Физическое воспитание и охрана здоровья школьников.

Понятие о физическом воспитании. Сущность физического воспитания и его содержание. Задачи и средства физического воспитания школьников. Понятие здорового образа жизни. Содержание антиалкогольного антиникотинового воспитания. Показатели физической воспитанности учащихся.

Коллектив как средство воспитания

Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Формирование личности в коллективе — ведущая идея гуманистической педагогики. Существенные признаки коллектива и его функции. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Педагогическое руководство коллективом. Концепция коллективного воспитания в современных условиях.

Семья и школа

Семья как социальный воспитательный коллектив. Общественно значимые функции семьи. Педагогические основы работы школы с семьей в современных условиях. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся, их характеристика. Педагогическое просвещение родителей.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Дидактика

Понятийный аппарат:дидактика как отрасль педагогической науки, предмет дидактики, основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение. Понятие о дидактике как теории образования и обучения. Дидактические системы. Фундаментальная научная разработка дидактики чешских педагогом Я.А.Коменским. Вклад в разработку дидактики известных педагогов: И.Г.Песталоцци, И.Герберта, К.Д.Ушинского, отечественных дидактов — М.А.Данилова, Н.П.Груздева, Б.П.Осипова, Л.З.Занкова, М.Н.Окаткина, Н.А.Менчинской, Ю.К.Бабанского и др. Основные проблемы дидактики. Ее понятия (категории), их краткая характеристика.

Сущности процесса обучения

Понятийный аппарат:процесс обучения, обучение, существенные признаки процесса обучения.

Роль обучения в личностном развитии человека, проблема соотношения обучения и развития. Сущность процесса обучения, его признаки. Философские и психологические основы обучения. Функции и особенности процесса обучения. Структура процесса обучения. Системы и виды обучения.

Закономерности и принципы обучения

Понятийный аппарат:закономерность, принципы обучения, правила обучения.

Общее понятие о закономерностях и принципах обучения. Характеристика принципов, имеющих общее методологическое значение: принцип гуманизации, принцип целостности, принцип демократизации, принцип культуросообразности. Классические принципы: принцип активности и сознательности, принцип научности, принцип связи учебного процесса с жизнью, с социокультурной средой, принцип систематичности, последовательности, наглядности, индивидуализации и дифференциации. Принципы гуманной педагогики: принцип диалогизма, принцип создания ситуации успеха и др.

Содержание образования

Понятийный аппарат:содержание образования, теории формального и машинального образования, общее среднее образование, элементы содержания образования, государственный образовательный стандарт, учебные планы, программы и учебники.

Понятие о содержании образования. Факторы, его определяющие. Общие требования к содержанию образования. Теории формального и материального образования. Основные элемента содержания образования: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционального ценностного отношения к людям, к миру и самому себе. Государственный образовательный стандарт. Учебные планы, образовательные программы, принципы их построения. Учебники начальных классов, их специфика, вариативность. Педагогические требования к учебникам. Основные тенденции реорганизации содержания школьного образования.

Методы обучения

Понятийный аппарат:метод обучения, прием, средство, классификации методов обучения.

Понятие о методе обучения. Прием и средство обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику знаний, по характеру познавательной, деятельности, по дидактической цели, по месту в структуре деятельности. Выбор методов обучения. Активные и интенсивные методы обучения. Средства обучения: простые и сложные. Компьютер в обучении.

Наши рекомендации