I. Организационный момент. П. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса
П. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. 1П. Логопедическая часть занятия:
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т] и написания букв п, т. _
2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений.
3. Совершенствование оптико-пространственныхпредставлений, навыкованализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза. IV. Лексико-грамматическая часть занятия:
1. Работа сдеформированными предложениями по графическому образцу.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление в памяти названийзимующих птиц; введение в словарь прилагательных. 5. Итог занятия.
Ходзанятия
I. Организационный момент
II. Развитие зрительного восприятия и гнозиса
Используется материал игры «Разбежались кто — куда» (варианты 1, 2) (рис. 24). Логопед предлагает детям распределить одинаковые по величине изображения предметов, которые в реальности различаются своими размерами. Подобрав правильный порядок картинок, дети выделяют из названий предметов первые звуки, буквами записывают их в тетрадь.
Например.
Даны картинки — якорь, лампочка, самокат, ракета, вишня. Дети выясняют, что правильный порядок слов таков: ракета (она самая большая), якорь, самокат, лампочка, вишня. Дети называют первые звуки в этих словах: [р], [й'а], [с], [л], [в1]), а в тетрадь записывают буквы: р, я, с, л, в.
Далее используется второй вариант игры (рис. 25).
III. Логопедическая часть занятия
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков(п), (т) инаписания бук» п, т
— Что общего есть у звуков [п], [т]? (Это глухие согласные, они могут быть твердыми и мягкими)
— В чем же их различие? (звук [п] произносится с помощью губ, а звук [т] с помощью языка, поднимающегося к твердому нёбу)
— Что общего у букв п, т? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)
— Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (третий элемент — «крючок», смотрящий вверх влево)
2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений
Логопед раздает карточки с игрой «Прочитай названия» («Павлин») (рис. 26).
— Кто изображен на карточке? (павлин) Павлин — это кто? (птица жарких стран)
— Прочитайте названия птиц, найдите те, в состав которых входят буквы п, т. Те названия, которые не включают в свой состав буквы п, т — зачеркивайте. ',
— Какие слова включают в свой состав буквы п, т? (дети перечисляют) |
— Запишите эти названия, подчеркните буквы п, т. Букву п — одной чертой," букву т — двумя, так как у нее больше элементов.
Дети записывают: павлин, клёст, попугай, аист, цапля, пеликан, альбатрос, стриж, дятел, ласточка. |
3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, навыков анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза
Логопед раздает карточки. . ,*-••*.>:
Лю бит Пе тя ри со вать. Хо ро шо э то у не го по лу ча ет ся. Как-то на ри со вал Пе тя пе ту ха. Не ус пел о гля нуть ся, как пе тух о жил. Ветре пе нул ся пе тух и гром ко за ку ка ре кал. Оч нул ся Пе тя, э то сон е му та кой при снил ся.
— На карточке, которая лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в тексте. Запишите предложения в тетрадь, чтобы получился связный] текст. ( "*' ' " .;*<п•.](;,•! :=•»*
— Подчеркните букву л — одной чертой, букву т — двумя чертами.
VI. Лексико-грамматическая часть занятия •'->.;, »
У. "о Ч -. =
1. Работа с деформированными предложениями
Используется игра «Собери предложения» (рис. 27а, 276).
— Посмотрите на образец, выставленный на доске. Здесь изображены круга со стрелками, направленными в разные стороны. Чем круги отличаются друг от друга? (ответы детей)
— Найдите слова, которые соответствуют первому кругу. Составьте из этих слов предложения.
тг ' 1,г-/л''' Ч1. <л- I".'. >Ш1,/ -.'.ч : .,:ч..,
Например: - ' -(1) К старому дубу подлетел пёстрый дятел.
— Подчеркните слоги с буквой п — одной чертой, с буквой т — двумя чертами, слоги, в которых есть и буква п, и буква т — тремя чертами.
Аналогично работа проводится со всеми словами и предложениями.
(2) Стал он крепким клювом долбить кору дерева.
(3) Под дубовой корой дятел ищет вредных жуков.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление в памяти названий зимующих птиц; введение в словарь прилагательных
Используется игра «Зимующие и перелетные птицы. Зима». (Цветная вклейка.)
— Как вы думаете, дятел — это зимующая птица или перелётная? (зимующая)
— Что означает слово «зимующая»? (ответы детей)
— А теперь поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы».
— На этом круге находится изображение времени года. Что это за время года? (зима) Почему вы так решили? (ответы детей)
— Какое несоответствие есть на рисунке? (дети предлагают варианты ответов: белка рыжая, а не серая)
— В круге есть отверстия для названий птиц, которые зимуют в нашей стране. На лепестках находятся изображения птиц, отберите те из них, которые подходят под название «зимующие птицы».
Дети подбирают лепестки, называют птиц. Лишние лепестки они откладывают (это изображения перелетных птиц).
— Подберите прилагательные к названиям зимующих птиц. Что такое прилагательное? (ответ детей)
Одно прилагательное называют дети сами, а другое — с помощью логопеда. Например.
Сорока — белая, а если у нее длинный хвост, то она ... . (длиннохвостая) Рябчик — пёстрый, а если он живет в дикой природе, то он ... . (дикий) Дятел — хороший, а если он живет в лесу, то он ... . (лесной) Снегирь — толстый, а если у него красная грудка, то он ... . (красногрудый) Воробей — коричневый, а если он прыгает, то он ... . (прыгающий) Клёст — маленький, а если у него кривой клюв, то он ... . (кривоклювый) Синица — маленькая, а если у нее желтое пузо, то она ... . (желтопузая) Голубь — сизый, а если он живет в городе, то он ... . (городской) Ворона — серая, а если у нее громкий голос, то она ... . (громкоголосая)
V. Итог занятия
— Вспомните, каким звукам и буквам было посвящено наше сегодняшнее занятие.
Й класс