Проблема школьной адаптации, причины дезадаптации.
«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения ( уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.Немаловажным фактором является и поддержка взрослых. Основная идея адаптации школьников - создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками школы по различным предметам. Совместная педагогическая деятельность должна строиться на доверии, понимании и сотрудничестве, уважении друг друга.
Виды школьной адаптации: а) Физиологическая адаптация, б) Социально-психологическая адаптация.
Выявлено три уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень адаптации.
Положительное эмоциональное отношение к школе, способность к самостоятельной учебной деятельности без посторонней помощи, собранность, самодисциплинированность, способность достигать поставленной цели, преодолевать препятствия, добровольное принятие на себя решения каких-либо задач.
Средний уровень адаптации.
Положительное эмоциональное отношение к школе, способность к учебной деятельности, способность к достижению поставленной цели и преодолению возникающих препятствий.
Низкий уровень адаптации.
Отрицательное или индифферентное отношение к школе, слабая способность к самостоятельной учебной деятельности, несобранность, слабая способность к достижению поставленной цели, преодолению препятствий, неспособность добровольно принимать на себя решения каких-либо задач.
При низком уровне адаптации наблюдается ее дезадаптация. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Причины дезадаптации:
К природно-биологическим причинамможно отнести:
· соматическую ослабленность ребёнка;
· нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств ( сурдо- и прочих патологий);
· нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром, двигательная расторможенность);
· функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;
· лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенический синдром).
К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:
· социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, недостатки подготовки ребёнка к школе;
· личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, агрессивные тенденции и др.;
· неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.
Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности .
Для того чтобы период адаптации к школе у ребенка проходил относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.