или изъявительном наклонении несовершенного вида. Упражнения проводятся таким образом. Каждому из детей группы дается свое поручение. Дети по очереди их выполняют. После выполнения данных им-поручений проводится беседа. Ответы детей пишутся на доске под общим заголовком «Что мы сделали». Педагог записывает ответ каждого из детей. Запись принимает такой вид:
Что делает? Что сделал?
Толя рисует (шар). —Толя нарисовал (шар). Витя пишет (слово). — Витя написал (слово).
Сопоставляя пары предложений детей учат различать эти две грамматические формы глаголов по значению. Основную функцию в образовании видов играет приставка. Но их великое множество, и давать их детям как способ выражения совершенного действия, конечно, не следует. Но поскольку сам педагог исходит из знания этого правила, то он, подбирая 20 обиходных глаголов, группирует их по принципу, на который указывалось выше. Подбор педагогом отдельных групп глаголов с однородными приставками помогает подвести детей к обобще-
Б. Д. Корсунская 225
Нйй; как и в Других случаях, отдельно выделяются исключения, которые детям нужно запомнить.
Желательно, чтобы эти глаголы совершенного вида были вывешены на время в группе в форме таблицы для справок. Эти глаголы даются в сопоставлении для уяснения разницы между глаголом-приказанием и глаголом-отчетом.
строи — построил стирай — постирал делай — сделал лепи —слепил пиши — написал рисуй — нарисовал |
ищи — нашел скажи — сказал
читай — прочел мой — вымыл
подари — подарил шей — зашил оденься — оделся
Отдельно вывешивается таблица с глаголами, которые дети должны запомнить:
закричал, заплакал, засмеялся;
пришел, приехал, уехал;
Следующее программное требование — уметь по типичным окончаниям обиходных существительных осуществлять согласования, уметь самостоятельно ставить вопросы к прилагательным.
Для закрепления этого навыка, формирование кото-* рого началось еще на втором году, мы рекомендуем изготовить специальные картинки, имея в виду их описание. При этом следует сделать иллюстрации для закрепления навыка согласования прилагательных с существительными, имеющими твердые и мягкие окончания. Так, например, детям можно предложить описать две картинки. На одной из них — красная ваза, красные цветы, красные яблоки, а за окном красное солнце. На другой — синие цветы, небо, чайник и ваза. Таким образом, в обоих случаях при описании обеспечено самостоятельное согласование прилагательных с существительными всех родов в единственном и множественном числе (рис. 17).
Дети также неоднократно упражняются в согласовании и на занятиях по изобразительной деятельности. Все же эта тема остается одной из самых трудных. Чтобы обеспечить ее усвоение, необходимы многократные
упражнения в употреблении наиболее обиходных словосочетаний. При любом описании предметов их названия следует сочетать с прилагательными. При любом характере ответов детей необходимо спрашивать, почему в слове то или иное окончание. Например, педагог спрашивает: Почему в слове чернаяокончание -ая?Дети отвечают: Потому что в слове доскаокончание -а. Пятилетний Сережа Б. не соглашается исправить в своем самостоятельном рассказе окончание в словосочетании облака розовая, мотивируя это тем, что в слове облака в конце -а. Хотя он и знал, что окна большие, потому что два окна, в отношении слова облака он поправки не принимал. Он упорно говорил: Одна облака. В данном случае воспитателем, который дал ребенку слово облако, была допущена ошибка: ребенок не знал, что слово облака обозначает множество.
На четвертом году обучения дети должны не только уметь раскладывать слова, написанные на табличках, но и по памяти подбирать слова к каждому из вопросов. Это упражнение дается после того, как несколько раз проводилась классификация слов по вопросам. Здесь должна быть проявлена большая внимательность со стороны педагога, так как ему надо следить, чтобы задание не выполнялось формально, механически; при таком его выполнении ребенок ориентируется только на окончание слова, не улавливая его смысла. Выборочно проверяя детей, педагог должен убедиться в том, что за каждым словом имеется точное представление. Известно, что дети, прекрасно классифицировавшие предметы, относя их к обобщающим словам мебель, транспорт, теперь, когда требовалась классификация по частям речи, слова буфет и самолет относят к глаголам, механически ориентируясь только на окончание - em.
