Тема 1. социальная активность: понятие, история разработки понятия, взаимосвязь с волонтерским движением

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Контент лекций для студентов магистерской программы

«Превентология в молодежной среде»

Е.В. Осипчукова,

канд.пед.наук,

доцент кафедры «Организация работы с молодежью»

Екатеринбург

2014

Составитель: канд.пед.наук., доцент кафедры «Организация работы с молодежью» Института физической культуры, спорта и молодежной политики Осипчукова Е.В.

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Контент лекций.

Контент лекций одобрен на заседании кафедры Организация работы с молодежью протокол №1 от 5.09.2014

Зав. Кафедрой ОРМ А.В. Пономарев

Оглавление

ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ПОНЯТИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВОЛОНТЕРСКИМ ДВИЖЕНИЕМ... 4

ТЕМА 2. ВОЛОНТЕРСТВО: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ. 23

ТЕМА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ. 44

ТЕМА 4. ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ: РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРТИЗА.. 66

ТЕМА 5. СПЕЦИФИКА ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕВЕНТОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.. 79

ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ПОНЯТИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВОЛОНТЕРСКИМ ДВИЖЕНИЕМ

Цель занятия: сформировать определенный объем знаний понятий аппарата дисциплины и знаний по истории развития научных исследований социальной активности

Ожидаемые результаты: владеть понятийным аппаратом дисциплины и знать исторические аспекты развития научных исследований социальной активности.

Развитие социальной активности в настоящее время приобретает высокое значение в современном обществе. Это связано как с запросами государства к системе образования, так и необходимостью формирования жизнеспособного поколения. Процесс формирования социальной активности должен носить глобальный социальный характер, что обусловлено происходящими в мировом сообществе изменениями.

Особое значение в направлении развития социальной активности имеет работа с молодежью, с подрастающим поколением.

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаться к новым условиям жизни. Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам[1]. Социальная активность как особый вид деятельности молодежи, может способствовать достижению как личных, так и общественных целей и, таким образом, способствовать совершенствованию, развитию общества и повышению качества человеческого капитала. Одна из основных задач социальной активности – решение возникающих в обществе социальных проблем.

При рассмотрении вопросов формирования социальной активности необходимо обратиться к рассмотрению понятий «воспитание», «деятельность», «активность», «молодежь», «социум», «социальные проблемы». Именно содержательная совокупность данных понятий может помочь наиболее точно определить понятие «социальная активность молодежи и методы ее формирования».

Как изучено Конвисаревой Л.П. в трудах Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого рассматривались вопросы воспитания социальной активности. A.B. Волохов, М.В. Демиденко, М.В. Поддубная,
Т.Г. Пташко, Л.С. Яковлев рассматривали социальную активность в контексте социализации. A.B. Беляев, A.C., Гаязов, О.В. Лешер – гражданского воспитания[2]. Это показывает многоаспектность понятия и многофакторность, формирующую его содержание.

Одной из специфических особенностей методики формирования социальной активности является потенциал общественных объединений. Воспитание в коллективе, воспитание коллективом являлось приоритетной стратегией педагогики советского периода, но эта методика заслуживает внимания и в настоящее время, особенно относительно формирования социальной активности у молодежи.

Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только могут помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретают особую актуальность[3].

Вопросы отношения молодежи к социальной активности изучались в рамках научных исследований в социологии, педагогики и психологии. В процессе изучения понятий важно учитывать положения следующих теорий:

− психологическая теория личности: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.;

− теория деятельности: К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.;

− концепция социального взросления Д.И. Фельдштейна;

− теория психологии юношеского возраста: Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина;

− концепции общения: Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, В.А. Кан-Калик,
A.A. Леонтьев, A.B. Мудрик и др.;

− теории творческого саморазвития: В.И. Андреев, B.C. Библер,
Л.В. Трубайчук и др.;

− теории мотивации: В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.;

− концепции личностно-ориентированного воспитания: Н.И. Алексеев,
Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.;

− теории и концепции социального воспитания: В.М. Басова,
Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, М.И. Рожков, C.B. Тетерский и др.[4].

