На занятиях в Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского.
Слева направо: В. З. Радомысленский, К. С. Станиславский, З. С. Соколова, Л. П. Новицкая.
У дверей справа — М. Н. Кедров.
Оперно-драматическая студия в Онегинском зале дома К. С. Станиславского
Приход К. С. Станиславского на занятия в Студию
К. С. Станиславский на занятиях в Студии
К. С. Станиславский со своими помощниками по Оперно-драматической студии: с братом В. С. Алексеевым и сестрой 3. С. Алексеевой-Соколовой
На репетиции первого акта пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова. Режиссер-педагог М. П. Лилина, К. С. Станиславский, В. 3. Радомысленский
Слева направо И. С. Чернецкая, В. 3. Радомысленский, К. С. Станиславский, М. П. Лилина
На репетиции первого акта спектакля «Вишневый сад». Приезд Раневской
Варя — Л. П. Новицкая, Аня — М. И. Мищенко
М. П. Лилина
Портрет К. С. Станиславского, подаренный Л. П. Новицкой М. П. Лилиной, с ее дарственной надписью
Участники студийного спектакля «Вишневый сад» с режиссером-педагогом М. П. Лилиной. 1936/37 уч. год
Освобождение мышц Гребля
Пилка дров
Борьба
Определение точек опоры
Снятие напряжения
Толкание партнера без физического воздействия
Магическое «если бы»
Если бы я была одна в комнате и услышала шорох за дверью
Действие «если бы», предлагаемые обстоятельства
Упражнения на внимание
Публичное одиночество
Зеркало
Тень
Упражнение на последовательность и непрерывность движения.
Малое движение. Среднее движение. Большое движение.
Упражнение на беспредметные действия. Нанизывание бус.
Упражнения на сценическую наивность.
Зверюшки
Обезьяна
Собаки
Упражнения на сценическую наивность.
Укротительница льва. Утка. Тяжеловес
Поиски мизансцены.
Упражнения со стулом
Поиски мизансцены.
Пристройка
Упражнения на построение мизансцены.
Пристройка
К. С. Станиславский
Сцены из спектакля Студии им. К. С. Станиславского «Три сестры» А. П. Чехова.
Режиссер-педагог М. Н. Кедров. 1940 год
Й акт. Слева направо: Ирина — Г. И. Калиновская, Маша — Г. А. Гурко, Вершинин — В. С. Куманин, Чебутыкин — Ю. Н. Мальковский, Ольга — В. Г. Батюшкова
Й акт. Ирина — Г. И. Калиновская, Чебутыкин — Ю. Н. Мальковский
На репетиции пьесы «Три сестры» А. П. Чехова.
Уч. год
Три сестры» А. П. Чехова в Студии им. К. С. Станиславского. 1940 год
Анфиса — Л. П. Новицкая
Анфиса — Л. П. Новицкая, Ольга — В. Г. Батюшкова
К. С. Станиславский на репетиции
Письмо К. С. Станиславского к Л. П. Новицкой. 1938 год
На репетиции пьесы «Гамлет» У. Шекспира. 1937 год. Слева направо: В. А. Вяхирева, К. С. Станиславский, 3. С. Соколова, Л. П. Новицкая
Просмотр этюдов в Студии
«Цирковое представление»
«Кукольный магазин». Этюд на «наивность»
Инсценировка программы». Показ учебных работ первого и второго курсов.
Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского осенью 1938 года в Доме актера ВТО
Упражнения на беспредметные действия. Показ ведет Г. В. Кристи
Этюд «Зверинец». Верблюд — П. П. Глебов, укротитель — Б. И. Лифанов
Элемент «освобождение мышц». Показ ведет Г. В. Кристи
Упражнение на элемент «внимание»
К. С. Станиславский с драматическим отделением Оперно-драматической студии. 1936/37 уч. год.
Участники студийной работы над пьесой «Дети Ванюшина» С. А. Найденова. Во втором ряду в центре режиссер-педагог В. А. Орлов и педагог Г. А. Герасимов.
Группа ассистентов и студийцев у входа в квартиру К. С. Станиславского
Группа ассистентов Студии на загородной прогулке
Празднование годовщины Великой Октябрьской революции в Студии 7 Ноября 1935 года. Группа Л. П. Новицкой
Фронтовая бригада Студии.
Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Сб. «Ленин о литературе и искусстве». Изд. 6-е, М., «Художественная литература», 1979, с. 657, 658.
