Другому быть другим! Но как нам хочется, чтобы все были, как мы.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:
У армян принято говорить Учитель и ученик - у них разные
дорогому человеку: точки зрения. Начиная с ракурса: один
- Цавт танэм (унесу твою видит доску и учителя, а другой класс.
боль) А если не класс - ДРУГИХ людей.
Разных, отличных от себя и друг от
друга, и каждый день новых, потому
что я должен быть для себя и для них новым, и они тоже должны
изменяться — у нас разные ценности и разные позиции. Если
педагогическую деятельность рассматривать как процесс со-
вместной деятельности учителя и ученика, то необходимо выде-
лить и деятельность учителя, и деятельность ученика. Это
можно схематизировать следующим образом:
Деятельность учителя:потребности — мотивы — цели — задачи — методы — действия — результат — контроль — оценка;
Деятельность ученика:потребности — мотивы — цели — задачи — методы действия — результат — контроль — оценка.
Возникающую при этом ситуацию несовпадения можно рас-
сматривать как заведомо противоречивую, поскольку у них все
разное. И задача учителя — не избегать конфликта, а перевести в коммунальный (ситуативный) конфликт в содержательный, выявляя все аспекты противоречий.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:
или именно различие? Одного я люблю за то, что он похож на меня, а другого за то, что он не |
Деятельность учителя и ученика
Не знаю, что больше объ- в процессе обучения имеет различное
единяет людей - сходство содержание: преобразовательная де-
ятельность учителя, который как
субъект данной деятельности дол-
жен удовлетворить потребности в
меня, а другого за то, что он не достижении результата и в сотрудни-
похож. Я заметил, что только честве, и познавательная деятель-
глупые люди хотят, чтобы ность ученика, который как субъект
все были одинаковые... должен удовлетворять потребности в
я. Корчак
информации и поисковой активности. (Мы выделяем приоритет-
ные виды деятельности). Управление процессом педагогической деятельности и заключается в гармонизации различных целей и способов деятельности.
Увлечь собой для учителя — это, прежде всего, приобщить учеников к своему опыту и ценностям, ввести другого в новую организацию жизнедеятельности и мышления, то есть «развернуть себя» (как ситуацию), чтобы другие (дети) попали в своеобразную зону новых ролей, отношений, ценностей. Задачи
учителя — приблизить детей к себе. Для этого надо либо самому
идти к ним, либо их пригласить к себе. Мне кажется, лучше
второе — я пригласил их к себе, чтобы показать им, что они
могут быть другими, не лучше и не хуже, а другими; тем самым
образовать у них новое представление о самих себе.
Уметь смотреть на мир глазами других людей, исследовать точку зрения других — это же и есть изменение себя. Не изменение себе, а способность понять, почувствовать другого и помочь ему.
К сожалению, очень часто в об-
заметки на полях: щении мы идем от себя к себе, а
Чем больше слушал я учи- хотелось бы — от другого к другому
телей, тем больше Я хотел через себя.
быть самим собою. Увлечь собой — это умение слу
е. Винокуровшать и слышать другого. Один мой
студент на вопрос, почему он выбрал
профессию учителя, сказал: «Мне кажется, урок — это единст-
венное место, где меня будут слушать не перебивая».
Умение слушать — это значит:
- Я готов вас выслушать не перебивая;
- у меня есть для вас время столько, сколько потребуется;
- Мне действительно интересно (без лицемерия) то, о чем вы говорите, и нет ничего другого, что меня может от вас отвлечь;
— Я способен слышать вас то есть замечать вашу интонацию, выражение лица, позу, ваши жесты;
- Если мне что-тонепонятно, то простите, но не могли бы вы уточнить, правильно ли я вас понял?;
— извините, для меня не совсем приемлема ваша точка
зрения, но она ваша, и я стараюсь спокойно реагировать, не
выставляя заведомо оценку, а наоборот, хочу разобраться в
пашей позиции;
- я очень хочу услышать (не то, что Я хочу услышать) то, что поможет мне развить, расширить, скорректировать свою позицию;
— я не стараюсь ловить вас на слове(«Цепляться») - мне важно все, о чем вы говорите;
- мне приятно, что вы со мной разговариваете, но я понимаю, что дело тут в не в том, кто из нас умнее, просто я наверное, знаю чем и как вам можно помочь. При этом я хорошо помню, что каждому из пас приятно ощущать собственную значимость.
