Требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике
ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
1. Изучить структуру предприятия, организацию и технологии производства, основные функции производственных, экономических и управленческих подразделений (по производству образовательных услуг);
2. Изучить и провести анализ планирования производства и сбыта продукции (в данном случае образовательных услуг);
3. Изучить материально-техническое и кадровое обеспечение производства образовательных услуг;
4. Оценить номенклатуру и качество выпускаемой продукции (образовательных услуг);
5. Оценить социально-экономическую эффективность производственной и управленческой деятельности в сфере образования;
6. Провести анализ информационного обеспечения управления предприятием;
7. Провести анализ системы управления персоналом, в том числе повышения квалификации;
8. Провести анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;
9. Провести анализ управления с позиций эффективности производства образовательных услуг (могут быть применены методики анализа хозяйственной деятельности предприятия).
СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Отчет должен состоять из следующих основных элементов:
1. Титульный лист.
2. Лист оглавления.
3. Характеристика студента с места практики.
4. Дневник прохождения учебной практики.
5. Введение.
6. Раздел 1. Общая характеристика образовательного учреждения (далее ОУ) – объекта практики, основные принципы его работы.
7. Раздел 2.Организационная структура ОУ и основные функции управленческого аппарата.
8. Раздел 3. Материальные, технические и трудовые ресурсы предприятия образовательного сервиса.
9. Раздел 4. Характеристика производственного процесса в ОУ. Основные и дополнительные услуги, этапы производства, средства, методы, формы производства образовательных услуг (осуществления образовательной деятельности).
10. Раздел 5. SWOT-анализ ОУ, анализ конкурентной среды и динамика изменений основных экономических показателей деятельности (приложение 3).
11. Раздел 6. Рекомендации по улучшению деятельности ОУ, описание перспектив и необходимых педагогических условий успешной деятельности.
12. Заключение.
13. Список литературы.
14. Приложения.
Детальное описание содержания разделов следующее:
Раздел 1. Общая характеристика предприятия – объекта практики.
Дата образования предприятия; форма собственности; экономическое назначение производимой продукции (отраслевая принадлежность); номенклатура и ассортимент важнейших видов продукции и их конкурентоспособность; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2-3 года, предшествующих моменту прохождения практики и их анализ (приложение 3).
Раздел 2. Организационная структура предприятия и основные функции управленческого аппарата.
Назначение, состав и функции подразделений, обслуживающих работников (социальная сфера).
Производственная структура предприятия: состав цехов, участков, отделов, лабораторий; их основное назначение и функции. Основные показатели, характеризующие производственную структуру предприятия (объем производства и работ, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, численность работающих, мощность энергетических установок и др.).
Состав и организационная структура управленческого аппарата предприятия, его характеристика и основные функции (генеральный директор, его заместители, Совет директоров, Совет акционеров, начальники цехов, мастера и т.п.).
Состав и функции отделов (служб) предприятия, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Назначение и состав должностных инструкций.
Раздел 3. Материальные и трудовые ресурсы предприятия.
A. Состав и структура основных фондов предприятия. Характеристика парка технологического оборудования основного производства, его прогрессивности, возрастного состава, уровня физического и морального износа.
Показатели экстенсивного, интенсивного и интегрального использования основных фондов. Уровень укомплектования парка оборудования.
Производственная мощность предприятия, факторы ее определяющие, показатели ее использования.
Б. Оборотные средства предприятия. Основные виды сырья и материалов, комплектующих изделий и т.п.; комплектность переработки сырья и материалов, удельный вес отходов и потерь; уровень обеспеченности предприятия материальными ресурсами и их прогрессивность. Показатели эффективности использования оборотных средств.
B. Состав и структура кадров, основные профессии, уровень квалификации рабочих; уровень интенсификации труда (коэффициент сменности, использование рабочего времени, выполнение норм времени, производительность труда, характер и уровень внутрипроизводственных потерь рабочего времени и т.д.); показатели численности и движения персонала; формы и системы оплаты труда; уровень обеспеченности предприятия рабочей силой по профессиям; система подготовки и повышения квалификации работников на предприятии.
Раздел 4.Характеристика производственного процесса на предприятии.
Производственный процесс на предприятии.
Технологическая карта изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг (на примере одного товара, работы, услуги)
Описание основных, естественных (в случае применения), вспомогательных, обсуживающих, подсобных и побочных производственных процессов на предприятии.
Раздел 5. SWOT-анализ предприятия
Включает в себя указание сильных и слабых сторон организации складывающиеся возможности и угрозы. Все показатели должны быть конкретными, адекватными, иметь количественные выражения.
Раздел 6. Рекомендации по улучшению деятельности предприятия, описание перспектив.
На основе проведенного выше анализа, делаются предложения по совершенствованию деятельности предприятия. Все предложения помимо содержательного описания должны включать в себя элементарный финансовый расчет по затратам и предполагаемым финансовым выгодам.
ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА
1. Изучить структуру предприятия, организацию и технологии производства, основные функции производственных, экономических и управленческих подразделений (по производству образовательных услуг);
2. Изучить и провести анализ планирования производства и сбыта продукции (в данном случае образовательных услуг);
3. Изучить материально-техническое и кадровое обеспечение производства образовательных услуг;
4. Изучить механизмы формирования затрат, их эффективности и ценообразования (в том числе для дополнительных образовательных услуг);
5. Провести анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства (образовательных услуг);
6. Оценить номенклатуру и качество выпускаемой продукции (образовательных услуг);
7. Определить финансовые результаты деятельности предприятия образовательного сервиса;
8. Оценить социально-экономическую эффективность производственной и управленческой деятельности в сфере образования;
9. Провести анализ информационного обеспечения управления предприятием;
10. Выработать варианты оценки и принятия управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;
11. Провести анализ системы выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;
12. Провести анализ управления с позиций эффективности производства (могут быть применены методики анализа хозяйственной деятельности предприятия).
СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Отчет должен состоять из следующих основных элементов:
1. Титульный лист.
2. Лист оглавления.
3. Характеристика студента с места практики.
4. Дневник прохождения учебной практики.
5. Введение.
6. Раздел 1. Общая характеристика образовательного учреждения (далее ОУ) – объекта практики, основные принципы его работы.
7. Раздел 2.Организационная структура ОУ и основные функции управленческого аппарата.
8. Раздел 3. Материальные, технические и трудовые ресурсы предприятия образовательного сервиса.
9. Раздел 4. Характеристика производственного процесса в ОУ. Основные и дополнительные услуги, этапы производства, средства, методы, формы производства образовательных услуг (осуществления образовательной деятельности).
10. Раздел 5. SWOT-анализ ОУ, анализ конкурентной среды и динамика изменений основных экономических показателей деятельности (приложение 3).
11. Раздел 6. Рекомендации по улучшению деятельности ОУ, описание перспектив и необходимых педагогических условий успешной деятельности.
12. Заключение.
13. Список литературы.
14. Приложения.
Детальное описание содержания разделов следующее:
Раздел 1. Общая характеристика предприятия – объекта практики.
Дата образования предприятия; форма собственности; экономическое назначение производимой продукции (отраслевая принадлежность); номенклатура и ассортимент важнейших видов продукции и их конкурентоспособность; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2-3 года, предшествующих моменту прохождения практики и их анализ (приложение 3).
Раздел 2. Организационная структура предприятия и основные функции управленческого аппарата.
Назначение, состав и функции подразделений, обслуживающих работников (социальная сфера).
Производственная структура предприятия: состав цехов, участков, отделов, лабораторий; их основное назначение и функции. Основные показатели, характеризующие производственную структуру предприятия (объем производства и работ, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, численность работающих, мощность энергетических установок и др.).
Состав и организационная структура управленческого аппарата предприятия, его характеристика и основные функции (генеральный директор, его заместители, Совет директоров, Совет акционеров, начальники цехов, мастера и т.п.).
Состав и функции отделов (служб) предприятия, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Назначение и состав должностных инструкций.
Раздел 3. Материальные и трудовые ресурсы предприятия.
C. Состав и структура основных фондов предприятия. Характеристика парка технологического оборудования основного производства, его прогрессивности, возрастного состава, уровня физического и морального износа.
Показатели экстенсивного, интенсивного и интегрального использования основных фондов. Уровень укомплектования парка оборудования.
Производственная мощность предприятия, факторы ее определяющие, показатели ее использования.
Б. Оборотные средства предприятия. Основные виды сырья и материалов, комплектующих изделий и т.п.; комплектность переработки сырья и материалов, удельный вес отходов и потерь; уровень обеспеченности предприятия материальными ресурсами и их прогрессивность. Показатели эффективности использования оборотных средств.
D. Состав и структура кадров, основные профессии, уровень квалификации рабочих; уровень интенсификации труда (коэффициент сменности, использование рабочего времени, выполнение норм времени, производительность труда, характер и уровень внутрипроизводственных потерь рабочего времени и т.д.); показатели численности и движения персонала; формы и системы оплаты труда; уровень обеспеченности предприятия рабочей силой по профессиям; система подготовки и повышения квалификации работников на предприятии.
Раздел 4.Характеристика производственного процесса на предприятии.
Производственный процесс на предприятии.
Технологическая карта изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг (на примере одного товара, работы, услуги)
Описание основных, естественных (в случае применения), вспомогательных, обсуживающих, подсобных и побочных производственных процессов на предприятии.
Раздел 5. SWOT-анализ предприятия
Включает в себя указание сильных и слабых сторон организации складывающиеся возможности и угрозы. Все показатели должны быть конкретными, адекватными, иметь количественные выражения.
Раздел 6. Рекомендации по улучшению деятельности предприятия, описание перспектив.
На основе проведенного выше анализа, делаются предложения по совершенствованию деятельности предприятия. Все предложения помимо содержательного описания должны включать в себя элементарный финансовый расчет по затратам и предполагаемым финансовым выгодам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Изложение текста.
Отчет может быть выполнен печатным способом на стандартной белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм). Шрифт Times New Roman, шрифт 14, интервал 1,5. Параметры страницы: сверху, снизу - 20 мм, слева - 30 мм, справа - 10 мм.