[2]Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. Изд. 3-е, М., «Искусство», 1952, с. 563.
[3]Там же, с. 226.
[4]«Театр», 1960, № 9, с. 92.
[5]Сб. «Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра» М., «Искусство», 1963, с. 184, 185.
[6]Премьера оперы состоялась 28 ноября 1926 года.
[7]Сб. «Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра», с. 128.
[8]Станиславский К. С Собрание сочинений в 8-ми томах. М., Искусство, 1954–1961, т. 3, с. 248, В дальнейшем ссылки будут только на это издание. — Прим. ред.
[9]Сб. «О Станиславском». М., ВТО, 1948, с. 125.
[10]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 249.
[11]Сб. «О Станиславском», с. 273.
[12]Подробно см. в сб. «Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра», с. 122, 123.
[13]Сб. «О Станиславском», с. 265–267.
[14]Сб. «О Станиславском», с. 248.
[15]Там же, с.354
[16]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 277.
[17]Сб. «Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле Русского театра», с. 13, 14
[18]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 7, с. 453.
[19]Сб. «О Станиславском», с. 310.
[20]Сб. «О Станиславском», с. 430.
[21]Письмо Гарденина В. В. находится в архиве автора.
[22]Сб. «Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра», с. 228.
[23]Сб. «О Станиславском», с. 464.
[24]Сб. «Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра», с. 227–228.
[25]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6, с. 42–85.
[26]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 8, с. 95.
[27]Деление пьесы на «эпизоды» и «факты» в этот период стало вытеснять привычные прежде деления на большие и малые «куски». Константин Сергеевич искал новые термины, выражающие более точно действенную основу сценического произведения.
[28]Здесь и в дальнейшем в диалогах К. С. Станиславский будет именоваться «К. С.» Студийцы же примут имена репетируемых ими ролей.
[29]См. об этом в кн.: Топорков В. О. Станиславский на репетиции. М., «Искусство», 1950.
[30]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 402–454.
[31]Станиславский К. С Собр. соч., т. 3, с. 33.
[32]Видения, по Станиславскому, — это образы, создаваемые внутренним зрением актера.
[33]Разумеется, это не надо понимать буквально: речь идет вовсе не об абсолютном отвлечении — подсознательно опыт все время учитывается.
[34]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 259.
[35]Там же.
[36]Станиславский К.С. Собр. соч., т. 2, с. 267.
[37]Там же, с. 269.
[38]Станиславский К. С Собр. соч., т. 2, с. 284–285.
[39]Станиславский К.С. Собр. соч., т. 3, с. 152.
[40]Подробно об этом см. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 162.
[41]Там же, с. 160.
[42]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 167.
[43]Топорков В. О. «Станиславский на репетиции», с. 146.
[44]Станиславский К. С. Статьи. Речи, Беседы. Письма. М., Искусство, 1953, с. 681.
[45]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 234. 120
[46]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 92.
[47]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 60.
[48]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 322.
[49]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 96.
[50]Тургенев И. С. Собр. соч. в 10-ти т., т. 2, М., Гослитиздат, 1961, с. 221.
[51]Станиславский К. С. Собр… соч., т. 3, с. 344.
[52]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 84.
[53]Чехов А. П. Собр. соч. в 12-ти т. М., Госполитиздат, 1963, т. 9, с. 658–659.
[54]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 181.
[55]Обычные занятия со студийцами проводились на ул. Горького, д. 26, в помещении бывшей Второй студии МХАТ.
[56]Этот период «сидения на руках» на первом этапе работы над ролью по методу физических действий был тогда только что им введен. Станиславский учил, что пока точно не выявлена логика действий (а это процесс длительный и кропотливый), существует опасность для актера «набить» штамп. Рассказывая же линию своих физических действий и пока их не выполняя, актер лишь побуждает себя к действию, а повторением укрепляет в себе эти внутренние позывы.
[57]Перевод Анны Радловой.
[58]Материалом для этой главы послужили стенограммы Оперно-драматической студии Станиславского, записи и воспоминания В. А. Вяхиревой.
[59]Перевод М. Лозинского.
[60]Под атмосферой спектакля Станиславский рекомендовал понимать сумму конкретностей, связанных с эпохой, описанной в пьесе, временем и местом действия, и отношение к ним исполнителей. Созданию сценической атмосферы помогают декорации, свет, шумовые моменты, бутафория, мизансцены. Немалое значение здесь имеет самая скрупулезная работа режиссера и актеров над второстепенными ролями, народными сценами.
