Формирование лексических и грамматических обобщений 7 страница
Хорошим средством воспитания нравственных норм является просмотр диа- и кинофильмов с последующим их обсуждением. Выбирается фильм, в котором совершается какой-либо положительный или отрицательный поступок (лучше положительный). После просмотра педагог задает всем различные вопросы, чтобы убедиться, что детям все ясно и сделаны правильные выводы.
Воспитывая у детей соответствующее отношение к положительному и отрицательному, педагог, разумеется, должен использовать в первую очередь факты из повседневной жизни детей. Вова хорошо разговаривал с гостями? - - спрашивает педагог. Дети отвечают: Да. — Почему вы так думаете? — спрашивает педагог. Дети отвечают: Стоял ровно, смотрел в глаза, говорил спокойно, не кричал, не спешил. Гости все поняли. Вова молодец!
Постепенно дети начинают принимать участие в анализе фактов, добавляют свои наблюдения. За время такой работы у детей развивается наблюдательность, они учатся умению оценивать поведение товарищей и свое, формулировать свои впечатления, давать им оценку. Проводя такие беседы и игры, педагог должен проявлять большое чувство меры и такта, чтобы не превратить естественные разумные правила в скучные отвлеченные
проповеди. Нужно обязательно разнообразить формы работы. Поощряя или порицая ребенка, следует соблюдать большую осторожность. Иногда короткий укоризненный взгляд может сделать больше, чем длительная беседа. Бывает, что похвалы воспитывают у ребенка склонность к показному, неправильное представление о том, что важен не сам поступок, а его оценка окружающими.
На четвертом и пятом году обучения нормы поведения, уже усвоенные на практике в доступной детям форме, нужно закреплять в речи. Это, несомненно, поможет их осмыслению.
В заключение сведем все рекомендации к правилам, которые помогут в планировании программного материала по данному разделу программы.
1. Для усвоения того или иного обобщения следует
планировать не отдельные занятия, а систему за
нятий.
2. Специальной системе занятий по формированию
обобщений следует предпослать, когда возможно, пер
вичное знакомство с соответствующим словом, формой
слова в общении. После проведения системы занятий по
формированию обобщений должно уточняться и углуб
ляться лексическое и грамматическое значение формы-
слова в непосредственном общении.
3. При разработке системы занятий следует преду
смотреть те реальные условия, которые дадут ребенку
возможность пользоваться новым словом в общении во
время бытовой и учебной деятельности и дидактических
игр.
4. Обстановка на специальных занятиях должна
быть живой, непосредственной. Не следует занятия пре
вращать исключительно в упражнения в речи. Ситуации
и деятельность (игровая или трудовая) детей на этих
занятиях должны быть по возможности мотивирован
ными.
5. Для уточнения сформированных у детей понятий
необходимо привлекать их наглядный, а затем и речевой
опыт. Надо помогать ребенку, сравнивая и сопоставляя,
выявлять отличительные и общие признаки изучаемых
предметов. В результате формируемое понятие должно
занять определенное место в ряду других понятий,
уже имеющихся в распоряжении ребенка. Необходимо
240
предусмотреть специальные упражнения, которые обеспечили бы употребление нового слова, новой формы слова в контексте.
6. Все упражнения, направленные на закрепление грамматических обобщений, осуществляются педагогом в игровой форме при активном и сознательном участии детей. Следует наглядно анализировать допущенные ошибки, учитывая уровень развития детей. Проводить такой анализ полезно не только на специальных занятиях по формированию обобщений, но и непосредственно в процессе общения и в связи с другими занятиями.
Два частных замечания, касающихся лексических обобщений: во время занятий этого рода желательно по возможности использовать натуральные предметы, например мебель, посуду, живых животных. Чучела, а тем более игрушки и картинки следует использовать на втором этапе обучения для закрепления слов и уточнения их значения; вводя новое слово, следует проверять, вызывает ли оно в процессе употребления соответствующий образ или используется механически.
В связи с оформлением грамматических обобщений необходимо дополнительно помнить следующее: подведение к грамматическим обобщениям проводится на типичных случаях слово- и формообразования. Что касается исключений, то они усваиваются путем запоминания как лексические единицы. Никакой грамматической терминологии, кроме предложение и слово, детям не дается.
И последнее. Все предлагаемые в методике системы занятий, конспекты, описания, грамматические таблицы не являются абсолютно обязательными, неизменными. Приведены они исключительно с целью помочь осознать основные принципы методики. Их не следует механически повторять. Исходя из приведенных примеров, педагог должен самостоятельно творчески разрабатывать системы занятий по отдельным темам, сообразуясь с конкретными условиями и уровнем подготовки детей.
16 Б. Д. Корсунская
ГЛАВА VI