Речевая выразительность человека – это один из способов увлечь собой. Интересная лекция, интересный урок - ЭТО интересный человек. Это личностная интерпретация
множества жизненных (и не только житейских) ситуаций.
Известно,- что на человека воздействует личность, а не слова.
Слова — это «связной» между людьми. Когда мы разговариваем,
то обмениваемся друг с другом своим отношением, своим виде-
нием, переживанием своих мыслей, чувств, то есть различными
картинами мира. Вот почему учителю
заметки на ПОЛЯХ: важнопривести в порядок «матери-
Чтобы ты мог свою речь ал» для общения, уточнить свое от-
От ошибок сберечь, ношение к нему. Надо знать, о чем
О пяти вещах помни всегда: ты рассказываешь и кому, поскольку
Кому говоришь,
О ком говоришь, нельзя Рассказывать вообще - нико-
и как, и где, и когда ... му (всем). И нельзя убеждать в о -
(И я добавил бы зачем). |
обще (всех), потому что, когда
человек говорит, он совершает рече-
вой поступок, а это значит, что вы
обязываете других к каким-то действиям: вопрос — К ответу, восклицание — к сочувствию, одобрению, повествование — к вниманию, к восприятию информации и т.д.
Известный актер и режиссер Л. В. Вивьен, рассматривая
принципы актерской игры, выделил небезынтересные и педагогу
моменты, определяющие организацию общения:
Кто — образ, характер, персонаж, от имени которого я
выступаю;
Кому — объект, с кем я вступаю в общение (кому говорю
— себе, ему и т.д.);
Зачем — цель, для чего я так поступаю, так говорю;
Почему — причина действия, повод поведения;
Что — поступок;
Как — исполнительные приемы, приспособления, формы.
Учитель постоянно находится в ситуации общения, поэтому
ему необходимо знать некоторые приемы устного выступления:
— профессиональная компетентность: научность, глубина
и убедительность изложения, логичность, последовательность;
— ясность: четкость обозначения понятий, отсутствие
многозначности;
— направленность: конкретность, определенность слушате-
лей — нельзя говорить вообще, надо знать — кому и зачем;
— видение: необходимость создания целостного зрительного
образа, поскольку слушать — это видеть то, о чем говорят, а
говорить — значит создавать зрительные образы: вижу —
говорю = вижу — слышу;
— рамки: недопустимость потери содержания, ограничение
количества смысловых частей, возможных для понимания, до-
пускается 7 — 2 или 5 + 2, второй вариант эффективнее;
— эмоциональный ритм: оптимальность темпа, планирова-
ние «кризисов» (первый — через 15 минут, второй — через 35
минут от начала урока), фиксирование «взлетов» и «падений»
и управление вниманием.
Учитель должен уметь сконцентрировать и удержать внима-
ние учащихся на изучаемом предмете, уметь расширять круг
внимания, очерчивая мысленно малый, средний, большой.
К. С. Станиславский придавал огромное значение способ-
ности владеть вниманием зрителя. Он следил часами за артис-
тами: «Опыт показал мне, что максимум их способности одному
безостановочно держать внимание тысячной толпы при сильно
захватывающей сцене равен СЕМИ МИНУТАМ (это огромно!).
Минимум — при обыкновенной тихой сцене — ОДНА МИНУ-
ТА (это тоже много!). А далее им уже не хватает разнообразия
выразительных средств, им приходится повторяться, отчего
внимание ослабевает, вплоть до следующего перелома, вызыва-
ющего новые приемы воплощения и новый приступ внимания
зрителей. Заметьте — это у гениев!».Остается только добавить,
что в распоряжении учителя 45 минут!;
— «импровизация по ходу*: продуманность и подготовлен-
ность отступлений, приемов, баек и т.д. Хорошие импровизации
репетируются заранее;
— повторение: необходимость вторично подчеркнуть основ-
ные положения, числа, имена и т.п.;
— дикция, громкость, выразительность: грамотность и
культура речи, правильность ударений, произношений; чтобы
речь была звучной, согласные должны быть выразительные. По
К. С. Станиславскому: «Слово со скомканным началом и недо-
говоренным концом, выпадение отдельных звуков и слов - все
это телесное и физическое уродство». Необходимо знать и
помнить о логических, психологических паузах, ударениях
(сильные, слабые, средние), особо — об интонации: мы, как
правило, обращаем внимание больше на интонацию, чем на
слова. Невыразительность интонации нередко приводит к непо-
ниманию, к конфликтам: