Психологическая готовность ребенка к школе.
Поступление в школу-переломный момент в жизни реб.Отличительная особ-ть положения шк-ка-его учеба явл-ся обязательной,общественно-значимой деят-ю.За нее он несет ответственность перед учи-ем,школой,семьей.Жизнь ученика подчинена системе строгих,одинаковых для всех правил.Ее осн сод-ем становится усвоение З,общих для всех детей.Психологич готовность к шк-такой уровень психологич развития реб,кот-й позволяет ему эффективно преодолевать трудности адаптации и первонача-го обуч-я в школе.Готовность к шк-му обуч-ю предполагает опред-й уровень умств развития,а также сформ-ть необходимых качеств личности.В связи с этим ученые выделяют интеллект и личност готовность реб к обуч-ю в школе.Мотивац-я готовность.Важно знать,есть ли у реб потребность в новой деят-ти,хочет ли он заниматься ею,заинтересован ли он в получении З.Реб не всегда осознает мотивы,побуждающие его стремиться к шк жизни.Эти мотивы можно разделить на две группы:1)желание занять новую позицию-в учении малыш видит деят-ть,кот-я делает его более взрослым,и кот-я оценивается окруж-ми,как общественно-значимая.В большинстве случаев дети приходят в школу любознательными,готовыми к познанию2)связана с внешней атрибутикой:новым видом одежды,ранцем,учебниками и тд.Методика по опред-ю доминирования мотивов Н. И. Гуткиной.Суть:реб ставят в реальную ситуацию выбора—поиграть с игрушками или дослушать незнакомую сказку.Автор методики справедливо полагает,что дети со слабым познават интересом предпочитают игру и,следовательно,выберут ее.Доминирование познавательного мотива должно найти свое выражение в том,что ребенок предпочтет дослушать сказку.Ценность методики закл-ся в том,что ребенок именно на деле,а не на словах осущ-ет выбор.Такая методика исследует именно действующие мотивы.Подчеркивая важность мотивационной готовности ребенка к обучению нужно понимать,что этого для успешного обучения недостаточно.Необходимо учитывать также интеллект готовность реб к шк-му обуч-ю.Но наличие тех или иных конкретных З и У не может служить критерием его готовности к школе.Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в проверке степени развития осн психич ф-й:восприятия,памяти,воли,внимания и тд.Восприятие-при поступлении в школу реб должен уметь устанавливать идентичность предметов и их св-в тому или иному эталону(различать цвета,видеть форму и размер предмета), ребенок должен планомерно обследовать предметы,явл-я,выделять их разнообр-ые св-ва,хорошо ориентироваться в пространстве и t.Внимание-бывает 2-х видов:непроизвольное и произвольное.Для успешной учеб деят-ти необходимо произвольное.Память-для успеш учеб деят-ти необходима произвольная память.Мышление и речь-у дошк-в преобладает наглядно-образное мышление.Реб должен уметь выделять существенное в явл-х окр действит-ти,уметь сравнивать их,видеть сходное и отличное,он должен уметь рассуждать,находить,причины явл-й,делать выводы. Должна быть хорошо развита речь.Реб должен уметь связано, последовательно,понятно описать предмет,картину,события.Дети должны правильно строить предл-я,уметь расчленять слова на звуки,иметь достаточный словарный запас.Вообр-е-должен уметь придумывать рассказ по картинке,нарисовать воображаемую ситуацию.Ряд авторов включает в готовность определение уровня общения ребенка,умение ориентироваться на соц нормы,уметь подчиняться,устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками.Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании БожовичЛ.И.,МорозовойН.Г. и СлавинойЛ.С..Вся жизнь реб на пороге школы,все его стремления и переживания переносятся в сферу шк жизни и связаны с осознанием себя шк-м,поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутр позиция наполняется специфич шк-ми интересами,побуждениями,стремлениями и становится собственно позицией шк-ка.Школа выполняет многообразные ф-и:обучает.воспитывает,социализирует(стихийно,целенаправленно).Реб,попав в школу,обретает новые факторы,влияющие на отн-я реб к себе,к школе,на статус реб в классе,дома.В его сознании появл-ся не только имя,но и фамилия,кличка,новые значения обретает фигура,двигательные У.Перестраивается мотивационно-потребностная сфера,важное место в ней занимает притязание на признание со стороны взрослых и сверстников,появляются обязанности.Уч-ль–самый значимый взрослый для реб в начале учебы в школе,и наличие таких качеств как усидчивость,самоконтроль,самооценка,воспитанность приводит к тому,что уч-ль принимает уч-ка,удовлетворяет его притязания ни признание.Если эти качества не сформированы–возможна дезадаптация реб.Шк-я дезадаптация–невозможность обучения и адекватного взаимодействия реб с окружением в рамках конкретного ОУ.Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.Задача уч-ля(и психолога) найти возможности поощрять слабых уч-ов за достижения(за улучшения),дети должны получать положительные эмоции от школы,должны чувствовать свою нужность,ответственность.Интерес к учебе и успехам реб(а не контроль за учебой)со стороны уч-ей и родителей улучшает успеваемость.Психологич готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем характеристикам может установить только комплексное психодиагностическое исследование.Оно может быть осуществлено психологами,совместно с уч-ми и воспитателями.Данная задача должна решаться работниками школьной психологич службы.Методика"Рисование по точкам",или"Образец и правило",А.Л. Венгера предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований.В данной методике реб должен осущ-ть заданное правило и одноt ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.Методика может применяться для 6-8летних ребят.Обследование проводится с группой детей. Желательно,чтобы кол-во чел0к в группе не превышало 15.Методика состоит из 6 задач,каждая из кот-х помещается на отдельном листе спец книжечки,выдаваемой испытуемому.На каждом листе книжечки слева нарисован образец,а справа нанесены (.),представляющие собой крестики,кружочки и треугольники.Следуя заданному правилу(не проводить линию м/у 2мя одинаковыми (.)), реб должен, соединяя эти (.) карандашом,воспроизвести фигуру-образец,изображенную на том же листе слева от (.).Задания отличаются одно от другого формой образца и расположением (.).Образцами в задачах №1и5 служат неправильные треугольники,в задаче №2—неправильная трапеция,в задаче №3—ромб,в задаче №4—квадрат и в задаче №6—четырех лучевая звезда.Чтобы правильно выполнить задание, реб должен ориентироваться одноt на две системы отношений м/у (.)1)на пространственные отношения(определяемые образцом)2)на отношения,определяемые правилом соединения "точек".