Умелое произнесение речи (постановка логических ударений, интонирование, дикция, темп произнесения).
Лекция как один из видов академического красноречия
Лекция как ключевая форма организации образовательного процесса в высшей школе
Роль и место лекции в образовательном процессе высшей школы
Виды лекций
Критерии оценки лекции
Лекция как один из видов академического красноречия
Красноречие, или риторика
Виды речей
Академическое красноречие
3. Этапы классического риторического канона
• Инвенция – изобретение (найти что сказать).
• Диспозиция – расположение изобретения.
• Элокуция – словесное оформление мысли.
• Меморио – запоминание.
• Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
4 Подготовка к лекции (изобретение речи)
4.1 определение цели и задач выступления (информировать, воздействовать, способствовать развитию…)
Поиск и отбор материала
Осмысление содержания материала
4.4 выписки по теме (интересные высказывания, примеры, цитаты, статистические данные…)
Выработка собственного отношения к предмету речи, формулирование собственных выводов
Составление планов речи (предварительного, рабочего, основного)
5. Работа над построением отдельных частей лекции ( расположение, или композиция)
5.1 Задача вступления – подготовить к восприятию основной части, привлечь внимание аудитории
В заключении повторяются, суммируются наиболее важные положения, подводятся итоги сказанного, делаются выводы, перед слушателями ставятся конкретные задачи, вытекающие из содержания выступления.
5.3 Требования к построению основной части:
– логичность, последовательность, стройность изложения, доказательность и убедительность, использование системы логических и психологических доводов;
– выбор системы методов изложения (индуктивного, дедуктивного, концентрического, ступенчатого, исторического, метода аналогий);
– использование принципа экономии, принципа усиления
5.4. Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории:
– изложение интересных фактов, примеров;
– использование пословиц, поговорок, крылатых выражений,
– использование цитат, которые заставляют глубже осмыслить сказанное;
– рассказ о значительном событии, связанном с данными слушателями (в контексте темы лекции);
– обращение к слушателям с неожиданным вопросом;
– прерывание речи, пауза,
– вопросно-ответное изложение материала;
– введение элементов юмора
Недостатки в композиции речи
– нарушение логической последовательности изложения;
– отсутствие доказательности основных положений;
– перегрузка текста теоретическими рассуждениями;
– обилие затронутых вопросов и проблем
– шаблонное, трафаретное построение речи.
6. Словесное оформление речи, «украшение» речи (изобразительно-выразительные средства и фигуры речи)
• Важен отбор слов и словосочетаний, смысловой, стилистический и звуковой отбор слов,
• выбор тропов и фигур речи ( это образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).
7. Запоминание речи 1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия
Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять.
Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.
8. Произнесение речи
Установления контакта оратора с аудиторией
8.1.1 организация внимания со стороны аудитории (проявляется в позах, взглядах, ритмике, жестах, «рабочей» тишине в аудитории)
Поведение оратора (естественное, спокойное, уверенное, визуальный контакт с аудиторией)
Особенности восприятия лектора аудиторией
Восприятие речи оратора (культура речи, невербальное сопровождение речи)
8.2.2 Слушатели – еще и зрители (требования к внешнему виду оратора: одеться просто и прилично, опрятно и аккуратно)
Форма преподнесения материала
8.3.1 Чтение лекции «с листа»
Чтение без обращения к написанной лекции
Чтение с опорой на текст (презентацию)
Умелое произнесение речи (постановка логических ударений, интонирование, дикция, темп произнесения).
Литература
1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 544 с. – Гл.5.
2. Десяева, Н. Д. Культура речи педагога: учеб. пособие для вузов / Н.Д. Десяева. – М.: Академия, 2003. – 189 с.
3. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. – М.: Пед. об-во России, 2001. – 479 с. – Гл.2.
4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544 с. – Гл.5.
5. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ.– http://www.gramota.ru/spravka/trudnosti/36_136
6. Ткачев, В. Н. Элементарные способы овладения искусством красноречия / В.Н. Ткачев. – М.: Тип. Россельхозакадении, 2001. – 95 с.