При подборе слов для классификации следует также включить и такие пары слов, как спать — спальня, самолет— летит, глина — глиняный, краска — красить, чтобы, распределяя слова, дети ориентировались не только на их значение, но и на формальные признаки, грамматические формы. Надо добиться, чтобы при классификации дети мысленно воспроизводили соответствующие образы предметов.
В этом году в таблице с вопросами, по которым дети классифицируют усваиваемые ими новые слова, должен
15* 227
стоять уже не один вопрос кто? или что делает?, а целая группа падежных вопросов: кто? кого? кому? (одна группа); что? чего? чем? (другая группа); что делает? что делал? что сделал? (третья группа).
Новая классификация очень трудно воспринимается детьми. У них еще живо представление о прежней, когда они распределяли слова лишь по отдельным вопросам, а не по всем падежам. Эта работа проводится еще и в течение всего пятого года обучения. Но уже сейчас, после проведения предварительных занятий и работы с индивидуальными конвертами, следует начать понемногу упражнять в этом детей во время игр.
Учить детей рассматривать предметы и даже слова по-разному, в зависимости от поставленной цели — значит сделать многое для формирования отвлеченного мышления. Слово буфет ребенок должен отнести к вопросу что?, если классификация происходит по частям речи, и к группе мебель, если классификация идет по обобщающим словам. Буфет — это слово, про которое следует сказать он (отнести к мужскому роду), когда речь идет о классификации по родам. И наконец, буфет — это слово, оканчивающееся на букву m и потому относящееся к группе слов, требующих после себя во множественном числе окончания -ы.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
На пятом году обучения наряду с фор-
Лексические мированием лексических обобщений в
обобщения „г < Л
той форме, как это было в прежние годы,
проводится и так называемая словарная работа, близкая по своему характеру к той, которая имеет место при обучении слышащих дошкольников. Уровень развития речи глухих дошкольников позволяет теперь в значительно большей степени использовать ту методику развития речи и обучения языку, которая применяется при обучении слышащих дошкольников.
Поэтому мы отсылаем педагогов и воспитателей, владеющих специфическими средствами обучения, к общей методике, а здесь ограничимся лишь некоторыми методическими указаниями к работе над темами, входящими в программу обучения глухих детей,
Тема «Люди, окружающие ребенка» представлена на пятом году обучения частной подтемой «Семья».
Детям нужно дать представление о родственных отношениях: в самой простой и наглядной форме показать разницу в возрасте разных поколений. Дети с трудом понимают, что один и тот же человек может одновременно быть сыном, братом и отцом.
Начиная работу над темой, следует использовать семейные фотографии детей. Надо предупредить об одной весьма распространенной ошибке. На многих фотографиях, картинах часто изображается семья, состоящая из семи человек - - родителей, троих детей, бабушки и дедушки. Отсюда дети приходят к неверному выводу о том, что название «семья» обусловлено количеством членов семьи. Исходя из этого вывода, они говорят, что у них пятья или шестья. Естественно, что детям тщательно разъясняют, что в семье может быть разное количество человек.
Во время работы над темой «Семья» уточняются понятия взрослые и дети, расширяются сведения детей о внешности человека и закрепляется навык, связанный с описанием внешности. Эти описания должны становиться более обширными и точными по содержанию, чем в прошлые годы. После того как тема пройдена, детям " предлагают описать кого-нибудь из членов его семьи. В результате работы по теме дети должны уметь ответить на вопросы: Сколько человек в вашей семье? Есть ли братья (сестры, бабушка, дедушка)? Как их зовут? Сколько им лет? Где и кем работают родители? Дети должны уметь спросить у взрослых: А у вас большая семья? Как зовут вашего сына? Они должны уметь спросить своих сверстников об их семье.
Работа по этой теме связывается со следующей программной темой - - «Профессии». Беседуя с детьми об их семьях, им дают названия профессий родителей (портниха, учительница, повар, врач и т. д.). Если ребенку недоступно понимание профессии родных, дело ограничивается определением: Папа (мама) работает на заводе (фабрике и т. д.). От профессии родных переходят к описанию других профессий. К усвоению этой темы детей готовят в ходе наблюдений за трудом взрослых. Эти наблюдения проводятся систематически уже с третьего года обучения,
Общаясь со взрослыми на протяжении всех лет обучения, дети узнавали и названия профессий, но это были лишь отрывочные сведения. Уже с четвертого года обучения, а особенно на пятом году педагог обобщает эти разрозненные впечатления, формируя у детей более точное представление об отдельных профессиях. При этом необходимо наглядно показать важность работы в коллективе: вместе работать легче, вместе можно сделать то, что не сделать одному. Показать это нужно на примере работы сотрудников и самих детей. Им надо помочь установить связь между трудовыми усилиями и результатами труда.
