Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться отдельными словами.
На этом этапе вам следует выбрать 4-5 слов, которым вам бы хотелось обучить малыша. Когда он освоит эти слова, вы введете новые. Однако какими же должны быть эти слова?
Сначала решите, каким частям речи следует учить ребенка. Еще раз обратитесь к тем категориям слов, которые указаны в проверочном листе 3.3. Естественно, вам хочется, чтобы малыш научился пользоваться словами разных типов. И все же, с чего начать?
В проверочных листах отражен примерный порядок введения новых категорий слов, но мы не рекомендуем вам пытаться полностью охватить какую-то одну категорию, и только потом переходить к следующей. Представить себе, каким должен быть процесс освоения слов разных категорий, вам поможет приведенная ниже ступенчатая диаграмма.
Диаграмма, отражающая процесс освоения ребенком
одиночных слов***
Слова, обозначающие просьбу повторить | |||||
Слова, определяющие местоположение ¦ | |||||
Слова, обозначающие действия ¦ | |||||
Слова отрицания ¦ | |||||
Наименования предметов, имена людей | |||||
---------------------------------------------------------
*** В отечественной литературе отмечается такая последовательность усвоения детьми слов разных типов: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова (предлоги - позже всех). Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", М. Просвещение, 1990. Прим. переводчика.
Обычно началу процесса освоения слов соответствует нижний левый угол лесенки. Малыш осваивает несколько существительных и первое слово отрицания "нет". Затем, продолжая узнавать новые существительные и отрицания, он начинает осваивать слова, обозначающие действия. Чуть позже - некоторые слова, обозначающие местоположение, совершенствуясь при этом в использовании слов трех первых категорий. На последнем этапе вводятся слова, которые используются в просьбе повторить что-то еще раз. Проходит некоторое время, и малыш оказывается на последней ступеньке. Это значит, что он освоил самые разные слова всех пяти категорий.
В действительности, лишь очень немногие дети точно следуют этой модели. Пусть вас не озадачивает возможность полного несоответствия процесса освоения слов вашим малышом приведенной выше диаграмме. Эта диаграмма, тем не менее, может послужить хорошим подспорьем при выборе новых задач. Если ваш ребенок уже научился пользоваться определенным количеством слов, постарайтесь не только развивать его навыки, двигаясь вверх по диаграмме, но подумайте также о том, как заполнить обнаруженные пробелы. Если малыш только-только начинает говорить, отправляйтесь в путь с левого нижнего угла - с нескольких наименований предметов и слова "нет", а затем постепенно вводите больше слов других категорий, одновременно увеличивая число слов, относящихся к категориям, с которыми он уже поработал.
Когда вы решите, какими частями речи заниматься, вам останется выбрать конкретные слова. Здесь необходимо учитывать, какие слова малыш понимает, какие слова ему нужны и какие он хочет произносить, то есть, это должны быть слова, имеющие отношение к предметам, которые он любит, к действиям, которые ему нравятся и которые, в конце концов, могут стать частью его повседневной жизни. Особенно на первых этапах старайтесь выбирать такие существительные и глаголы, которые малыш может прочувствовать самым непосредственным образом. Это должны быть наименования предметов, которые находятся рядом, так чтобы малыш мог их потрогать. Если это действия, то они должны быть такими, которые он может произвести сам, а не такими, которые нужно ему показывать и т.д. Ориентируйтесь на интересы ребенка, и вы не ошибетесь!