Изложение текста осуществляется последовательно в соответствии с содержанием программы производственной практики. Название разделов, подразделов, пунктов, таблиц и графиков должны соответствовать их содержанию, а выделение разделов в тексте осуществляется использованием прописных (заглавных) букв, подразделов и пунктов - отступлением на 2-3 строки от предшествующего текста. При этом не рекомендуется использование разноцветных чернил (паст, фломастеров) при выделении заголовка раздела (подраздела, пункта, таблицы, графика и т.д.). Каждый раздел отчета начинается с новой страницы, а подраздел, пункт по ходу изложения текста соответствующего раздела. Разделы должны иметь порядковую нумерацию арабскими цифрами с точкой в конце, номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (например: 1.1.; 1.2.; 2.1. и т.д.). Нумерация страниц текста сквозная, начиная с титульного листа и кончая последним приложением. Нумерация осуществляется арабскими цифрами в верхней середине, либо в верхнем ее углу. Номер на первой странице не ставится.
Ссылки на источники информации применяются в отчете с указанием в круглых скобках порядкового номера расположения источника в списке использованных информационных материалов. Нумерация используемых в тексте формул осуществляется последовательно в пределах раздела (подраздела) арабскими цифрами, заключенными в круглые скобки с правой стороны от конечного результата их построения.
При изложении материала в тексте не допускается сокращение слов и сочетаний, за исключением общепринятых сокращений мер времени, денежной массы, расстояния, веса и т.п. (например, 2007 г., 1 млн.руб., 1 тыс.тн.).
Оформление таблиц и иллюстраций.
Таблица, как правило, содержит цифровой аналитический или прогнозный материал, характеризующий динамику изменения отдельных показателей предмета изучения и анализа. Таблицу формируют после первой ссылки в тексте отчета на материалы, систематизированные в ней. Размещение таблицы осуществляется либо совместно с описанным текстом (при небольших ее размерах), либо на самостоятельной, последующей за ссылкой на нее, странице. В последнем случае таблицу располагают таким образом, чтобы ознакомление с ней не требовало поворота отчета или с поворотом его по часовой стрелке на 90. Нумерация таблиц производится с правой стороны над ее наименованием без обозначения знака №.
Нумерация таблиц осуществляется в рамках раздела (например, Таблица 1.1., Таблица 2.1. и т.д.) или раздела и подраздела (Таблица 1.1.1., Таблица 1.2.1., Таблица 2.1.1. и т.д.). Допускается и последовательная сквозная нумерация таблиц по всему отчету (Таблица 1.; Таблица 2. и т.д.).
Наименование (заголовок) таблицы должно в лаконичной форме отражать ее содержание. При переносе части таблицы на другую страницу наименование таблицы не повторяется, а над перенесенной частью помещают надпись, например, «Продолжение таблицы 1.1.» или «Окончание таблицы 1.1.». В этом случае применяется нумерация входящих в таблицу граф по вертикали страницы.
Если цифровые значения показателей, рассматриваемых в таблице, выражены единой размерностью, то ее обозначение производится над таблицей, либо в конце текстовой части ее наименования (заголовка). В противном случае, размерность единицы измерения проставляется после наименования показателя (например, «Валовая прибыль, тыс.руб.»; «Уровень рентабельности, % и т.д.»). Включение в состав отчета таблиц, данные которых не нашли своего отражения в тексте, не допускается.
Оформление отчета предполагает иллюстрацию логических, теоретических и практических построений различными схемами, графиками, диаграммами и т.д. Все иллюстрации имеют наименование «рисунок», проходят последовательную нумерацию арабскими цифрами в рамках разделов (подразделов) или сквозную по всей работе и пояснительный текст (например: Рис.1.1. «Структура издержек производства»). Вся пояснительная информация располагается под рисунком.
Оформление списка информационных материалов.
Список использованного информационного материала должен содержать перечень всех использованных в процессе прохождения практики и написании отчета источников информации. При составлении списка источников информации в первую очередь помещают официальные документы и материалы в хронологическом порядке. Далее дается перечень методических указаний и нормативных документов, годовые, квартальные и помесячные отчеты о производственно-хозяйственной деятельности предприятия и т.д. Вся информация нумеруется последовательно арабскими цифрами.
Оформление списка предусматривает следующий порядок описания источников информации:
- официальные документы и материалы: наименование документа, дата его утверждения, издательство, дата публикации;
- методические указания: наименование, составители (фамилии и инициалы), наименование учреждения - организатора разработки, место и год издания;
- ежегодные статистические справочники: наименование, учреждение, составитель, место и год издания;
статистические отчетные данные о производственно-хозяйственной деятельности предприятия: наименование отчета, год составления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и менеджмента
О Т Ч Е Т
об учебной практике на предприятии
наименование предприятия
Исполнитель: студент(ка) группы
курса
факультета
Руководитель от предприятия:
ФИО, должность
___________________________
подпись
Руководитель от ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»: ФИО, степень, должность
___________________________
подпись
Волгоград 2014
ПРИЛОЖЕНИЕ 3