Акцент на глубокий индивидуальный аспект имеет социальная активность с психологической точки зрения.

Как высшая форма активности, присущая лишь человеку как общественному существу или группе людей, социальная активность, представляет собой общественно необходимое явление, без которого невозможно развитие общества и самой личности[5].

В педагогической литературе:

− социальная активность – «деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества»[6];

− социальная активность – «...свойство личности, включающее осознание значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность»[7];

− социальная активность – «инициативность, деловитость творческое отношение к различным сторонам жизни общества, настрой на целенаправленное, планомерное выполнение своих обязанностей»[8];

− социальная активность – «интенсивная деятельность людей, предполагающая проявление инициативы, самостоятельности, известное напряжение сил, творчество и способность к этой деятельности»[9].

Определения подчеркивают, что социальная активность есть результат воспитания, определяется через формирование ценностных ориентаций, жизненных установок, таких личностных качеств как инициативность, ответственность, готовность к действиям, творческое мышление.

Аккумулируя все основные позиции и определения из психологических, социологических и педагогических исследований, можно дать следующее определение понятию «социальная активность» – характеристическая особенность личности, определяющая ее способность и готовность к ответственной общественно значимой деятельности и проявляющая высокую степень инициативности в этом направлении.

Конвисарева Л.П. дает следующее определение социальной активности: характеристика личности или группы, которая определяет ее готовность и способность к общественной инициативе, социальному творчеству, ответственности за свои действия перед обществом, … проявляется в форме актуализированного умения личности общаться и действовать, выдвигать и решать социальные задачи, анализировать ход и результат их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы с учетом развития общества и принимать на себя ответственность[10].

В настоящее время мы можем констатировать недостаточную теоретическую проработанность вопросов развития личности через технологии волонтерского движения с возрастающей потребностью общества в развитии волонтерской, добровольческой деятельности, формирования социальной активности, высокой гражданской ответственности.

Конвисаревой Л.П. проведено исследование исторических аспектов развития педагогических технологий формирования социальной активности. Впервые к проблеме воспитания общественно активной личности обратились идеологи революционного народничества. Конечно, они не занимались специально теоретической разработкой проблем воспитания, однако связь социальных и воспитательных задач в их теории была весьма тесной. Вопросы воспитания переплетались с их философией, социально-политической теорией и практической революционной деятельностью. В частности, это можно сказать о вопросе воспитания общественно активной личности, который в их учении был неразрывно связан с революционной программой преобразования общества. Понятие «общественно активная личность» теоретики революционного народничества отождествляли с понятиями «революционер», «борец». Они включали в содержание понятия «общественная активность личности», во-первых, нравственные убеждения, как определяющий элемент в структуре индивидуального морального сознания; во-вторых, стремление претворять их в жизнь, поскольку «развитый человек обязан осуществлять свое убеждение в жизни»[11]; в-третьих, справедливость и чувство долга, которые играют роль побудительного начала для активной общественной деятельности; в-четвертых, готовность пожертвовать своими личными интересами ради общественных[12].

В 70-80 годы XIX века проблема воспитания общественно активной личности получила дальнейшее развитие в рамках теории прогресса
(П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Ее сторонники, не сомневаясь в возможности радикального изменения общественных форм, указывали на особую роль личности в деле осуществления социального прогресса, отправным пунктом которого является постоянное совершенствование личности. Согласно теории прогресса, каждый человек может развиться в активного деятеля и осуществить на практике «идеал справедливейшего общежития», при котором, в свою очередь, происходит социальное развитие личности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в прогрессивной революционно- демократической педагогике второй половины XIX века проблема воспитания социальной активности личности получила определенное развитие в трактовке сущности понятия «общественно активная личность». Данный подход к пониманию проблемы воспитания социальной активности личности получил свое дальнейшее развитие в работах
Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и стал основополагающим в советской педагогике[13].