[61]Стенограммы занятий К. С. Станиславского в Оперно-драматической студии. Музей МХАТ.
[62]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 24, 25.
[63]Там же, с. 28.
[64]Там же, с. 299.
[65]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 303.
[66]Там же, с. 320.
[67]Там же, с. 322.
[68]Там же, с. 323.
[69]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 269.
[70]Там же, с. 270.
[71]Там же, т. 2, с. 24.
[72]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 134.
[73]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 134–135.
[74]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 135.
[75]См.: Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 48.
[76]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 52.
[77]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 64.
[78]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 57.
[79]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 68.
[80]Станиславский КС. Собр. соч., т. 2, с. 57.
[81]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 58.
[82]Подробно о многоэтажном «если бы» см. там же, с. 58, 59.
[83]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 62.
[84]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 69.
[85]Там же.
[86]Подробно об этом см. там же, с. 71, 72
[87]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 78.
[88]Станиславский К.С. Собр. соч., т, 2, с. 83.
[89]Там же, с. 84.
[90]Там же, с. 85.
[91]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 92.
[92]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 93.
[93]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 103.
[94]См. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 108–113.
[95]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 109.
[96]Стенограммы занятий. Музей МХАТ.
[97]Станиславский К. С. Собр. соч., т, 2, с. 120.
[98]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 123.
[99]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 125
[100]Там же, с. 130.
[101]Толстой А. Н. Собр. соч. в 10-ти томах, М., Художественная литера тура, 1961, т. 10, с. 400.
[102]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 167.
[103]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 208.
[104]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 177, 178.
[105]Там же, с. 187.
[106]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 184.
[107]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 184.
[108]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 191, 192.
[109]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 197.
[110]Там же, т. 3, с. 197.
[111]Из стенограмм занятий Оперно-драматической студии. Архив МХАТ.
[112]Там же.
[113]Станиславский К. С. Собр., соч., т. 2, с. 168, 169.
[114]Там же, с. 182.
[115]Там же, с. 170.
[116]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 216.
[117]Станиславский К. С Собр. соч., т. 2, с. 224.
[118]Там же, с. 245.
[119]Станиславский К. С Собр. соч., т. 2, с. 246.
[120]Станиславский К. С Собр. соч., т. 2, с. 243.
[121]См.: Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 218.
[122]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 223–224.
[123]См.: Станиславский КС. Собр. соч., т. 2, с. 238.
[124]Там же, с. 227–228.
[125]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 245.
[126]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 244.
[127]Воспоминания даются в записи автора.
[128]См.: Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского, с. 483.
[129]Станиславский К. С Собр. соч., т. 2, с. 256.
[130]Станиславский К. С Собр. соч., т. 2, с. 273.
[131]Станиславский К. С Собр. соч., т. 2, с. 250–251.
[132]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 272.
[133]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 272.
[134]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 268.
[135]Там же, с. 270, 271.
[136]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 281
[137]Там же, с. 282.
[138]Там же, с. 284.
[139]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, 286.
[140]Там же.
[141]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 292.
[142]Из стенограмм занятий К. С. Станиславского в Оперно-драматической студии. Музей МХАТ.
[143]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 185.
[144]Там же, с. 156.
[145]Стенограммы занятий в Оперно-драматической студии. Музей МХАТ.
[146]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 187.
[147]Там же, с. 147.
[148]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 151.
[149]Там же.
[150]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с 164.
[151]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 158.
[152]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 205.
[153]Стенограммы занятий Станиславского в Оперно-драматической студии. Музей МХАТ.
[154]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 201.
[155]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 223, 224.
[156]Там же, с. 221.
[157]Там же, с. 222.
[158]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 233.
[159]Записано мною. — Л. Н.
[160]Сб. «Ярошенко Н. Я.». М., Изобразительное искусство, 1956. Статья В. Прыткова.
[161]Сб. «В, Г. Перов». М., Изобразительное искусство, 1977.
[162]Государственная Третьяковская галерея. Краткий путеводитель. М., Изобразительное искусство, 1976. Статья Л. А. Большаковой.
[163]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 340.
[164]Там же, с. 333.
[165]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 338.
[166]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 334, 335.
[167]Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 345.
[168]Там же, с. 363.