Л е кция 10. р е чь и общение
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психического развития человека , формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познавательные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Итак, речь– это познавательный психический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Язык– система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
В речи выражается психология отдельного человека. Речь является индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.
Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.
Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация – общение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.
Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков – элементов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) – безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.
Существует большое число систем знаков (дорожные, знаки математики, химии и т.д.). Наиболее важной и универсальной по возможности использования, является система естественного языка (национального по форме – русский, английский и т.д.) языка. Его основными функциями являются:
1. хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда);
2. общение (коммуникативная функция).
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.
Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.
Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы.
Свойства речи
1. Содержательность– характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
2. Понятность– обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.
3. Выразительность– связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
4. Действенность– определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.
В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1. анализ и синтез звуков;
2. понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.
Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффективной, диалогической и монологической. Она является одной из важнейших форм взаимодействия и общения.
Общение– это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Общениеиграет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Структура общения (по Андреевой):
1. Коммуникативная( состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).
2. Интерактивная(заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).
3. Перцептивная(означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):
1. Кто (передает сообщение) – коммуникатор.
2. Что (передается) – сообщение.
3. Как (осуществляется передача) – канал.
4. Кому (направлено сообщение) – аудитория.
5. С каким результатом передается сообщение – эффективность.
Функции общения (по Ланову):
1. Информационно-коммуникативная.
2. Регуляторно-коммуникативная.
3. Аффективно-коммуникативная.
Общение бывает формальным и неформальным.Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.
Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба.
Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)
Виды общения
1. Социально ориентированное,при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).
2. Групповые предметно ориентированное общение,при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.
3. Личностно ориентированное общение,т.е. общение одного человека с другими.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:
1. вербальнуюкоммуникацию ( в качестве знаковой системы, используется речь);
2. невербальную(используются различные неречевые знаковые системы – жесты, мимика, пантомика).
Особый вид общения – это педагогическое общение– профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.
Вопросы:
1. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, и для себя?
2. В чем различие между двумя понятиями речь и язык?
3. Определите сущность каждого вида речи.
4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.
5. Чем отличается письменная речь от устной?
6. Раскройте взаимосвязь и различие общественных и личных отношений.
7. Определить роль и функции общения.
8. Покажите значение и роль вербальных и невербальных средств общения.
Глоссарий.
Внутренняя речь– особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.
Диалогическая речь– вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.
Знак– материальный, известно воспринимаемый предмет, явление и действие, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.
Коммуникация(в психологии) – передача информации посредством языка и других знаковых средств.
Монологическая речь– высказывание, объединенное одной сложной мыслью.
Общение– взаимодействие двух или более людей, состоящие в обмене информацией между ними познавательного или аффективно-оценочного характера.
Речь– процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.
Язык– (в психологии) – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.