Тема 2. Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада
Термин "педагогическая поддержка" трактуется широко - и в социальном, и в индивидуальном плане, и в смысле заботы о ребенке. Эта размытость не позволяет просчитать точные педагогические ходы. ( Макеева Т.В.).
Под термином "педагогическая поддержка" О.С. Газман понимал "процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни" Основной смысл этого понятия при этом вкладывался им в ключевые слова педагогической поддержки: - "проблема ребенка". Идея педагогической поддержки возникла на основе опыта выдающихся педагогов и выработанных принципов помощи ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности в процессе свободного воспитания (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев, С.Т. Шацкий и т.д.). В практике воспитания идея поддержки и помощи нашла свое отражение в работе Я. Корчака и С. Френе.
Итак, термин "педагогическая поддержка" в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. Мы связываем данный термин, прежде всего, с педагогической деятельностью, обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он не находился. В данном контексте под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая индивидуальный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. О.С. Газман отмечает, что педагогическая поддержка в гуманистическом подходе к образованию включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности: 1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития "самости", для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, самоанализа, целеполагания, физической и психической защиты, деятельностей самоосуществления); 2) создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического существования и развития ребенка; 3) организация очеловеченной макросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и другие) как продукта активности детей и взрослых. Интересна точка зрения на проблему педагогической поддержки А.В. Мудрика, которая рассматривается им в русле оказания индивидуальной помощи человеку. А.В.Мудрик уделяет большое внимание процессу социализации, то есть "вхождению индивида в социум, усвоение определенной системы ценностей, процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личностью", следовательно, можно говорить о педагогической поддержке социализации. Данная точка зрения тесно переплетается с новой гипотезой о месте педагогической поддержки в образовании, представленной в работах Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина. Они отмечают, что место педагогической поддержки находится вне процессов социализации и индивидуализации. Авторы рассматривают педагогическую поддержку как место для "моста", "проводника", обеспечивающее ребенку и педагогу движение друг к другу, а также взаимовлияние, взаимодействие социализации и индивидуализации.
Педагогическая поддержка детей, по О.С.Газману, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ученый в своей творческой деятельности подошел к проектированию новой организации образовательных процессов на основе концепции педагогической поддержки. Система педагогической поддержки О.С. Газмана предполагает разные направления реализации: педагогическое, психологическое, социально-педагогическое, социокультурное, социально-организационное. Ученый связывал педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребенка. При этом цель поддержки – это решение проблем ребенка, касающихся его деятельности не только в стенах школы. Основными задачами педагогической поддержки в теории О.С.Газмана выступают: – помощь ребенку в личностном выборе, соотнесение личностных и общественных потребностей; – поддержка в ходе самоисследования, самоанализа, работа над собой; – помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении. Особый интерес вызывают исследования Н.Б.Крыловой, где она указывает на различие между процессом воспитания и поддержкой: “...педагогическая поддержка – это деятельность на уровне “личность-личность”, когда общение “глаза в глаза” обнаруживает родство душ”. С.А.Беличева считает, что социально-педагогическую поддержку можно осуществлять только при содействии государства, которое должно создавать определенные службы: медико-социальную, социально-педагогическую, социально-правовую, социально-бытовую.
Синонимом поддержки часто считают тьюторство, характеризуя его как деятельность педагога, заключающуюся в том, чтобы понять, в чем детский вопрос к чему-либо или к кому-либо. Этим объектом может стать и культура, и человек, и сам этот ребенок, и время, и отношения. Примечательно, что как постулат принимается, что этот вопрос уже возник и не может не возникнуть, потому что ребенок уже в культуре, в социуме, в природе, в отношениях с другими людьми и с собой. По факту своего рождения он уже вступил в это взаимодействие, а оно не может происходить без вопросов и проблем. Задача осуществляющего поддержку – обнаружить эту проблему и помочь подойти к ее самостоятельному разрешению.
Четыре тактики педагогической поддержки (по О.С.Газману): “защита”, “помощь”, “содействие” и “взаимодействие”. Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи.
Итак, в образовательном процессе происходит встреча растущего человека и взрослого человека. Начало их взаимодействия может быть положено либо объективной обучающей ситуацией (что происходит в большинстве случаев), либо субъективной ситуацией развивающего общения. Выбор педагогом того или иного типа деятельности зависит от авторства цели взаимодействия, потребности в нем детей, степени видимой части активности субъектов. Сочетание этих критериев позволило нам разделить этапы педагогической деятельности на три блока.
I блок объединяет деятельность педагога в тех ситуациях, когда ребенок не может самостоятельно справиться с затруднением или же не видит грозящей ему опасности. К этому блоку мы относим виды «опека», «забота», «защита».
Недоверие к опыту и собственным силам ребенка – характерная черта поведения педагога в данном случае. Потребность детей во взаимодействии высока. Степень их видимой активности минимальна по сравнению со степенью видимой активности педагога. Авторство цели взаимодействия может принадлежать как ребенку, так и воспитателю.