В каждом случае следует показать основное содержание труда: прачка стирает, гладит (обязательно проводится экскурсия в прачечную); шофер привозит пищу, игрушки, песок и т. д. Кроме того, во всех случаях надо подчеркивать, что эти люди заботятся о ребятах, стараются сделать что-то хорошее, полезное для них. Следует учить детей быть им благодарными, говорить спасибо. Надо пробудить у детей интерес к различным видам труда, желание самим трудиться. Им следует показать, как ценят людей, которые хорошо работают.
Воспитательная работа при изучении темы на этом не заканчивается. Дети должны понять, что быть хорошим— значит помогать людям, друг другу.
После беседы о каждой из профессий составляется текст-описание на соответствующую тему. Этот текст дети читают, разбирают по вопросам, делают к нему зарисовки и подписи. Так оформляется книжка-малышка.
Воспитатель организует ролевые игры в связи с ознакомлением с профессиями. Для этого проводится экскурсия на почту, где дети наблюдают за деятельностью работников почты. Там они узнают, что на почте продаются конверты, открытки, марки, отправляются телеграммы, посылки. Дети узнают, что почтальон разносит письма, газеты, журналы. Изготовляются атрибуты почтальона—• сумка, повязка, штемпеля, а также почтовый ящик, макет почтового окошка и др. После проведения игры составляется текст-описание. Если дети живут в интернате, надо связать эту тему с получением писем от родителей и отправкой им писем. Все дети в выпускной группе обычно умеют писать печатными буквами. Игл можно дать образец письма в три-четыре строчки и помочь на-
писать то, что им самим хочется. С родителями необходимо договориться о том, чтобы они обязательно писали детям письма понятно, грамотно, печатным шрифтом. Надо следить, чтобы дети систематически писали хотя бы несколько слов домой и посылали свои рисунки. Хотя детей специально не обучают письму, они, как правило, к четвертому-пятому году обучения пишут печатными буквами.
В связи с изучением темы «Библиотека» проводится экскурсия в ближайшую библиотеку. В группе организуется уголок книги и своя библиотека из книжек-малышек. Проводится ролевая игра на тему. В уголке вывешивается диалог, который проводится в библиотеке.
Вывешивается специальный плакат, касающийся правил бережного обращения с книгой, например: Не испачкай книгу! В связи с работой по этой теме на занятиях по труду детей учат ремонтировать книги, принадлежащие более младшим детям.
Тему «Школа» изучают в мае. Прежде всего организуется экскурсия в школу. Дети должны узнать, что в школу идут с семи лет, что в школе все дети одеты в форму. Они должны узнать, что детей учат учителя.
После экскурсии, как обычно, составляют текст-описание, затем проводят беседу по картине на соответствующую тему.
В различных играх закрепляют слова-названия учебных принадлежностей. Детям сообщают основные правила поведения в классе. Вместе с тем их начинают приучать к выполнению этих правил: поднимать руку, вставать при ответе, называть старших по имени и отчеству. Если есть возможность, изучая темы «Завод», «Фабрика», «Колхоз», следует сводить детей хотя бы на один из названных объектов. В связи с работой над этой темой у детей должно сформироваться элементарное понятие и они должны усвоить слово работать. Они должны узнать, что слова рабочий и рабочая одного корня со словом работать. Главное состоит в уяснении того, что разные виды работы объединены одним словом работать. Прачка стирает и гладит—она работает. Няня моет пол и посуду — она работает. Шофер ведет машину — он работает. Учительница учит ребят - - она работает. Колхозник работает в поле, продавец --в магазине и т. д. Беседа по картинкам, просмотр диафильмов и кино на 232
тему, составление текстов и рассказывание расширяют соответствующие представления детей.
