Тема 7.3 Методы организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования по формированию социальных компетенций детей и молодежи
(лекция)
Вопросы для изучения:
1. Формирование социальных компетенций обучающихся в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования.
2. Массовые формы воспитательной работы: культурно-досуговые, просветительские, рекреационные, образовательно-воспитательные занятия и показательные выступления (конкурсы, фестивали, вечера отдыха, научные и читательские конференции, дискуссии, массовые игры, соревнования и др.).
3. Формы воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью в учреждении дополнительного образования по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной. Формы воспитательной работы на основе метода воспитательного воздействия: словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы; практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.; наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.
4. Технологии организации социально значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Учебные задания по теме УСР:
Модуль 1. Подготовка презентации деятельности учреждения дополнительного образования г. Минска (на выбор студента) по социальному воспитанию детей и молодёжи.
Модуль 2. На основании изученной литературы по теме, разработать предложения по оптимизации процесса формирования социальных компетенций обучающихся в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования.
Модуль 3. Подготовка сценарного плана воспитательного мероприятия в учреждении дополнительного образования (на выбор студента); подготовка видеоотчетов с волонтерских акций.
Форма контроля: защита творческих работ.
Литература:
Основная: [2], [4].
Дополнительная: [3], [6], [7].
Тема 10. Образовательные функции школы и задачи
социального воспитания (семинар)
Вопросы для изучения:
1. Образовательное пространство учреждения образования как фактор формирования и развития социальных компетенций учащихся.
2. Принципы организации образовательного пространства, стимулирующего формирование социальных компетенций учащихся.
3. Школа как институт формального образования. Особенности школьного неформального образования.
4. Роль школьного образования в формировании социально-личностных компетенций учащихся. Решение школой задач стимулирования самообразования.
5. Разработка методики обеспечивающей активность школьников в образовательном процессе.
Учебные задания по теме УСР:
Модуль 1. Подготовка конспекта по теме.
Модуль 2. Подготовка реферат на тему «Образовательное пространство учреждения образования как фактор формирования и развития социальных компетенций учащихся».
Модуль 3. Разработка методики, обеспечивающей активность школьников в образовательном процессе.
Форма контроля: опрос, защита результатов учебных заданий.
Литература:
Основная: [4], [5].
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для текущей диагностики компетенций студента по учебной дисциплине «Теория и методология социально-педагогической помощи» раздел «Социальное воспитание в учреждениях образования» возможно применение следующего диагностического инструментария:
· письменный опрос;
· устный опрос;
· рейтинговая контрольная работа;
· защита учебных заданий;
· защита творческих заданий.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
1. Социально-педагогическая деятельность как фактор социального воспитания.
2. Цели и задачи современной школы.
3. Школа как субъект социального воспитания.
4. Современная школа как открытое социализирующее пространство.
5. Агенты и механизмы социализации в школьной жизнедеятельности.
6. Функции школы как социально-педагогической системы.
7. Школа как воспитательная организация.
8. Основные характеристики школы как воспитательной организации: философия школы, культура школы, климат школы.
9. Самоуправление и соуправление в современной школе.
10. Субъект-субъектный подход в социальном воспитании.
11. Задачи и функции социального воспитания в современной школе.
12. Локальная воспитательная система современной школы.
13. Условия социального воспитания.
14. Факторы социального воспитания.
15. Принципы социального воспитания в школе.
16. Методы социального воспитания.
17. Основные компоненты воспитательной системы школы.
18. Образовательные функции школы и задачи социального воспитания.
19. Решение школой задач стимулирования самообразования.
20. Организация индивидуального социального опыта в школе.
21. Индивидуальный социальный опыт: понятие, механизмы становления.
22. Быт школы как воспитательной организации.
23. Предметно-пространственная среда школы.
24. Общение как сфера школьной жизнедеятельности. Особенности общения школьников.
25. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра.
26. Организация индивидуальной помощи в школе.
27. Понятие «индивидуальная помощь». Виды индивидуальной помощи в школе.
28. Индивидуальная помощь в ситуациях естественно-культурных затруднений.
29. Организация в школе индивидуальной помощи по преодолению социально-культурных проблем.
30. Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы.
31. Реализация школой индивидуального подхода в социальном воспитании.
32. Сущность, назначение и функции педагогической поддержки.
33. Компетенции педагога, работающего в режиме педагогической поддержки.
34. Класс как субъект социального воспитания.
35. Принципы социального воспитания в школьном классе.
36. Принцип диалогичности социального воспитания в школьном классе.
37. Класс как микрофактор социализации.
38. Класс как социально-психологическая группа.
39. Параметры школьного класса как группы сверстников.
40. Культура школьного класса.
41. Коммуникативное пространство школьного класса.
42. Микроклимат школьного класса.
43. Динамика развития классного коллектива.
44. Этапы развития классного коллектива.
45. Стадии становления классного коллектива.
46. Система и структура воспитательной системы класса.
47. Социализирующие функции класса, способствующие адаптации личности школьников.
48. Социализирующие функции класса, способствующие обособлению личности школьников.
49. Типология школьных классов по социализирующим функциям.
50. Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания.
51. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся.
52. Содержание и пути организации индивидуальной помощи в школьном классе.
53. Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися.
54. Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи.
55. Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников.
56. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи как фактор социализации и воспитательная организация.
57. Педагогические условия формирования личности ребенка в учебно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования.
58. Направления социального воспитания в системе деятельности учреждений дополнительного образования.
59. Формы воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью в учреждениях дополнительного образования.
60. Методика социального воспитания в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.
61. Дошкольное образование как фактор социального воспитания. Цели и задачи дошкольного образования.
62. Виды учреждений дошкольного образования и специфика их социальных функций.
63. Особенности организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Образовательные стандарты дошкольного образования. Учебная программа дошкольного образования.
64. Социализирующая роль воспитателя детского сада.
65. Содержание социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (общая характеристика).
66. Семья как фактор первичной социализации личности в период дошкольного детства. Воспитательный потенциал семьи, его структура и развитие.
тематический план
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество часов | |||
Аудиторные | Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов | ||||
лекции | практические (семинарские) занятия | управляемая самостоятельная работа студентов | |||
Социально-педагогическая деятельность по охране детства | |||||
Охрана детства как функция социально-педагогической деятельности | |||||
Охрана детства в системе международного права. Основные принципы и содержание Конвенции ООН о правах ребенка | |||||
Государственная политика Республики Беларусь в области охраны детства | КР | ||||
Социально-педагогическая деятельность по защите прав детей в Республике Беларусь. Основные права детей в Республике Беларусь | |||||
Насилие как нарушение прав детей на неприкосновенность и безопасность | |||||
Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей в неблагополучных семьях. Основания для лишения родительских прав | |||||
Социально-педагогические и психологические особенности детей, нуждающихся в государственной защите | КР | ||||
Социально-правовые аспекты охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||
Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||
Нормативно-правовые аспекты организации и функционирования замещающих семей | КР | ||||
Место и роль социального педагога в системе охраны прав детей |
тематический план