Глоссарий по социализации учителя начальной школы

Адаптация -постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.

Адаптация социальная – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Адаптирующая функция социальной среды –это одна из основных ее функций, заключающаяся в том, что саму социализацию иногда рассматривают как процесс адаптации человека к окружающей среде, некритического, пассивного усвоения норм, правил, ценностей того общества, той социальной среды, в которой протекает его жизнедеятельность.

Аддикция – саморазрушающее поведение, которое выражается в стремлении уйти от реальности путем изменения своего состояния посредством приема каких-либо химических веществ или какой - либо деятельности (Интернет, игры и т. д.).

Адекватность – это способность соответствовать требованиям ситуации и ожиданиям людей его уровня.

Акцентуация – выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие.

Активное слушание – средство повышения эффективности коммуникации, состоящее в использовании высказываний, облегчающих принятие и самораскрытие партнеров по общению, и в избегании высказываний, затрудняющих этот процесс.

Антиобщественные действия – действия, нарушающие права и законные интересы других лиц

Асоциальность - это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам.

Аффилиация – потребность подростка в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность, эмоциональном принятии группой.

Безнадзорность – социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующее совершению ими правонарушений.

Беспризорный – несовершеннолетний, не имеющий родительского или государственного попечения, постоянного места жительства и (или) места пребывания, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенный необходимого ухода, воспитания; не получающий систематического обучения.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из направлений в психологии и социологии, имеющее своим предметом поведение людей, понимаемое как реакция на воздействие внешней среды (стимулы).

Взаимодействие социальное –система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного социального субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других.

Внешняя мотивация -совокупность побудительных причин деятельности, не связанных непосредственно с её содержанием, лежащих вне неё.

Внутренний социальный контроль - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные индивидом в процессе социализации.

Внутренняя мотивация – совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях её выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).

Внутригрупповой конфликт – конфликт, возникающий в группах между людьми, осуществляющих совместную деятельность, находящихся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях, для которых характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей.

Внушение– неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающие определенные изменения в его психологии и поведении.

Воздействие– целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

Воспитание – целенаправленной работы особых институтов (субъектов) по формированию взглядов, убеждений, норм, а также практического поведения в соответствии с ними.

Группа – совокупность людей, выделенная на основе каких-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

Групповая динамика – направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Группы риска - это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.

Девиантное поведение – с точки зрения педагогики понимается как отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде норм поведения и межличностных взаимоотношений, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей.

Дезадаптация – нарушение равновесия между психической или социальной деятельностью личности и требованиями среды.

Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные поступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые или социальные нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за незначительной общественной опасности проступков.

Депривация – потеря значимых для психического развития факторов; лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Десоциализация – социализация, совершаемая под влиянием негативных факторов, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.

Деструктивное поведение – направлено на разрушение предметов, других людей и самого себя; неконструктивное поведение.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и т. д.).

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, оба родителя которых или единственный из них оставили их без попечения по причинам: лишения или ограничения родительских прав; признания безвестно отсутствующими, а также недееспособными; объявления умершими; нахождения в лечебных учреждениях или местах лишения свободы; уклонения от воспитания детей, от защиты их прав и интересов; отказа взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба

родителя или единственный из них.

Детская организация – самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально-ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.

Дискриминация в отношении детей – отсутствие равных прав для детей.

Дивергентный (способности, мышление) – ветвящийся, расходящийся.

Единство общества – особое качественное состояние общественной жизни, при котором, несмотря на наличие в обществе различных социальных групп и политических сил со своими специфическими интересами и целями, удается достичь высокого уровня их доверия, согласия и сотрудничества.

Законы социальные – необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, определяющие характер и общее направление развития общества.

Запущенность социальная - несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений.

Идентификация – отождествление себя с другим человеком

или объектом действительности.

Идентичность – условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных ситуациях.

Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Изменение социальное –переход социальных систем, их элементов из одного состояния в другое.

Имидж – эмоционально-окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо.

Институт социальный – устойчивый комплекс норм, правил, принципов, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей.

Интеракция – процесс и отдельные акты социального взаимодействия индивидов.

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия.

Компетентный – знающий, сведущий в определенной области.

Конвергентные способности – способность правильно и быстро находить единственно верное решение, основная составляющая психометрического интеллекта.

Консультация психологическая – одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.

Контроль социальный – форма и способы воздействия, применяемые социальными группами для регулирования поведения их членов.

Конфликт личностно-ролевой – ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли.

Конформизм – принятие господствующих в обществе идей, ценностей, норм и приспособление к существующему общественному порядку.

Культура социальная – система социально значимых знаний, ценностей, норм, традиций, организующих жизнедеятельность людей в обществе.

Лидерство– способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Личность – совокупность (система) социально-значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта.

Люмпены – деклассированные элементы, находящиеся «на дне» общества и утратившие общепринятые ценности, нормы, правила поведения (нищие, бродяги, бомжи, уголовники и т. п.).

Манипуляция – вид психологического воздействия, в ходе которого один из общающихся стремится получить односторонний выигрыш за счет использования другого в качестве средства достижения своих целей.

Маргинальные группы населения – группы, отвергающие

определённые ценности и традиции той культуры, в которой они находятся, и утверждающие свою собственную систему норм и ценностей.

Мобильность социальная – изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Первая сопровождается повышением или понижением социального статуса, вторая не предполагает изменения статуса.

Молодежная субкультура – неформальное молодежное объединение, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика.

Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Напряженность психическая – это особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью психологических и физиологических процессов в результате воздействия стресса.

