Общая характеристика семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Кризисные семьи
Если говорить о состоянии российской семьи в современных условиях, то все исследователи говорят, что основной признак - это ослабление основных функций семьи (репродуктивной, экономической, воспитательной и т.д.).
В основе ослабления экономической функции остается уровень бедности семей, особенно с детьми; репродуктивной функции - обострение брачно-семейных отношений, проблем рождаемости и репродуктивного здоровья, что негативно влияет на демографическую ситуацию в целом; воспитательной функции - снижение уровня ответственности родителей за воспитание детей и ослабление системы семейного и общественного воспитания, что в свою очередь привело к росту социального сиротства, беспризорности и т.д.
Это свидетельствует о необходимости принятия мер комплексного характера, которые влияли бы не на отдельные составляющие определенной функции, а на все составляющие каждой функции, и учитывали взаимосвязь всех функций между собой. Особое значение приобретает качественное осуществление социального сопровождения семей, оказавшихся в ТЖС.
Типы семей:
Согласно социально-педагогическому подходу, семьи классифицируют:
- по структуре (полная, неполная);
- по материальной обеспеченности (с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком; с низким материальным достатком или малообеспеченная, семья, находится за чертой бедности);
- по месту жительства (городская, сельская);
- по семейному положению;
- по количеству и наличием неродных детей (бездетная, малодетная, многодетная);
- по качеству семейных отношений (опека, приемная, благополучная, неблагополучная - конфликтная, аморальная) и т.д.
Здоровая семья - это нормально функционирующая семья - такая, которая ответственно и дифференцированно выполняет все функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Семьи группы риска - это такие семьи, которые выполняют свои основные функции, однако они имеют один или несколько факторов риска, которые при неблагоприятных условиях могут создать в семье проблемную ситуацию.
С этой семьей проводится превентивная работа.
Цель работы с данной семьей - предупреждения проблемы.
Проблемная семья - это семья, которая не может самостоятельно справиться со своими ежедневными обязанностями, решать свои проблемы и удовлетворять потребности детей вследствие нарушения одной или нескольких функций.
Семья не в состоянии определиться в необходимых услугах - необходимо вмешательство извне.
Данной семье оказывают защитные услуги.
Цель работы с данной семьей - решение проблем.
Кризисная семья - это семья, где проблемы накапливаются вроде снежного кома и развиваются очень быстро, порождая друг друга.
Кризис является результатом внезапных событий, которые семья не могла предвидеть и с последствиями, с которыми семья не в состоянии справиться самостоятельно.
Необходимо вмешательство извне.
Данной семье оказывают защитные услуги.
Цель работы с данной семьей - решение проблем.
ГБУ РК «Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи Красноперекопского района» осуществляет работу с семьями, которые оказались в ТЖС.
ТЖС - обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативное отношение в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).
Итак, ТЖС можно назвать такие неблагоприятные для человека события, жизненные затруднения, когда ему особенно трудно, и когда он объективно нуждается в посторонней помощи, в том числе и от государства, общества, общины, от ближайшего окружения, чтобы справиться с этими обстоятельствами и восстановить свою нормальную жизнедеятельность.
Перечень ТЖС
Социально-медицинские обстоятельства:
- инвалидность;
- психические заболевания;
- инфекционные (туберкулез, ВИЧ / СПИД, ИППП) и другие тяжелые заболевания;
- алкогольная зависимость;
- наркотическая зависимость.
Социально-бытовые обстоятельства и проблемы трудоустройства:
- бедность, малообеспеченность (неполноценное питание, недостаток необходимой одежды)
- безработица одного из родителей / обоих родителей
- отсутствие / потеря документов;
- неоформленные документы на получение государственной социальной помощи;
- долги (в т.ч. за коммунальные услуги)
- нехватка минимальных бытовых условий (отопление, водо-, газоснабжения и т.п.);
- отсутствие / потеря собственного жилья (в том числе, когда двое и более семей проживают на одной жилой площади, если это не соответствует нормам);
- вынужденная миграция (в т.ч. трудовая) одного или нескольких членов семьи;
- грубое нарушение санитарно-гигиенических норм проживания семьи.
Социально-педагогические обстоятельства:
- проблемы адаптации (отсутствие навыков самообслуживания, ведения хозяйства, планирования семейного бюджета; отсутствие профессионального образования; проблема адаптации детей в приемных семьях, опекунских семьях, ДДСТ; отсутствие навыков адаптации к самостоятельной жизни детей с функциональными ограничением);
- недостаточный уход за ребенком раннего возраста;
- девиантное поведение ребенка;
- низкий уровень воспитательного потенциала семьи (недостаточное внимание к ребенку, его развитию и жизни; чрезмерно высокие требования к ребенку; попустительство прихотям ребенка; непоследовательное поведение в отношении ребенка: от унижения к идеализации и т.п.), высокий уровень занятости родителей, нехватка времени для воспитания ребенка;
- безнадзорность;
- беспризорность семьи / ребенка;
- социальная изолированность семьи;
- уклонение от выполнения родительских обязанностей;
- самовольный уход детей из места жительства.
Психологические обстоятельства:
- конфликты (поколений; ребенка / детей со сверстниками; ребенка / детей с воспитателями, учителями и другими; конфликт приемного ребенка (ребенка-воспитанника) / детей с родными детьми и т.д.);
- зависимости (от азартных игр, компьютера, религиозных сект);
- насилие (физическое, психологическое, экономическое);
- другие психологические дисбалансы (стрессы, постабортальный, постродовой синдром; агрессия, депрессия, истерические проявления).
Другие обстоятельства:
- нежелательная беременность / ребенок;
- внебрачный ребенок;
- супружеская измена;
- межэтнические конфликты;
- межрелигиозные конфликты;
- родители разведены, но проживают вместе;
- несовершеннолетние отец / мать;
- пребывание одного из родителей / обоих родителей в местах лишения свободы;
- возвращение одного из родителей / обоих родителей из мест лишения свободы;
- родители не разведены, но проживают отдельно;
- местонахождение одного из родителей неизвестно.