Пример урока проверки и коррекции знаний, навыков и умений

География.

Тема. «Африка».

Цель дидактическая. Проверка и коррекция знаний, навыков и умений учащихся по теме.

Цель воспитательная. Воспитание чувства интернационализма на основе раскрытия истоков дружбы народов СССР и Африки.

Оборудование. Физическая и климатическая карта Африки. Зоогеографическая и фитогеографическая карта мира.

Ход урока

I. Проверка знания учащимися фактического материала. Письменная работа. 1-й вариант. Назвать основные природные зоны Африки. Дать физико-географическую характеристику каж­дой зоны. 2-й вариант. Описать климатические пояса Африки. Дать краткую характеристику каждого пояса.

II. Проверка осмысления теоретических знаний учащимися — на основе устного опроса. Вопросы: 1. Каковы причины большого количества осадков в экваториальной части Африки? 2. Каковы причины образования пустынь в Северной и Южной Африке?

3. Известно, что в Восточной и Западной Европе с приближением стран к Атлантическому океану количество осадков возрастает, в Африке эта закономерность не наблюдается: пустыня Сахара и пустыня Намиб даже возле побережья отличаются сухостью. Чем это можно объяснить?

III. Применение знаний в нестандартных условиях. Практиче­ская работа по картам. Задание: пользуясь картами, дать (устно) сравнительную характеристику пустынь Сахары и Калахари. Чем объясняются сходные и различные особенности их природы?

IV. Итоги урока. 1. Общая характеристика знаний учащихся, определение положительных особенностей и недостатков. 2. Со­общение оценок учащимся за ответы и выполненные задания.

V. Задание на дом. Составить сравнительную таблицу особен­ностей природы Африки, пользуясь картами Западной и Восточ­ной Африки.

4. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК

Комбинированный урок имеет две или несколько равных по своему значению образовательных целей. Например: проверка ра­нее усвоенных знаний и усвоение новых, обобщение и системати­зация знаний и усвоение навыков и умений, проверка знаний, на­выков и умений и применение их на практике в нестандартных си­туациях. Таких комбинаций может быть много.

Может ли комбинированный урок охватить все основные дидак­тические цели? Теоретически такое комбинирование возможно, но практически даже в условиях сдвоенных уроков трудно достичь

всех дидактических целей. Исключением являются начальные классы, где объем программного материала на каждый урок срав­нительно небольшой и основное внимание обращается на усвоение учащимися первичных учебных навыков и умений, которые необхо­димы для успешного обучения в последующих классах. В началь­ных классах во многих случаях основные дидактические цели сли­ваются в единый учебно-воспитательный процесс. Например, читая рассказ «Синие листья», учащиеся получают знания о некоторых нормах поведения, совершенствуют навыки чтения, обобщают по­лученные на прежних уроках знания и т. п. Однако такие всесто­ронние комбинации и здесь возможны не всегда. В других случаях на уроках в начальных классах сочетаются две дидактические це­ли, а при изучении, например, природоведения может быть и одна: усвоение новых знаний или усвоение навыков и умений.

В средних классах комбинированные уроки проводятся сравни­тельно редко, в старших — как исключение. Иногда трудно рас­членить изучение темы на уроки различных типов, и усвоение ново­го материала сливается с применением, обобщением и системати­зацией знаний. Но в большинстве случаев даже на таком уроке можно четко выделить основную цель (например, усвоение нового понятия), все другие являются дополнительными или вспомога­тельными. По этой основной цели мы и определяем тип урока и его структуру.

Если планируется проведение комбинированного урока, необхо­димо четко установить, какие типы уроков и их структурные эле­менты комбинируются. При этом одни из этапов могут выпадать из структуры комбинированного урока, другие — объединяться или совершенствоваться. Важно при этом учесть, что изменяться могут отдельные этапы комбинированного урока, но сама идея и законо­мерности процесса, происходящего на уроке того или иного типа, остаются неизменными.

Таким образом, в отличие от традиционной структуры комбини­рованного урока мы можем применить различные комбинации структурных элементов известных нам типов уроков. Например, урок проверки ранее усвоенного материала и усвоения новых зна­ний (две дидактические цели) может иметь следующую примерную структуру:

1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания прак­тического характера: а) проверка наличия, правильности, полноты и аккуратности выполнения; б) содержание и результаты выпол­ненных заданий проверяются методом чтения числовых результа­тов или взаиморецензирование.

2. Проверка ранее усвоенных знаний: а) методом фронтальной беседы; б) методом индивидуального устного опроса или кратковременной письменной работы с тестовыми заданиями.

3. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.

4. Восприятие и осмысление учащимися нового учебного мате­риала.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Комбинированный урок, цель которого — усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике в измененных ус­ловиях, может иметь следующую примерную структуру:

1. Воспроизведение опорных знаний, навыков и умений (пред­варительные, или подготовительные задания).

2. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.

3. Изучение нового материала (правила, закона), его восприя­тие, осознание и осмысление (вводные задания).

4. Первичное применение приобретенных знаний (пробные уп­ражнения).

5. Усвоение навыков и умений на готовом материале (трениро­вочные упражнения по образцу, инструкции, заданию).

6. Усвоение обобщенных умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях (творческие задания).

7. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и умений, проверка результатов выполненных заданий.

8. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Вполне понятно, что эта структура может охватить не один, а 2—3 урока или сдвоенный урок языка, математики, химии.

Наши рекомендации