Л е кция 10. р е чь и общение

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психичес­кого развития человека , формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравствен­ные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познава­тельные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Итак, речь– это познавательный пси­хический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык– система условных символов, с помощью которых пере­даются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

В речи выражается психология отдельного человека. Речь являет­ся индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.

Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обоб­щает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация – об­щение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков – эле­ментов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) – безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.

Существует большое число систем знаков (дорожные, знаки ма­тематики, химии и т.д.). Наиболее важной и универсальной по воз­можности использования, является система естественного языка (национального по форме – русский, английский и т.д.) языка. Его основными функциями являются:

1. хранение и передача общественно-исторического опыта (наря­ду с материальными орудиями и продуктами труда);

2. общение (коммуникативная функция).

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий го­ловного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой дея­тельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слухо­вому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, об­разующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включа­ющих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.

Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связан­ными со всей деятельностью нервной системы.

Свойства речи

1. Содержательность– характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.

2. Понятность– обусловлена в основном объемом знаний слу­шателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступ­ного слушателям.

3. Выразительность– связана с эмоциональной насыщеннос­тью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.

4. Действенность– определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слу­шателей.

В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1. анализ и синтез звуков;

2. понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.

Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффек­тивной, диалогической и монологической. Она является одной из важ­нейших форм взаимодействия и общения.

Общение– это связь между людьми, в результате которой проис­ходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется по­требность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обменива­ются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целе­сообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общениеиграет огромное значение в развитии личности. Вне об­щения невозможно формирование личности. Именно в процессе об­щения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убежде­ния.

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная( состоит в обмене информацией между об­щающимися индивидами).

2. Интерактивная(заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная(означает процесс восприятия друг друга парт­нерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) – коммуникатор.

2. Что (передается) – сообщение.

3. Как (осуществляется передача) – канал.

4. Кому (направлено сообщение) – аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение – эффективность.

Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным.Формаль­ным называется общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые ус­тановились между партнерами. Высшие формы неформального обще­ния – любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

1. Социально ориентированное,при котором общественные от­ношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).

2. Групповые предметно ориентированное общение,при ко­тором четко обозначены отношения, обусловленные совместной дея­тельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.

3. Личностно ориентированное общение,т.е. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. вербальнуюкоммуникацию ( в качестве знаковой системы, ис­пользуется речь);

2. невербальную(используются различные неречевые знаковые системы – жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения – это педагогическое общение– профес­сиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и вос­питания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в кол­лективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Вопросы:

1. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, и для себя?

2. В чем различие между двумя понятиями речь и язык?

3. Определите сущность каждого вида речи.

4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.

5. Чем отличается письменная речь от устной?

6. Раскройте взаимосвязь и различие общественных и личных отно­шений.

7. Определить роль и функции общения.

8. Покажите значение и роль вербальных и невербальных средств об­щения.

Глоссарий.

Внутренняя речь– особый вид беззвучной речевой деятельнос­ти человека, характеризующийся предельной свернутостью граммати­ческой структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.

Диалогическая речь– вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Знак– материальный, известно воспринимаемый предмет, явле­ние и действие, выступающий в процессе познания и общения в каче­стве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.

Коммуникация(в психологии) – передача информации посред­ством языка и других знаковых средств.

Монологическая речь– высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Общение– взаимодействие двух или более людей, состоящие в обмене информацией между ними познавательного или аффективно-оценочного характера.

Речь– процесс общения людей посредством языка; часто рас­сматривается как особый вид деятельности.

Язык– (в психологии) – система словесных знаков, опосред­ствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятель­ность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Наши рекомендации