Формирование лексических и грамматических обобщений 7 страница

Хорошим средством воспитания нравственных норм является просмотр диа- и кинофильмов с последующим их обсуждением. Выбирается фильм, в котором совер­шается какой-либо положительный или отрицательный поступок (лучше положительный). После просмотра педагог задает всем различные вопросы, чтобы убедить­ся, что детям все ясно и сделаны правильные выводы.

Воспитывая у детей соответствующее отношение к положительному и отрицательному, педагог, разу­меется, должен использовать в первую очередь факты из повседневной жизни детей. Вова хорошо разговари­вал с гостями? - - спрашивает педагог. Дети отвечают: Да. — Почему вы так думаете? — спрашивает педагог. Дети отвечают: Стоял ровно, смотрел в глаза, говорил спокойно, не кричал, не спешил. Гости все поняли. Вова молодец!

Постепенно дети начинают принимать участие в ана­лизе фактов, добавляют свои наблюдения. За время та­кой работы у детей развивается наблюдательность, они учатся умению оценивать поведение товарищей и свое, формулировать свои впечатления, давать им оценку. Проводя такие беседы и игры, педагог должен прояв­лять большое чувство меры и такта, чтобы не превратить естественные разумные правила в скучные отвлеченные

проповеди. Нужно обязательно разнообразить формы работы. Поощряя или порицая ребенка, следует соблю­дать большую осторожность. Иногда короткий укориз­ненный взгляд может сделать больше, чем длительная беседа. Бывает, что похвалы воспитывают у ребенка склонность к показному, неправильное представление о том, что важен не сам поступок, а его оценка окру­жающими.

На четвертом и пятом году обучения нормы поведе­ния, уже усвоенные на практике в доступной детям фор­ме, нужно закреплять в речи. Это, несомненно, поможет их осмыслению.

В заключение сведем все рекомендации к правилам, которые помогут в планировании программного мате­риала по данному разделу программы.

1. Для усвоения того или иного обобщения следует
планировать не отдельные занятия, а систему за­
нятий.

2. Специальной системе занятий по формированию
обобщений следует предпослать, когда возможно, пер­
вичное знакомство с соответствующим словом, формой
слова в общении. После проведения системы занятий по
формированию обобщений должно уточняться и углуб­
ляться лексическое и грамматическое значение формы-
слова в непосредственном общении.

3. При разработке системы занятий следует преду­
смотреть те реальные условия, которые дадут ребенку
возможность пользоваться новым словом в общении во
время бытовой и учебной деятельности и дидактических
игр.

4. Обстановка на специальных занятиях должна
быть живой, непосредственной. Не следует занятия пре­
вращать исключительно в упражнения в речи. Ситуации
и деятельность (игровая или трудовая) детей на этих
занятиях должны быть по возможности мотивирован­
ными.

5. Для уточнения сформированных у детей понятий
необходимо привлекать их наглядный, а затем и речевой
опыт. Надо помогать ребенку, сравнивая и сопоставляя,
выявлять отличительные и общие признаки изучаемых
предметов. В результате формируемое понятие должно
занять определенное место в ряду других понятий,
уже имеющихся в распоряжении ребенка. Необходимо
240

предусмотреть специальные упражнения, которые обес­печили бы употребление нового слова, новой формы сло­ва в контексте.

6. Все упражнения, направленные на закрепление грамматических обобщений, осуществляются педагогом в игровой форме при активном и сознательном участии детей. Следует наглядно анализировать допущенные ошибки, учитывая уровень развития детей. Проводить такой анализ полезно не только на специальных заня­тиях по формированию обобщений, но и непосредствен­но в процессе общения и в связи с другими занятиями.

Два частных замечания, касающихся лексических обобщений: во время занятий этого рода желательно по возможности использовать натуральные предметы, например мебель, посуду, живых животных. Чучела, а тем более игрушки и картинки следует использовать на втором этапе обучения для закрепления слов и уточ­нения их значения; вводя новое слово, следует прове­рять, вызывает ли оно в процессе употребления соответ­ствующий образ или используется механически.

В связи с оформлением грамматических обобщений необходимо дополнительно помнить следующее: подве­дение к грамматическим обобщениям проводится на типичных случаях слово- и формообразования. Что ка­сается исключений, то они усваиваются путем запоми­нания как лексические единицы. Никакой грамматиче­ской терминологии, кроме предложение и слово, детям не дается.

И последнее. Все предлагаемые в методике системы занятий, конспекты, описания, грамматические таблицы не являются абсолютно обязательными, неизменными. Приведены они исключительно с целью помочь осознать основные принципы методики. Их не следует механи­чески повторять. Исходя из приведенных примеров, пе­дагог должен самостоятельно творчески разрабатывать системы занятий по отдельным темам, сообразуясь с конкретными условиями и уровнем подготовки детей.

16 Б. Д. Корсунская

ГЛАВА VI

Наши рекомендации