Пример урока проверки и коррекции знаний, навыков и умений
География.
Тема. «Африка».
Цель дидактическая. Проверка и коррекция знаний, навыков и умений учащихся по теме.
Цель воспитательная. Воспитание чувства интернационализма на основе раскрытия истоков дружбы народов СССР и Африки.
Оборудование. Физическая и климатическая карта Африки. Зоогеографическая и фитогеографическая карта мира.
Ход урока
I. Проверка знания учащимися фактического материала. Письменная работа. 1-й вариант. Назвать основные природные зоны Африки. Дать физико-географическую характеристику каждой зоны. 2-й вариант. Описать климатические пояса Африки. Дать краткую характеристику каждого пояса.
II. Проверка осмысления теоретических знаний учащимися — на основе устного опроса. Вопросы: 1. Каковы причины большого количества осадков в экваториальной части Африки? 2. Каковы причины образования пустынь в Северной и Южной Африке?
3. Известно, что в Восточной и Западной Европе с приближением стран к Атлантическому океану количество осадков возрастает, в Африке эта закономерность не наблюдается: пустыня Сахара и пустыня Намиб даже возле побережья отличаются сухостью. Чем это можно объяснить?
III. Применение знаний в нестандартных условиях. Практическая работа по картам. Задание: пользуясь картами, дать (устно) сравнительную характеристику пустынь Сахары и Калахари. Чем объясняются сходные и различные особенности их природы?
IV. Итоги урока. 1. Общая характеристика знаний учащихся, определение положительных особенностей и недостатков. 2. Сообщение оценок учащимся за ответы и выполненные задания.
V. Задание на дом. Составить сравнительную таблицу особенностей природы Африки, пользуясь картами Западной и Восточной Африки.
4. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК
Комбинированный урок имеет две или несколько равных по своему значению образовательных целей. Например: проверка ранее усвоенных знаний и усвоение новых, обобщение и систематизация знаний и усвоение навыков и умений, проверка знаний, навыков и умений и применение их на практике в нестандартных ситуациях. Таких комбинаций может быть много.
Может ли комбинированный урок охватить все основные дидактические цели? Теоретически такое комбинирование возможно, но практически даже в условиях сдвоенных уроков трудно достичь
всех дидактических целей. Исключением являются начальные классы, где объем программного материала на каждый урок сравнительно небольшой и основное внимание обращается на усвоение учащимися первичных учебных навыков и умений, которые необходимы для успешного обучения в последующих классах. В начальных классах во многих случаях основные дидактические цели сливаются в единый учебно-воспитательный процесс. Например, читая рассказ «Синие листья», учащиеся получают знания о некоторых нормах поведения, совершенствуют навыки чтения, обобщают полученные на прежних уроках знания и т. п. Однако такие всесторонние комбинации и здесь возможны не всегда. В других случаях на уроках в начальных классах сочетаются две дидактические цели, а при изучении, например, природоведения может быть и одна: усвоение новых знаний или усвоение навыков и умений.
В средних классах комбинированные уроки проводятся сравнительно редко, в старших — как исключение. Иногда трудно расчленить изучение темы на уроки различных типов, и усвоение нового материала сливается с применением, обобщением и систематизацией знаний. Но в большинстве случаев даже на таком уроке можно четко выделить основную цель (например, усвоение нового понятия), все другие являются дополнительными или вспомогательными. По этой основной цели мы и определяем тип урока и его структуру.
Если планируется проведение комбинированного урока, необходимо четко установить, какие типы уроков и их структурные элементы комбинируются. При этом одни из этапов могут выпадать из структуры комбинированного урока, другие — объединяться или совершенствоваться. Важно при этом учесть, что изменяться могут отдельные этапы комбинированного урока, но сама идея и закономерности процесса, происходящего на уроке того или иного типа, остаются неизменными.
Таким образом, в отличие от традиционной структуры комбинированного урока мы можем применить различные комбинации структурных элементов известных нам типов уроков. Например, урок проверки ранее усвоенного материала и усвоения новых знаний (две дидактические цели) может иметь следующую примерную структуру:
1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера: а) проверка наличия, правильности, полноты и аккуратности выполнения; б) содержание и результаты выполненных заданий проверяются методом чтения числовых результатов или взаиморецензирование.
2. Проверка ранее усвоенных знаний: а) методом фронтальной беседы; б) методом индивидуального устного опроса или кратковременной письменной работы с тестовыми заданиями.
3. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.
4. Восприятие и осмысление учащимися нового учебного материала.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Комбинированный урок, цель которого — усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике в измененных условиях, может иметь следующую примерную структуру:
1. Воспроизведение опорных знаний, навыков и умений (предварительные, или подготовительные задания).
2. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.
3. Изучение нового материала (правила, закона), его восприятие, осознание и осмысление (вводные задания).
4. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).
5. Усвоение навыков и умений на готовом материале (тренировочные упражнения по образцу, инструкции, заданию).
6. Усвоение обобщенных умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях (творческие задания).
7. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и умений, проверка результатов выполненных заданий.
8. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Вполне понятно, что эта структура может охватить не один, а 2—3 урока или сдвоенный урок языка, математики, химии.