Лекция № 4. Развитие лексических и грамматических навыков учащихся в устном практическом курсе

Методика преподавания русского языка

Составитель: доц. Степаненко Н.С.

Практические

№ 1 Особенности обучения русскому языку младших школьников в условиях украинско-русского двуязычия (р. І, т. 5).

№ 2 Содержание и методика звуковой работы в период устного практического курса (р. ІІ, т. 2).

№ 3 Развитие лексических и грамматических навыков учащихся в устном практическом курсе (р. ІІ, т. 4).

№ 4 Урок русского языка в устном практическом курсе (р. ІІ, т. 8).

№ 5 Формирование и развитие языковых умений и навыков в период обучения грамоте (р. ІІІ, т. 3).

№ 6 Методика работы над навыком чтения по-русски в условиях близкородственного украинско-русского двуязычия (р. IV, т. 2).

№ 7 Методика чтения и анализа произведений различной стилевой принадлежности (р. IV, т. 5).

№ 8 Формирование лингвистических знаний и умений (р. V, т. 2).

№ 9 Развитие правописных умений школьников (р. V, т. 3).

Лабораторные

№ 1 Русский язык как учебный предмет в школах с украинским языком обучения. Содержание обучения. Государственный стандарт начального общего образования. Программы по русскому языку (р. I, т. 3).

№ 2 Учебно-методический комплекс по русскому языку в период устного практического курса (р. II, т. 7).

№ 3 Урок русского языка в период обучения грамоте (р. III, т. 6).

№ 4 Развитие навыков связной русской речи в процессе обучения чтению (р. IV, т. 4).

№ 5 Урок русского языка в условиях близкородственного украинско-русского двуязычия (р. V, т. 6).

№ 6 Критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.

Лекции

Лекция № 1. Теория и методика обучения русскому языку как наука.

1. Из истории развития методики преподавания русского языка в школах Украины (р. І, т. 2).

2. Направленность и содержание обучения русскому языку младших школьников в условиях русско-украинского близкородственного двуязычия (Коваль, с. 11).

2.1. Русский язык как учебный предмет в школах с украинским языком обучения. Содержание обучения.

2.2. Научные основы построения действующей программы, ее структура и содержание (Коваль, с. 7).

2.3. Принципы и методы обучения русскому языку в условиях украинско-русского двуязычия (Коваль, с. 11).

2.4. Психолого-педагогические основы обучения русскому языку младших школьников в условиях украинско-русского близкородственного двуязычия (р. І, т. 5).

3. Учебно-методический комплекс по русскому языку для начальных классов школ с украинским языком обучения.

Лекция № 2. Методика первоначального обучения русскому языку в период устного практического курса.

1. Характер и основные направления работы в период устного практического курса.

1.1. Цели, задачи, содержание устного практического курса в условиях украинско-русского двуязычия.

1.2. Развитие навыков устной речи.

1.3. Формирование навыков понимать устную речь.

2. Содержание и методика звуковой работы в период устного практического курса.

2.1. Цель, объект, направленность и значение звуковой работы.

2.2. Компоненты содержания звуковой работы.

2.3. Проблема отбора слов для звукового анализа.

2.4. Типичные ошибки школьников при выполнении упражнений в звуковом анализе.

Лекция № 3. Обучение школьников русскому литературному произношению, развитие интонационно-произносительных навыков.

1. Основные требования к орфоэпической работе.

2. Приемы обучения русскому литературному произношению в устном практическом курсе.

3. Усвоение специфических фонем русского языка.

4. Усвоение звуковых соответствий в украинском и русском языках.

5. Средства речевой выразительности.

5.1. Интонация, типы интонации.

5.2. Ударение, его виды.

5.3. Пауза, темы, сила, высота голоса как предмет практического усвоения.

6. Работа по развитию интонационно-произносительных навыков.

7. Методика работы по формированию интонационно-произносительных навыков.

Лекция № 4. Развитие лексических и грамматических навыков учащихся в устном практическом курсе.

1. Лексический минимум, вводимый на этапе устного практического курса.

2. Методика введения слов, предназначенных для усвоения на уроке.

2.1. Отработка произношения слова.

2.2. Объяснение значения слов.

2.3. Показ употребления в речи изучаемого слова.

3. Работа над уточнением понимания слова.

4. Формирование грамматических умений и навыков.

Наши рекомендации