Опека как тип педагогической деятельности применяется в том случае, когда ребенок совершенно не в состоянии ориентироваться в проблемной ситуации. Педагог в этом случае выполняет роль «няньки», «клушки-наседки».
Согласно словарю С.И.Ожегова, опека определяется через слова «забота», «попечение», равно как и «забота» – через «попечение». Но последнее предполагает деятельность, направленную на кого-либо, на проявление к нему внимания, что не используется при семантическом анализе слова «опека».
Забота, по нашему мнению, как тип деятельности используется педагогом вслед за опекой. Педагог постоянно отслеживает поведение и деятельность ребенка и вмешивается в процесс его развития даже тогда, когда ребенок справляется самостоятельно (роль «мамы», «няни»).
Защита предполагает организацию педагогом процесса ограничения, ограждения, отстаивания интересов ребенка в случае грозящей ему физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется с ней сам. Роль педагога – «охранник», «адвокат», «служба МЧС».
II блок, наиболее распространенный в России, включает один тип деятельности – «наставничество». «Педагог – истина в последней инстанции» – вот педагогическое убеждение (читай – заблуждение), отличающий его от других.
В этом случае потребность детей взаимодействовать с педагогом откровенно мала. Степень видимой активности педагога преобладает над аналогичной характеристикой деятельности обучающегося. Авторство цели взаимодействия в большинстве случаем принадлежит взрослому.
Тактика «наставничество», основанная на лозунге «делай как Я», применяется педагогами в нескольких случаях.
1) если ребенок хочет выполнить какое-либо действие репродуктивного плана, но не знает как, а педагог не хочет (не имеет возможности) «тратить» время на создание проблемно-поисковой ситуации.
2) если ребенок не хочет действовать, но это надо взрослым (или же думают, что им это надо), которые не имеют возможности или же не хотят объяснять ребенку необходимость данного типа деятельности.
3) если ребенок может и хочет сделать сам, но взрослый не разрешает ему проявить самостоятельность, не веря в его силы и творческие способности.
Выступая в роли «тренера», «дятла», «капли, которая точит камень», воспитатель создает условия для воспроизводства культурного наследия в неизменном типе и отрицания им процесса учения как такового.
III блок характерен для взаимодействия педагогов с теми детьми, у которых сформировалась «Я-концепция». В зависимости от нее, ребенок проявляет ту или иную потребность во взаимодействии с педагогом, но однозначно меньшую, чем мы указывали выше. Степень видимой активности ребенка резко преобладает над видимой частью активности педагога. Авторство цели взаимодействия чаще принадлежит ребенку, чем и воспитателю.
К этому блоку мы относим типы педагогической деятельности «помощь», «поддержка», «сопровождение».
Помощь как тип педагогической деятельности применяется тогда, когда растущий человек может в целом справиться с проблемной ситуацией сам, но встречается с некоторым затруднением.
В этом случае со стороны педагога иногда бывает достаточным продемонстрировать ему способы и приемы разрешения аналогичных ситуаций. «Медсестра», «корректор», «катализатор», «рука» – так определим его роль.
Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если воспитатель видит, что ребенок может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или же в «правильности» выбора. Ключевыми словами при определении понятия педагогической поддержки ребенка мы называем «чувство плеча», то есть создание атмосферы, проживая в которой ребенок четко знает – у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе». Роль педагога – «друг», «плечо», «батут».
Обратим внимание на динамику взаимодействия ребенка и взрослого:
1. работает педагог – создает ребенку первичные условия для выбора;
2. ребенок совершает выбор и, действуя согласно ему, встречается с проблемой. Обращается с запросом о поддержке к педагогу;
3. он создает вторичные условия для разрешения ребенком проблемы;
4. ребенок решает проблему.
Следующий тип деятельности – педагогическое сопровождение.
Педагогическое сопровождение отличается от поддержки не столь уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования ребенка, сколько возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать свои образовательные и личностные проблемы.
Анализ ситуаций, при которых следовали запросы детей на этот тип деятельности показал, что в данном случае им необходимо было почувствовать, что они не одиноки в момент встречи с проблемой, что в самом крайнем случае у них есть человек, к которому они всегда смогут обратиться.
Осуществляя педагогическое сопровождение, педагог должен ориентироваться на сочетание методов и приемов развития индивидуальных ключевых личностных и профессиональных компетенций обучающегося и его высокой коммуникативной/общей культуры.
Итак, педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.
Отсюда следует, что в качестве средств и приемов педагогического сопровождения нам следует обозначить средства и приемы индивидуального образования, предполагающие опору на свободный выбор ребенком своего индивидуального образовательного маршрута, базирующегося на его личных интересах.
Как видим, поддержка и сопровождение как типы педагогической деятельности предельно взаимосвязаны. Поддержка с одной стороны предваряет сопровождение, с другой же – следует за ним по запросу ребенка.
Таким образом, педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. Синонимом педагогической поддержки является педагогическое сопровождение развития ребенка.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое педагогическая поддержка?
2. От чего зависит выбор вида педагогической поддержки, оказываемой педагогом?