Критерии безопасности образовательной среды для первоклассников.

Безопасность – определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Психологическая безопасность является одной из составляющих безопасности и как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами.

Права и обязанности участников образовательного процесса определяются законодательством Российской Федерации, в частности Конституцией РФ, ФЗ, Законом «Об образовании», Международными документами: Конвенцией о правах ребенка, Рекомендациями о положении учителей (05.10.66) специальной межправительственной конференции по вопросу о статусе учителей ЮНЕСКО, уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

«Опасность» – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субьективных факторов, обладающих поражающими свойствами.

Главные гарантии государства, обеспечивающие полноценное индивидуальное развитие всех субъектов образовательной деятельности, нацелены на обеспечение комплекса условий, постоянный рост уровня их качества. Интегрирующим показателем качества условий, гарантирующих полноценное индивидуальное развитие всех субъектов образовательной деятельности, может выступать БЕЗОПАСНОСТЬ.

Безопасность образовательного пространства обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, служб безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья молодежи.

Показателем уровня безопасности образовательного пространства выступает ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ, комплексно учитывающий все факторы, влияющие на состояние образовательной среды, необходимые условия и гарантии индивидуального развития обучаемого.

Среди основных норм, существующих и определяющих минимальные требования к качеству условий и регламентации организации образовательного процесса в образовательной организации, являются требования СанПиНов, аккредитационные требования, требования к квалификационным характеристикам педагогических работников. Заметим, что последние определяют профессиональные компетентности по рассматриваемому фактору в следующей формулировке:

«…навыки психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.».

В должностных обязанностях директора образовательной организации:

«…обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке».

В должностных обязанностях преподавателя: «Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемых дисциплин, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса»

В должностных обязанностях социального педагога:

«…Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Должен знать: педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены».

Таким образом, существующими нормами, регламентирующими организацию образовательного процесса, и уровень профессиональной компетентности педагогических работников, обеспечивающих условия их достижения, являются современные механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов, качество условий организации образовательного процесса, здоровьесбережение участников образовательного процесса.

Наши рекомендации