В статьях Н.К. Крупской[14], как отмечает Конвисарева Л.П. в своем диссертационном исследовании[15], находим востребованные сегодня идеи о формировании общественной активности молодежи. В частности, ею разработана методика организации общественно полезной деятельности, включение молодежи в которую она считала важнейшим фактором воспитания ее активности. Под общественно полезной работой Н.К. Крупская понимала многообразные формы «добровольной деятельности, помощь в работе яслей, детсада, библиотеки, клуба, музея .... кружков всякого рода (по электричеству, по санитарии и т.д., и т.п.)»[16]. При этом она подчеркивала, что в организации общественно полезной работы важна инициатива самих ребят, их увлеченность деятельностью, которая должна носить коллективный характер и соответствовать возможностям ее участников, добровольность и сознательность выбора вида работы. В своих многочисленных статьях
Н.К. Крупская[17] раскрывала особую роль общественных организаций (комсомола и пионерии) в развитии социальной активности молодежи. Она отмечала, что их воспитательный потенциал обусловлен принципами жизнедеятельности общественных объединений, в основе которых лежат яркость и эмоциональность повседневной жизни организаций, широко поставленная товарищеская взаимопомощь, сотрудничество в совместной деятельности, добровольная дисциплина и применение приобретенных знаний и навыков в коллективной работе на общую пользу[18].

С.Т. Шацкий[19], являясь одним из виднейших теоретиков и практиков социального воспитания, уделял особое внимание проблеме развития социальной активности детей и молодежи. Он понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из физического роста, труда, игры, искусства, умственной деятельности, социальной жизни. К элементам социальной жизни, которые воспитывают подрастающее поколение,
С.Т. Шацкий относил семью, детское сообщество, общественные организации и подчеркивал, что «надо научится работать вместе с ними»[20]. Важнейшим условием воспитания социальной активности личности, по мнению
С.Т. Шацкого, является самоуправление, через которое дети получают систематическую подготовку к активному и сознательному участию в общественно полезной деятельности, развивают инициативу, энергию, организаторские способности[21].

Значительный вклад в разработку проблемы развития социальной активности молодежи внес A.C. Макаренко[22]. Настоящее воспитание, по его мнению, осуществляется путем непосредственного включения детей и молодежи в жизнь общества. A.C. Макаренко подчеркивал, что природа подростка, юноши требует активной деятельности, и, если педагог не хочет или не способен организовать «поле» для проявления их активности, они сами начинают искать или создавать это «поле», причем, не всегда их решения бывают нравственными, полезными для развития личности. Им должно быть предоставлено право активно участвовать в социально-экономическом и культурном преобразовании общества. И лучше всего это осуществлять в коллективе, который, будучи идеальной моделью общества, дает возможность каждой личности проживать ситуацию общественного опыта в условиях гуманного организованного сообщества. Это утверждение A.C. Макаренко правомерно, ведь организация педагогического взаимодействия в его коллективах была такова, что каждый их член становился в позицию активного деятеля, субъекта своей собственной и коллективной жизни, участвуя в постановке целей, планировании, обсуждении и реальной практике.
A.C. Макаренко писал: «Я ни разу не позволил себе лишить права члена коллектива и голоса ни одного коммунара вне зависимости от его возраста или развития. Общее собрание членов коммуны было действительно реальным, правящим органом»[23]. Демократический характер самоуправления, организация разнообразной и романтически окрашенной жизни (игры, символы, ритуалы и т.д.), участие в общественно полезной деятельности – все это, как показал опыт А.C. Макаренко, способствовало развитию у молодежи активной жизненной позиции, ответственности, инициативности, самостоятельности[24].