Следующая тема -- «Транспорт». На протяжении прошлых лет у детей накопились наблюдения и опыт пользования различными видами транспорта. Сейчас эти сведения обобщаются. Воспитатель проводит целевые экскурсии, во время которых дети специально наблюдают за различного рода транспортом. Названия различных видов транспорта дети усвоили ранее (автомобиль, поезд, трамвай, троллейбус, велосипед, самолет, пароход, лодка).
Когда у детей сформируются представления о видах транспорта и передвижения, следует раскрыть понятие адрес.
Каждый должен узнать свой домашний адрес и адрес детского сада, вид транспорта, которым можно добраться из дома в детский сад и обратно. Они должны знать, далеко или близко от дома находится детский сад. Для каждого ребенка педагог составляет соответствующий текст. Текст должен состоять из пяти-шести предложений. Заглавие текста: Как я ехал домой или Как я ехал в детский сад. Дети поочередно рассказывают его на память всей группе. Как правило, дети усваивают этот материал быстро, так как за каждым словом имеется реальное представление. Для закрепления текст предлагается периодически повторять. Разумеется, дети должны знать только свой текст.
Как обычно, делаются зарисовки с подписями, из которых затем составляются книжки-малышки. .Организуются игры в «автобус», «троллейбус», «поезд» и т. д. В игре дети закрепляют знание световых сигналов и правил движения. Педагог проводит просмотр диафильмов «На чем люди ездят?» и «На чем люди плавают по воде и летают по воздуху?». Проводится чтение и рассказывание содержания книжки Е. Чарушина «Как лошадка зверей катала» и отдельных глав из книги Б. Житкова «Что я видел».
Работа по этой теме тесно связана с темой «Улица». Детям объясняют правила уличного движения, правила поведения на улице. Чтобы приучить детей ориентироваться, нужно обратить их внимание на вывески, которые они видят во время прогулок, и поупражнять их в чтении,
Затем, как обычно, проводится составление рассказа по картине «Улица»1, при этом широко используются знания детей о видах транспорта.
На пятом году обучения дети знакомятся на специальном занятии с глаголом работать, обобщающим почти все ранее известные детям действия. Детей подводили к этому понятию постепенно, на протяжении всех лет обучения. Они широко пользовались этим словом в общении. На этом слове подробно останавливались в связи с изучением темы «Профессии».
Специальное занятие по теме «Названия действий» проводится в форме беседы о различных видах труда, о профессиях, уже известных детям. Постепенно детей подводят к обобщающему смыслу слова работать.
Дети рисуют представителей различных профессий. К рисункам делаются подписи. Из них составляется книжка-малышка «Все работают». После этого дети читают книжку Заходера «Мастера», книжку С. Михалкова «А что у вас?», кроме того, просматривают диафильмы «Кем быть?» и «Мастера».
На пятом году обучения по определенной схеме обобщаются сведения о природе, полученные детьми в предшествующие годы. Прежде всего организуются беседы, по картинам, на которых изображено определенное время года.
В результате дети должны уметь ответить на такие вопросы: Какое сейчас время года? Какая погода? Они должны уметь описывать состояние растений (цветут, распускаются, увяли), воды (река замерзла, лед растаял) 2. Рекомендуется в нескольких предложениях попарно сравнить времена года, указав на основные признаки времени года: зимой холодно, идет снег, нет травы и листьев, река замерзла, птиц мало; летом тепло, цветут цветы, летают птицы, течет река. В конце учебного года дети читают и разбирают небольшие рассказы о временах года, в то же время просматривают соответствующие диафильмы.
Следующая тема — «Растения». Как и в прошлые годы, систематически проводятся наблюдения за ком-
1 См.: Л. А. П е я ь е в с к а я, Е. И. Р а д и н а. 'Картины для" дет
ских садов. М., Учпедгиз, 1952.
2 Слово состояние детям, разумеется, не дают,
234
натными растениями и за растениями в природе, на участке. Теперь дети должны знать названия нескольких деревьев, уметь отличать их по листьям, по коре, по плодам. Изготовляется гербарий листьев, злаков, коры, плодов деревьев. Дети делают зарисовки различных растений в разные времена года. К этим рисункам делают подписи. Из лучших рисунков составляют книжку-малышку с подписями. Работая на участке, дети выполняют поручения. Во время работы на участке детям дают слова посей, разрыхли, прополи, полей. После выполнения этих действий пишут предложения-подписи к картинкам со словами сеет, полет, взошло, растет, распустились.
