Общая характеристика курса. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает
необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.
Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий.
Основу курса составляет развитие речи и творческих способностей младших школьников. Программа составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса.
Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Развитие речи» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
-устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
-чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
-интерес к изучению языка.
Изучение курса «Развитие речи» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериям
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
-строить рассуждения.
При изучении курса «Развитие речи» достигаются следующие предметные результаты:
- сознательное, прочное усвоение норм родного языка, развитие речи детей;
- совершенствование у них навыков лингвистического анализа,
- повышение уровня языкового развития школьников,
-воспитание познавательного интереса к родному языку,
- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Развитие речи» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 4 года обучения. (1 класс-32 ч., 2 класс — 68 ч., 3 класс — 68 ч., 4 класс — 34 ч.)
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Каждое занятие курса внеурочной деятельности состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя гимнастику, разминку и мозговой шторм.
Гимнастика состоит из упражнений:
·для мышц шеи (например, качание головой);
·«ленивые восьмёрки»: дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повтрояют эти движения обеими руками;
·На развитие ясности восприятия и речи (например, «шапка для размышлений»: обучающиеся растирают ладошки до образования «тёплого комочка», «надевают» комочек на голову и трут мочки уха);
·На профилактику нарушений зрения (например: обучающиеся крепко зажмуривают глаза на три секунды, а затем открывают глаза, чтобы снова перейти к работе, несколько раз моргают).
После гимнастики проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память , внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочих тетрадей «Развитие речи» Т.Н.Соколовой. Продолжительность подготовительной части 10 -15 минут.
В основной части занятия обучающиеся знакомятся с определённым видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения. Продолжительность основной части 25 – 30 минут.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются их нетрадиционные формы: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие-тестирование.
Для решения задач, поставленных программой, используются следующие методы обучения: словесность, наглядность, проблемная ситуация, игровая и исследовательская деятельность.
Разделы курса внеурочной деятельности «Развитие речи»
Раздел программы | Часы 1 класс | по 2 класс | клас 3 класс | сам 4 класс | Общее количество часов |
Культура общения | |||||
Слово | |||||
Предложение и словосочетание | |||||
Текст | |||||
Работы творческого характера | |||||
Всего |