В трудах В.А. Сухомлинского[25],[26] проблема развития социальной активности личности рассматривалась в контексте гражданского воспитания. В понятие «гражданственность» педагог наряду с убежденностью, высокой нравственностью, сознательным отношением к труду и общественной собственности, всепроникающим чувством патриотизма и интернационализма, долгом и ответственностью перед коллективом и обществом включал и социальную активность, которую трактовал как продуктивное общение личности с обществом. В.А. Сухомлинский отмечал, что для развития личности важно, чтобы «каждый воспитанник ощущал себя активным участником общественной жизни»[27]. Поскольку каждый человек имеет свои духовные запросы и интересы, и нет такого универсального коллектива, в котором все они могли бы найти полное удовлетворение, В.А. Сухомлинский предлагал в качестве условия развития социальной активности личности ее включение в деятельность нескольких коллективов, каждый их которых имеет свои специфические цели и сферу деятельности. Он писал: «В одном коллективе удовлетворяются интересы, связанные с интеллектуальным развитием; в другом воспитанник развивает эстетические наклонности; в третьем его объединяет с товарищами общность творческого труда; четвертый коллектив создается самими школьниками для организации досуга и т.д.»[28]. Именно возможность выбора коллектива и вида деятельности, по мнению педагога, делают процесс развития социальной активности личности более эффективным. Исключительное значение он придавал формированию комсомольского и пионерского коллективов, рассматривая их деятельность как важнейший фактор развития социальной активности молодежи. В методику воспитания пионеров и комсомольцев В.А. Сухомлинский привнес много нетрадиционных, нешаблонных методов и форм организации деятельности, таких как «Сад героев», «Комната славы и скорби», звено «Смелых и бесстрашных», отряд «Непобедимых», где идейность была ярко окрашена романтикой, а труд сочетался с игрой[29].

В 70-80 годы XX века в отечественной педагогике появилось значительное число научных работ, посвященных изучению специфики воспитания социальной активности школьников на различных этапах их возрастного развития. Это работы Гордина Д.Ю.[30], Конниковой Т.Е.[31], Мальковской Ю.А.[32], Новикова А.И.[33], Радина К.Д.[34], Филиппова И.А.[35],
Шепель В.А.[36]. Объединяло данные исследования стремление авторов, во-первых, определить структуру и содержание социальной активности школьников; во-вторых, выявить особенности формирования социальной активности в каждом школьном возрасте; в-третьих, найти наиболее эффективные пути ее развития. Необходимо отметить, что в этих работах понятия «социальная активность» и «общественная активность» рассматривались как синонимы, а в качестве структурных компонентов выделялись активная общественная позиция, готовность и желание участвовать в общественно значимой деятельности, ответственность, инициатива и самостоятельность. Основным фактором воспитания общественной активности школьников, по мнению ученых, являлось их участие в деятельности пионерской и комсомольской организации. Такие исследования проводили в том числе Гордин Л.Ю.[37], Иванов И.П.[38], Конникова Т.Е.[39] и Радина К.Д.[40].

Несомненным достижением педагогической теории и практики этих лет в решении проблемы развития социальной активности личности была разработка Ивановым И.П.[41] методики коллективного творческого воспитания, включающая такие положения: 1) основой деятельности коммуны является стремление к идеалам, формируемым делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни; 2) самоуправление в коллективе строится на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа – и общих дел, и отношений, и поступков; 3) организация деятельности предполагает ее общественную и личностную значимость, художественную инструментовку (ритуалами, законами, традициями). Идея улучшения окружающей жизни ориентировала на бескорыстную помощь людям, особенно слабым и незащищенным, детским домам, нуждающимся семьям и др. Идея гуманных отношений, воплощаясь в жизнь коллектива, способствовала созданию атмосферы взаимной заботы, внимательности, доброты и недопустимости унижающих личность требований. Идея социального творчества ориентировала на коллективный поиск, развитие всех структур жизни коллектива, открывала возможности для творческой самореализации личности. Реализация коммунарской методики в практической деятельности пионерской и комсомольской организации способствовала развитию социальной активности детей и молодежи, которые приобретали опыт гражданской ответственности перед коллективом и обществом, умение подчиняться и руководить, быть инициативными и самостоятельными[42].