Знания об овощах и фруктах дети закрепляют в ходе описания и сравнения отдельных пар фруктов и овощей между собой. Дети должны знать, какие фрукты и овощи едят в сыром и вареном виде.
Дети должны знать, если они жили среди природы и наблюдали за растениями, какие цветы (по два-три названия) растут в саду, в лесу, в поле.
В связи с изучением данного раздела программы рекомендуется проводить большое количество экскурсий. Они являются одним из самых действенных средств, способствующих формированию речи и развитию познавательной деятельности. Для того чтобы экскурсия принесла максимальную пользу, необходимо соблюдать ряд условий. Педагог и воспитатель тщательно готовятся к экскурсии и проводят ее вдвоем. Надо заранее определить цель экскурсии. Эта цель должна быть возможно более узкой и конкретной. Детям нужно дать перечень тех вопросов, которые они должны будут задавать в словесной форме. Это, конечно, не исключает возможности задавать вопросы по собственной инициативе. Экскурсия не должна носить чисто созерцательный характер. Необходимо предусмотреть, чтобы дети осуществляли во время экскурсии определенную деятельность. Намечая объекты для наблюдения к слова, которые будут впервые даны детям, надо придерживаться доступной им нормы введения новых слов. Перед проведением экскурсии педагогу нужно для себя определить ее образовательные и воспитательные задачи. От детей во время экскурсии надо требовать соблюдения всех правил поведения в общественном месте и т. д. Каждое получен-
ноё детьми впечатление педагог помогает передать в словесной форме. Если дети не запомнят слов и предложений, то, придя в детский сад, надо зафиксировать текст беседы на доске. Этот прием помогает детям восстановить забытые слова и закрепить полученные впечатления.
Задача этого года - - научить детей пе-
Г рамматические реводить глагол повелительного наклоне-
обобщения .,
ния в изъявительное наклонение будущего времени. Для этой цели также используют поручения. Педагог подбирает только наиболее обиходные глаголы, часто употребляемые в будущем времени, подразделяя их на две группы: глаголы, которые употребляются в будущем времени в простой форме, и глаголы, которые почти всегда употребляются в сложной форме, например: принесу, положу, возьму, пойду, куплю, сниму, позову, скажу, уберу, сложу, сделаю и буду играть, буду есть, буду пить, буду читать, буду рисовать, буду бегать и т. д. Обе эти группы слов оформляются и вывешиваются в виде таблиц для справок. Работа с поручениями, включающими эти глаголы, проводится теперь следующим образом. Ребенку дается поручение: Принеси воды и полей цветы (поручение должно быть воспринято всеми детьми группы). Затем его спрашивают: Что ты будешь делать? Он должен ответить: Я принесу воды и полью (или буду поливать) цветы. Остальные дети отвечают на вопрос: Что он будет делать? Дети говорят: Он принесет воды и польет цветы. После выполнения задания педагог спрашивает: Что сделал Витя? В результате повторяется и закрепляется материал, изучавшийся в прошлом году. Постепенно, пользуясь таблицей, дети усваивают словосочетания с наиболее обиходными глаголами.
Последняя тема данного раздела связана с обобщением накопившегося у детей опыта использования существительных в дательном падеже после глаголов дать с наиболее обиходными глаголами в форме будущего времени.
Трудность работы над данной темой связана с тем, что дети практически еще раньше усвоили правило (хотя и там делались некоторые сопоставления), согласно которому после этих слов следует существительное, отвечающее на вопрос что?, поэтому теперь необходимо наглядно сопоставить пары сочетаний: дал (что?) мяч 236
(книгу, ложку и т. д.)—дал (кому?) маме (учительнице, Вове и т. д.).
По аналогии проводится и работа, подводящая детей к обобщению случаев употребления названий предметов как орудий действия (творительный падеж). Сопоставляются пары словосочетаний: что?—карандаш, чем я пишу? — карандашом (мелом); что? — мочалка (вода, мыло); чем я мою? — мочалкой (водой, мылом); что мою? — ложки (чашки).
Эти обобщения закрепляют на ограниченном материале наиболее обиходных существительных, употребляемых в этой форме. Работа идет по описанной выше методике: сравнение предложений, беседа по картинкам, составление справочных таблиц и т. д.
