Соотношение учебных целей и действий ученика
Учебная цель | Действия ученика |
Знание | Запоминает и воспроизводит конкретный материал (текст (стихи и пр.), факты, понятия, определения, правила, методы, процедуры и т. д.) |
Понимание | Объясняет учебный материал, интерпретирует содержание (объясняет смысл, значение текста и схем, графиков, диаграмм); экстраполирует выводы |
Применение | Использует учебный материал в конкретных ситуациях и в новых условиях: применяет знания на практике (решает задачи по усвоенному алгоритму, выполняет практические работы, решает проблемные ситуации) |
Анализ | Выполняет задачи на анализ и синтез, на сравнение и различение, на упорядочивание (классификация), на определение отношений (причина – следствие, цель – средство, функция – способ); выявляет взаимосвязи, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, принципах построения |
Синтез | Разрабатывает план и возможную систему действий; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из других областей для решения проблемы; выполняет проект; составляет отчет |
Оценка | Высказывает суждение на основе известных критериев или имеющихся эмпирических данных; пишет сочинение, реферат (тезисы, резюме); готовит доклад |
Таким образом, формулировки педагогических целей должны задавать уровень результатов обучения в зависимости от того, какой вид деятельности они могут обеспечить:
· узнавание и воспроизведение информации;
· деятельность по усвоенному алгоритму (репродуктивная деятельность);
· продуктивную (творческую) деятельность.
Диагностический способ определения целей требует использовать глаголы, указывающие на определенное действие. Так, обобщенная цель «изучить использование символических обозначений на погодной карте» может быть развернута в перечень учебных результатов на разных уровнях. Например:
– опознавать символы на карте;
– воспроизводить по памяти символы, употребляемые на карте погоды;
– читать карту, используя символы;
– составлять карту, пользуясь символами;
– дать прогноз погоды по заданной карте, пользуясь символами [4].
Если цели уроков по теме «Строение и образ жизни дождевого червя» определять через действия, то можем ожидать следующие результаты деятельности школьника на различных уровнях:
– называет элементы строения дождевого червя по наглядному пособию;
– воспроизводит по памяти общую схему строения дождевого червя;
– использует знания строения и образа жизни червя при проведении лабораторного опыта;
– объясняет связь между образом жизни, поведением и строением дождевого червя;
– объясняет значение дождевого червя в природе;
– обосновывает место дождевого червя в царстве животных и его значение для понимания процесса эволюции;
– разрабатывает и организует лабораторный опыт по наблюдению за жизнедеятельностью дождевого червя.
Таксономия, охватывающая эмоционально-ценностную (аффективную) область, включает цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира. Сюда относятся такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование ценностного отношения, проявление его в деятельности. Примерами формулировок целей в данной области могут быть следующие:
– вызвать заинтересованность ¼;
– пробудить любознательность ¼;
– актуализировать познавательную потребность ¼;
– вызвать готовность решать задачи самостоятельно ¼;
– закрепить уверенность в ¼;
– обеспечить переживание радости открытия истины;
– вызвать удивление (сомнение ¼, недоумение, например, в связи с парадоксальностью ситуации или явления);
– обеспечить осознание социальной значимости и общекультурной ценности изучаемого содержания;
– обеспечить осознание личностной значимости изучаемого содержания;
– создать условия для принятия ценностной ориентации (или ее коррекции);
– сформировать личностно значимое ценностное отношение к изучаемому содержанию;
– сформировать стремление дать самостоятельную критическую оценку явлению;
– организовать целенаправленное изучение различных подходов (точек зрения, вариантов деятельности) с тем, чтобы вынести собственное суждение;
– создать условия для проявления убежденности, отстаивая тот или иной идеал (модель поведения);
– поддержать (стимулировать) устойчивое желание овладеть навыками.
Л.М. Фридман [11] справедливо отмечает, что знания должны не просто запоминаться учащимися на определенное время, но должны быть изучены так, чтобы они вошли в систему его личностных убеждений и взглядов. В процессе обучения необходимо удовлетворять естественную потребность учащихся в эмоциональном насыщении, чтобы процесс учения вызывал у них всю гамму положительных эмоций и чувств – от преодоления трудностей, возникающих в этом процессе, от успехов в этом сложном деле, от познания нового и ощущения своего личностного роста.
Кроме того, важно создавать условия для формирования у учащихся социальной активности, коммуникативных качеств, развития эмпатии и альтруизма. Следует помнить, что взаимодействия в процессе обучения во многом определяют как отношения школьников со взрослыми (учителями) и сверстниками, так и отношения к содержанию и процессу обучения. Недооценка значимости аффективной области целеполагания отражается на стиле общения учителя с учащимися: вместо понимания, признания, принятия ученика – наставления, угрозы, запреты, требования. Вместо сотрудничества – диктат и опека.
Двигательная (психомоторная) область содержит цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Сюда относятся навыки письма, речевые навыки, умения пользоваться приборами и инструментами; цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, трудового обучения. Например:
– сформировать умение вырезать ножницами шаблон по контуру рисунка;
– освоить умение подтягиваться на перекладине.
Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации целей не толькополезно для концентрации усилий на главном, для определения последовательности различных уровней усвоения материала, но и обеспечивает ясность и гласность в совместной работе учителя и учащихся и создает эталоны оценки результатов обучения.