Настроение – психическое состояние, определяемое комплексом чувств, объединенных цельностью и устойчивостью их переживания.

Насилие в отношении ребенка – все формы физического и/или

эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия; коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию, развитию.

Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям его воспитанию или содержанию.

Негативизм– сопротивление внешним влияниям. Пассивный –

невыполнение требований, активный – поведение, противоположное

требуемому.

Неформальная группа – объединение небольшого числа молодежи или подростков на основе близости возраста, территориальной общности, сходства интересов.

Норма социальная – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Обучаемость –одна из общих способностей личности:

1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации;

2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений, навыков.

Опека –форма устройства малолетних и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и

попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Охрана прав детей –комплексная система мер, направленная

на охрану прав всех детей с особым акцентом на группы детей, находящихся в тяжелых жизненных ситуациях.

Общительность –одна из коммуникативных черт характера

человека, связанная с высшей нервной деятельностью (ВНД), темпераментом, а также такими качествами, как контактность, экспрессивность, инициативность в общении и др.

Ожидание социальное – подразумеваемые требования, предъявляемые окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам, необходимым в той или иной ситуации.

Патронаж (от фр. patronage – покровительство) – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска.

Педагогическая диагностика –изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива и социального окружения в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая запущенность –последствия дезинтегрирующего влияния на развитие личности в совокупности всех факторов при доминировании психолого-педагогических. Появляется, прежде всего, в слабом овладении ведущими видами деятельности, обеспечивающими полноценное индивидуально-психологическое и личностное развитие ребенка.

Поведение делинквентное –антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках.

Поведение криминальное –поведение, нарушающее социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Попечительство –форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с законодательством РФ.

Привычка –действие, постоянное осуществление которого стало потребностью.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних –система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемая в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Профилактика общая –система мер, ориентированных на предупреждение возникновения проблемы.

Потребность –состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность.

Развитие социальное – социальное изменение, ведущее к появлению новых общественных отношений, новых социальных ценностей, норм, институтов и т. д.

Ребенок – лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

Ресоциализация – возвращение подростка в общество в качестве полноценного члена.

Референтная группа – группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Роль социальная – динамический аспект социального статуса; поведение, которое ожидается от индивида, имеющего определенный социальный статус.

Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самооценка – оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Саморазвитие – сознательное изменение или сохранение в неизменном виде Я – самости, выбранными личностью способами.

Самосознание – оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.

Самооценка– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.

Самость – проявление неосознаваемых, индивидуальных особенностей, оцениваемых другими людьми.

Самоутверждение – стремление человека к сохранению высокой самооценки и подтверждению ее справедливости в оценках других людей, а также вызванное этим стремлением поведение.

Санкции социальные – средства социального контроля, применяемые к членам общества для обеспечения одобряемого поведения.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания недееспособными и т. д.

Социализация – совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом социокультурного опыта, формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно исторического типа личности и субъекта социокультурных

практик данного общества.

Социальная группа – любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Социальная дезадаптация – нарушение взаимодействия индивида со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальная профилактика (превенция) – деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально-терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Социальная реабилитация – комплекс мер, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, направленный на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или) материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус, ожидаемое поведение индивида.

Социально-неприспособленный (дезадаптированный) ребенок – ребенок, на чье развитие и роль в обществе существенное влияние оказывает его индивидуальное стрессовое состояние илиокружающая среда.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.

Социальное консультирование – технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека по поводу его социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.

Социальные отклонения – отступления от общепринятых в обществе ценностей и норм.

Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъектов в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Социально-профессиональная идентификация – отождествление индивидом себя с другим человеком или группой; непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом.

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с правами и обязанностями.

Специальные учебно-воспитательные учреждения – особый вид образовательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, призванных обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создать условия для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Стресс, или общий адаптационный синдром – комплекс физиологических реакций, который представляет собой реакцию адаптации, состоящую из трех фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения.

Субкультура – совокупность специфических социально психологических и культурных признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп и позволяющих им осознавать и утверждать себя в качестве «мы», отличном от «они» (остальных представителей социума).

Технология социально-педагогической работы – система строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы.

Типы интеллектуальной активности – субъективно специфичные и относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик природного, вербального и регулирующего уровней интеллекта.

Трансспектива – психологическое образование, в котором органически объединяются, интегрируются прошлое, настоящее и будущее личности

Тревожность – склонность индивида к переживанию, тревоге, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Толерантность – уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, обязанность активными действиями способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка, важнейшее условие существования плюрализма демократического общества, основа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях социума.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени.

Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Управление – социальное воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Установка (аттитюд) – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

Факторы риска – обстоятельства, способствующие возникновению и развитию различных социальных и поведенческих отклонений, нарушений здоровья.

Черта личности (диспозиция) – внутренняя относительно устойчивая предрасположенность индивида к определенному поведению в определенном классе ситуаций, складывающаяся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок.

Ценностные ориентации – субъективное, индивидуальное отражение сознания человека, социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.

Ценности – объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Экспектации (ролевые ожидания) – совокупность неформальных требований к выполнению соответствующих социальных ролей.

Экспертиза – исследование объектов или обстоятельств, позволяющее разрешить дело по существу, дать оценку происходящих событий, прогноз их развития.

Эмансипация – освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков, вообще от всего устаревшего.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, переживание другого человека.

Ювенальная юстиция – система законодательства, регулирующая правоотношения в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, механизм защиты и соблюдения прав несовершеннолетних правонарушителей в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства.

Я-концепция – относительно устойчивая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.

Наши рекомендации