Эти немногие обобщения, разумеется, не обеспечивают усвоения всех случаев словоизменений, однако они дают толчок для осмысленного подхода к словоизменениям, облегчают усвоение соответствующих выражений в непосредственном общении.
Обобщающая тема «Классификация усвоенного словаря по вопросам» должна стать средством повторения, закрепления и проверки всего усвоенного словаря.
Со второго года обучения программа предусматривает формирование у детей элементарных-понятий, касающихся правил поведения, отношения к другим людям и к себе. С некоторой оговоркой их можно назвать обобщениями, необходимыми для воспитания нравственного поведения человека. Началом формирования таких понятий является введение в обиход уже на первом году обучения таких слов, как можно, нельзя. К концу года четырехлетние дети должны уже самостоятельно пользоваться в общении словами можно, нельзя, сам, вместе. Разумеется, обобщения, заключенные в данных словах, формируются у детей непосредственно в общении. При каждом удобном случае старшие должны наглядно показать, что стоит за сказанным словом, т. е. разъяснить, почему можно, почему нельзя, почему нужно самому, почему вместе и т. д.
Для формирования нравственных понятий очень важно сопереживать с ребенком. Проявления сочувствия, симпатии, доброжелательного отношения обеспечивают контакт с ребенком и открывают большие возможности для воспитания его нравственного поведения.
Ё процессе этой работы очень продуктивным оказывается контакт со старшими воспитанниками сада, которые должны показывать пример нравственного поведения. Овладение этими нормами поведения принесет обоюдную пользу и малышу, для которого подобное общение будет примером, и старшему, который должен привыкнуть не отнимать игрушки, уступать маленьким, заботиться о них, помогать им и т. п.
Очень важно, особенно вначале, чтобы педагог, фиксируя хорошие и дурные поступки детей, останавливал их внимание на положительных примерах. Вовремя похвалить ребенка, поставить его в пример — все это необходимо для осуществления поставленной задачи. Организуя общение старших с маленькими старшим нужно заранее объяснить, как надо вести себя с малышами, рассказать, что под их влиянием маленькие дети приобретают навыки такого же поведения.
Для объяснения детям основных норм поведения в коллективе рекомендуется, в частности, проводить дидактический рассказ-игру, используя при этом игрушки. Так, например, в одной из игр педагог разыгрывает сцену, во время которой дети видят хорошее поведение куклы, которому противопоставляется плохое поведение мишки в аналогичных ситуациях.
Каждый педагог сумеет найти множество тем для таких игр-рассказов.
Одновременно идет формирование новых и закрепление старых понятий. В основном это правила поведения, связанные с уважением к старшим и заботой о малышах. Дети должны первыми приветствовать старших, во время разговора стоять прямо, смотреть в глаза собеседнику и не перебивать, уступать дорогу и т. д.
В дальнейшем (четвертый-пятый год обучения) дети начинают овладевать более отвлеченными по содержанию понятиями: дружно, уважать, нечаянно, нарочно, вежливо и т. д. Постоянная и планомерная работа над формированием нравственных понятий и неуклонным соблюдением раз навсегда установленных норм поведения осуществляется на протяжении всего пребывания детей в детском саду.
Нужно знать и всегда помнить, что требования, предъявляемые к нравственному поведению глухого, ничем не отличаются от тех, какие предъявляются к его 238
слышащему сверстнику. Но глухой ребенок, особенно на первых этапах обучения, лишен такого действенного и счастливого средства воспитания, как книги, в то время как слышащие дети усваивают законы человеческого общения лучше всего череа свои первые книги, прочитанные им старшими.
Вместо сказок педагог и воспитатель используют, как было сказано выше, дидактические рассказы-игры, сопровождаемые действиями с предметами. Приведем пример такого рода рассказа: «Вот в гости к куклам пришла тетя Лида. Все ребята — куклы — поздоровались, а Петя (кукла) сидит в уголке, молчит. Это плохо! А кто еще молчит? Оказывается, и Коля молчит. Почему? Он забыл. Но он больше не забудет. Он всегда будет здороваться первым». Другой текст: «Пришла в гости кукла—старушка. Девочка Ира быстро подает ей стул. Молодец, Ира!» Третий: «Витя маленький — он не может сам себе завязать шарф и надеть галоши. Миша помог маленькому Вите. Миша молодец!» и т. д.