Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития

1.6 Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Рос­сийской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, норматив­ных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обще­стве, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, на­правленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогичес­кая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал пре­вентивную и оперативную помощь детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психичес­ким здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуни­кацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбо­ром (самоопределением).

О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъек­тивные условия (желание индивида) и объективные воз­можности семьи, школы, общественности, государствен­ной власти на местах.

Воспитателям необходимо соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:

1. Ребенок не может быть средством в достижении педа­гогических целей.

2. Самореализация педагога - в творческой самореализа­ции ребенка.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно ре­зультаты действий.

8. Доверяя - проверяй!

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя):

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпе­ние, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с деть­ми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении пробле­мы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбо­ра, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независи­мости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирова­ние самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Основу содержа­ния воспитания может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяю­щих индивиду развиваться в гармонии с общественной куль­турой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

- культура жизненного самоопределения;

- культура семейных отношений;

- экономическая культура и культура труда;

- политическая, демократическая и правовая культура;

- интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

- экологическая культура;

- художественная культура;

- физическая культура.

Центральное звено базовой культуры - культура жиз­ненного самоопределения личности учащегося в четырех важ­нейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Механизм воспитания основывается на педагогической поддержке ребенка и складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, вы­полняемых ими на следующих пяти этапах:

- I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемное, диагностика предполагаемой проблемы, уста­новление контакта с ребенком, вербализация постановки про­блемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

- II этап (поисковый) - организация совместно с ребен­ком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

- III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отноше­ний и заключение договора в любой форме;

- IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимули­рование его инициативы и действий, координация деятель­ности специалистов в школе и за ее пределами, безотлага­тельная помощь школьнику);

- V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком об­суждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельнос­ти, констатация факта разрешимости проблемы или пере­формулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

К основным критериям результативности воспитатель­ного процесса возможно отнести такие, как:

- готовность ребенка к самоопределению, самореализа­ции, самоорганизации и самореабилитации;

- развитость индивидуальных способностей ученика;

- нравственная направленность личности;

- физическое и психическое здоровье школьника;

- сформированность базовой культуры учащегося;

- защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

5.Самовоспитание школьников

Эту концепцию разработал ярославский профессор Гер­ман Константинович Селевко. Под самовоспитанием понимается «процесс осоз­нанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправлен­но формируются и развиваются ее качества и способности».

Цель воспитания: воспитать активного, инициатив­ного, самостоятельного гражданина, просвещенного, куль­турного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизнен­ному самосовершенствованию. Главным целевым ориенти­ром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следую­щими характеристиками:

- одухотворенность, идейная направленность, связь моти­вов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

- владение, оснащенность совокупностью умений само­совершенствования;

- высокий уровень самостоятельности личности, готов­ность к включению в любую деятельность;

- творческий характер деятельности человека;

- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

- эффективность работы по самоформированию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необ­ходимо решить в практической деятельности четыре груп­пы задач.

I группа - задачи в области обучения:

а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образо­вания по ступеням обучения;

в) формировать общеучебные умения и навыки;

г) способствовать формированию творческих качеств лич­ности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его прояв­лениях.

II группа - задачи в области воспитания:

а) осуществлять личностный подход в учебно-воспита­тельном процессе;

б) превратить процесс школьного воспитания в само­воспитание;

в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

г) формировать умения самовоспитания и самообразования;

д) обеспечить ребенку условия для максимальной само­реализации;

е) формировать веру в себя;

ж) создать воспитательно-образовательную среду, форми­рующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

III группа - задачи в области психического развития:

а) развивать индивидуальные способности ребенка;

б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка;

в) формировать доминанту самосовершенствования лич­ности;

г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

д) составлять программы самосовершенствования по раз­делам и периодам развития школьников.

IV группа - задачи в области социализации:

а) формировать высоконравственное отношение личнос­ти к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоин­ство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демокра­тическое, диалектическое, экологическое мышление);

б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

в) содействовать формированию интегративного каче­ства самостоятельности личности - подготовить ребенка к социальной автономизации;

г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

д) готовить учащихся к профессиональному и жизнен­ному самоопределению.

В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения.

1. Все высшие духовные потребности человека в позна­нии, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осу­ществлению деятельности по самовоспитанию, самосовер­шенствованию, саморазвитию.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствова­ние как установка на осознанное и целенаправленное улуч­шение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно вли­ять с помощью организации внешней части педагогическо­го процесса, включая в него специальные цели, содержание методы и средства.

4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии са­мовоспитания личности в практике воспитательной деятель­ности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к са­мовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую вос­становлению и обогащению его духовности.

5. Демократизация учебно-воспитательного процесса вы­ступает необходимым условием саморазвития личности учащихся. Она воплощается в свободе выбора, самостоя­тельности, удовлетворении интересов и потребностей уча­щихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения и воспитания школьников, обеспечивается развитие учени­ческого самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации лич­ности ребенка.

6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспита­ния и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

7. Личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его по­ложительной Я-концепции.

8. Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна рассматриваться как пространство деятельностного формиро­вания у ребенка умений и навыков самосовершенствования.

9. Ведущий вектор развития личности учащегося при ис­пользовании технологии самовоспитания направлен на под­готовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жиз­недеятельности в открытой социальной среде.

Главной составляю­щей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и резуль­тативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной дея­тельности, в процессе которой создаются социальные ситуа­ции-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекват­ных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять ра­боту по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.

Основу механизма воспитания со­ставляет технология самовоспитания (саморазвития) лич­ности. Профессор Г. К. Селевко изобразил структуру разра­ботанной технологии в виде схемы (схема ).

На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем:

I - «Теория», II - «Практика», III - «Методика».

Первая подсистема «Теория» представляет собой целе­направленное и системное обучение детей основам самосо­вершенствования личности. Теоретическая подготовка уча­щихся ведется в этом направлении с I по XI класс и вклю­чает следующие дисциплины, курсы и разделы:

- «Самосовершенствование личности»;

- «История науки и культуры в личностях»;

- «Организация учебного труда»;

- «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисцип­линах);

- «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе эконо­мики);

- «Основы художественного творчества»;

- «Развитие творческих способностей»;

- «Теория решения изобретательских задач»;

- «Логика»;

- «Физиология высшей нервной деятельности»;

- «Выбор профессии»;

- «Этика и психология семейной жизни»;

- «Основы безопасности жизнедеятельности».

6. Воспитание ребенка как человека культур

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Воспитание в этой концепции опре­деляется как процесс педагогической помощи ребенку в ста­новлении его субъектности, культурной идентификации, со­циализации, жизненном самоопределении.

К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, куль­туры, относятся:

- жизнетворчество - включение детей в решение ре­альных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;

- социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятель­ности, развитие его духовных и практических потребнос­тей, осуществление жизненного самоопределения;

- культурная идентификация - востребованность куль­турных способностей и свойств личности, актуализация чув­ства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

- духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирова­ние внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

- индивидуализация - поддержка индивидуальности, са­мобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Цель воспитания, как утверж­дает Е.В. Бондаревская, - это целостный человек культуры.

Принципы:

- природосообратости, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

- культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству - как культурному феномену; к ребенку - как к субъекту жиз­ни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу - как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию - как к культурному процессу; к школе - как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

- индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ори­ентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направлен­ность воспитания на выявление, сохранение и развитие ин­дивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку про­цессов саморазвития, самовоспитания;

- ценностно-смыслового подхода, направленного на создание условий для обретения ребенком смысла своего уче­ния, жизни, на воспитание личностных смыслов всего проис­ходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

- сотрудничества, предусматривающего объединение це­пей детей и взрослых, организацию совместной жизнедея­тельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, и взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Основу содержания процесса воспитания ребенка составляет субъективный опыт личности с его ценностями и мыслями, умениями и способностями, социальными навыка­ми и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми ука­зывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающего универсальные общечеловеческие ценности, которые «при­сваиваются» сознанием и становятся личностными смысла­ми отношений человека к миру, людям, самому себе;

б) культурологический - различные «культурные зада­ния» и культурные среды, в которых разворачивается жиз­недеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в со­держание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;

в) жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллек­тивные творческие дела), технологии жизни, способы изме­нения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;

г) морально-этический - накопление опыта пережива­ния и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;

д) гражданский - участие в общественно полезных де­лах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав че­ловека и другие ситуации, развивающие опыт гражданско­го поведения;

е) личностный - насыщенность жизнедеятельности де­тей ситуациями реальной ответственности, свободного вы­бора, принятия решений, рефлексии своих поступков, по­ведения, способов самооценки, самокоррекция и самовос­питания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;

ж) индивидуально-творческий - средства развития способ­ностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Содержание воспитания по мере развития детей насыщает­ся их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями.

Механизм воспитания. Автор концепции обозначает лишь некоторые компонен­ты технологии личностно-ориентированного воспитания:

- изучение узловых событий жизни ребенка;

- педагогическая интерпретация его индивидуальных осо­бенностей;

- эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

- совместное с учеником проектирование этапов его даль­нейшего развития;

- адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;

- вовлечение его в педагогические и жизненные события;

- раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

Критерии воспитанности:

1) уровень цен­ностно-смыслового развития и самоорганизации личности,

2) способность к нравственной саморегуляции поведения,

3) мера педагогической помощи, которая необходима уча­щемуся в самостроительстве собственной личности.

Наши рекомендации