Динамика оценки «Я – настоящее» у учителей с разным стажем трудовой деятельности
Группа качеств | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | Среднее |
Интра- | 12,8 | 11,5 | 11,7 | 12,0 |
Интер- | 13,3 | 13,5 | 14,8 | 13,9 |
Мета- | 19,4 | 19,3 | 19,0 | 19,2 |
Таблица 12
Динамика оценки «Я – идеал» у учителей с разным стажем трудовой деятельности
Группа качеств | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | Среднее |
Интра- | 12,3 | 11,9 | 12,2 | 12,1 |
Интер- | 14,7 | 15,3 | 16,5 | 15,5 |
Мета- | 19,3 | 18,9 | 18,8 | 19,0 |
Таблица 13
Динамика оценки коллег по работе у учителей с разным стажем трудовой деятельности
Группа качеств | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | Среднее |
Интра- | 12,2 | 12,6 | 13,3 | 12,7 |
Интер- | 13,8 | 14,0 | 15,0 | 14,3 |
Мета- | 19,3 | 18,2 | 17,7 | 18,4 |
Таблица 14
Динамика ожидаемой оценки от коллег по работе у учителей
С разным стажем трудовой деятельности
Группа качеств | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | Среднее |
Интра- | 12,1 | 12,1 | 12,3 | 12,2 |
Интер- | 14,5 | 13,9 | 14,1 | 14,2 |
Мета- | 18,6 | 18,8 | 18,6 | 18,7 |
Наименьший рейтинг «в идеальном ряду» у первой группы педагогов получили такие качества, как примерность и самобытность, во второй и третьей группах сюда были отнесены «самобытность» и «способность оказывать воздействие».
Практически не изменился рейтинг качеств и при оценивании своих коллег по работе, и при попытке представить ожидаемые оценки от своих коллег. Все это может свидетельствовать о слабой дифференцированности профессионально значимых качеств в сознании педагогов и о неизменности сложившихся стереотипов во время работы по профессии. Это может быть объяснено тем фактом, что для учителя более важной профессиональной задачей является оценка ученика, в то время как потребности в своей оценке учителя, особенно находящиеся на позициях «субъект-объектных» отношений, не испытывают. Рассмотрение общей динамики выделенных оценок по группам свидетельствует о том, что, несмотря на преимущественный рейтинг интра-качеств у всей группы испытуемых, по мере приобретения учителями опыта работы, наблюдается постепенное снижение рейтинга интра- и интеркачеств с тенденцией роста метакачеств. Это ведет, в конце концов, к сближению значимости всех профессионально важных качеств и является подтверждением того, что невозможно выделить преобладающий универсальный набор компонентов, обеспечивающих успешность в педагогической профессии.
Таблица 15
Средние показатели корреляционных связей
Между составляющими компонентами самооценки
У учителей с разным стажем трудовой деятельности
Проведение корреляционного анализа позволило установить определенные тенденции, происходящие в самооценке учителя по мере увеличения стажа педагогической деятельности (табл. 15 – 17). Так, ярко выражена тенденция сближения оценки «Я – идеал» с другими видами оценки: «Я – настоящее», «Оценка коллег» и «Ожидаемая оценка». Это может быть интерпретировано, с одной стороны, как снижение уровня идеалов и их коррекция самой педагогической реальностью, а с другой – как рост уровня самооценки, повышение активности и уверенности в своих силах.
Таблица 16
Взаимосвязь оценок «Я – настоящее» и «Я – идеал»
На разных этапах педагогической деятельности
Группа качеств | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет |
Интра- Интер- Мета- | 0,34 0,76 0,69 | 0,38 0,78 0,74 | 0,81 0,89 0,74 |
В среднем | 0,60 | 0,63 | 0,81 |
Таблица 17
Взаимосвязь оценок «Я – настоящее» и «Оценка коллег»