В это же время шла реализация целевой научно-исследовательской программы, разработанной в лаборатории по комплексному изучению проблем воспитания социальной активности МГПИ им. В.И. Ленина. В рамках данной программы Клариным М.В.[43], Новиковым И.Г[44]., Сластениным В.А., Шияновым E.H.[45], Тлеуловым Э.Д.[46], Трепоуховой Л.А.[47], Петровым А.П.[48] были проведены исследования, посвященных формированию социальной активности молодежи. Причем, объектом исследования являлась как студенческая, так и рабочая молодежь. Всестороннему анализу были подвергнуты различные факторы, педагогические условия, формы и методы развития социальной активности молодежи. Особое внимание в данный период уделялось исследованию общественно-политической активности, которая понималась как «устойчивая совокупность социально-психологических свойств личности – ее социальной позиции, направленности, установок, а также волевых качеств, необходимых для деятельности в различных сферах общественной жизни»[49]. Причем, ученые отмечали, что общественно-политическая активность студентов формируется в процессе их социальной жизни и деятельности, однако не является ее прямым «продуктом». Регулятором социальной деятельности, по их мнению, является ее общественно значимые мотивы, формированию которых придавалось важное значение. Социальная активность есть закономерный результат сложной системы социальных связей и реальных общественных отношений, в которую студенты объективно включаются в процессе общения и деятельности. При этом существенно важно, чтобы сфера общения и деятельности соответствовала индивидуальным внутренним устремлениям личности студента[50].

Важное направление в работе с молодежью – развития социальной активности, а точнее создание условий для реализации потенциала социально активной работающей молодежи. В этом направлении имеются исследования В.Ю. Сокольникова, В.М. Петровичева, И.Б. Хлебникова и других авторов. Показательна в этом отношении работа В.Ю. Сокольникова[51], в которой изучалось бригадное самоуправление как фактор развития социальной активности молодых рабочих. Автором было уточнено понятие «бригадное самоуправление», дана характеристика форм участия рабочих в бригадном самоуправлении, теоретически обосновано и экспериментально доказано, что «систематическое обеспечение оптимальной и нарастающей включенности личности в бригадное самоуправление составляет один из важнейших путей развития социальной активности рабочих»[52].

Таким образом, делает вывод Конвисарева Л.П., что в советской педагогике была создана мощная теоретико-методологическая база для решения проблемы развития социальной активности молодежи, был накоплен значительный практический опыт в этой области. Вместе с тем анализ показал, что, несмотря на большие достижения, в педагогической теории и практике этого периода появилось тяготение к устойчивым, проверенным, централизованным формам управления процессом развития социальной активности молодежи, боязнь поисков, нежелание менять существующее положение дел. Это привело к кризисным явлениям в социальном воспитании молодежи, которые к тому же были осложнены радикальными политическими, экономическими и социальными преобразованиями, происходившими в России и странах СНГ, начиная с 90-х годов XX века[53].

Отдельного внимания заслуживают вопросы оценки эффективности развития социальной активности волонтеров, что Конвисарева Л.П. определяется как соблюдение следующих социально-педагогических условий:

− использование личностно-ориентированных технологий развития социальной активности молодежи;

− свободный выбор волонтерами видов и форм социально значимой деятельности;

− педагогическая поддержка перехода процесса развития социальной активности в режим саморазвития за счет актуализации мотивационной сферы волонтеров и их выхода в рефлексивную позицию.

− разработка вопросов развития социальной активности молодежи всегда была в центре внимания отечественной педагогики[54].

Таким образом, образовательное учреждение, организация, компания должны ориентироваться в своей деятельности по созданию условия развития социальной активности молодежи на выполнение данных условий, что возможно, например, следующими технологиями: изучение ожиданий и потенциала личности и разработка индивидуальных траекторий развития, повышения мотивации, создание широкого спектра направлений воспитательной, волонтерской, добровольческой деятельности для предоставления каждому возможности выбора.

Возможности волонтерского движения в развитии социальной активности молодежи обусловлены реализацией принципов: добровольностью включения волонтеров в различные виды социально- ценной деятельности; правом выбора средств достижения целей при совместном решении проблем; признанием равенства личных и общественных потребностей; осознанием собственной социальной защищенности волонтеров при готовности защищать интересы других; сочетанием самоуправления с последовательным развитием демократических начал в управлении; неформальностью, нестандартностью содержания деятельности; разновозрастным составом участников; целенаправленным использованием обучения и воспитания как средства достижения социально значимых целей и личностного роста волонтеров[55].

Наши рекомендации