Глава 1. агрессивность и жестокоcть межличностных взаимоотношений учащихся в учреждениях образовательной сферы
Список исполнителей
Руководитель НИР
Доктор педагогических
наук, доцент Академической кафедры
методологии и теории
социально-педагогических исследований О.А.Селиванова (реферат, введение, общая редакция)
Соисполнители:
Кандидат психологических
наук, доцент
кафедры общей и социальной психологии Т.С. Шевцова (раздел 1,2, приложения 1,2,3,4)
Кандидат педагогических наук Т.С. Овчинникова (раздел 3,4)
Аннотация
В настоящем проекте представлены варианты построения комплексной системы профилактики межличностной агрессивности учащихся в образовательном учреждении, охарактеризованы, основные направления и этапы ее внедрения, принципы осуществления, специфика профилактической деятельности различных субъектов образовательного процесса (администрация, педагоги, родители, учащиеся).
Приводимые в приложениях материалы могут быть использованы для разработки системы профилактики межличностной агрессивности учащихся на уровне класса, параллели и ОУ в целом. Приложение содержит набор конкретных методик и рекомендаций, актуальных на этапах диагностики, планирования, сопровождения процесса внедрения системы профилактики межличностной агрессивности учащихся и оценки эффективности ее внедрения.
Ключевые слова: межличностные взаимоотношения, агрессия, буллинг, моббинг, хейзинг, субъекты образовательного процесса, комплексная система профилактики.
ВВЕДЕНИЕ
Научная проблема проекта связана с преодолением таких негативных тенденций в сфере образования как агрессивность и жестокость в межличностных отношениях школьников, обеспечением организации образовательного процесса на основах идей гуманности и толерантности.
Практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств остальных учеников класса. Многочисленные исследования показали, что жестокое обращение по отношению друг к другу среди школьников распространены во всех странах. По статистике, в каждой школе в среднем каждый пятый ребенок был или по сей день является жертвой травли, а каждый седьмой когда-либо изводил других.
Впечатляет обвальный рост данного явления в сфере образования. По обобщенным данным отечественных исследователей, в 2006 году насилию (в широком смысле) со стороны одноклассников подверглось 82% школьников в возрасте от 6 до 17 лет. Цифра гигантская, если учесть, что еще в 2000 году она составляла лишь 34 %.
Не обошла эта проблема и наш регион. По данным ИЦ ГУВД области в 2006 г. зарегистрировано 81 преступление, связпанное с жестоким обращением с детьми, что в два раза превышает показатель 2005 г. В 2006-2007 году тюменскую общественность шокировали случаи, произошедшие в школах города: чтобы спастись от своих одноклассниц - разъяренные школьницы избивали девочку и снимали пытки на видео, с восьмого этажа выбросилась 14-летняя школьница 64 школы Наташа Суворова. Через несколько дней жертвой сверстников стала 15-летняя Маша Багаева из 29 школы. Ее также истязали одноклассницы, снимая "акции устрашения" на мобильный телефон.
Повторяющиеся оскорбительные действия в отношении ребенка могут нанести вред его физическому и эмоциональному развитию. Этот вред, однако, наносится не только жертве: сам обидчик, а также свидетели, которые не вмешиваются в ситуацию, могут переживать краткосрочные или долгосрочные последствия. Виктимизация порождает такие серьезные личностные проблемы как тревожность и депрессию, расстройства питания, низкое самоуважение и неудовлетворенность школой, а после ее окончания -застенчивость и недоверие к людям и пр. Проблема заключается и в том, что в группе риска может оказаться практически любой человек (до сих пор не выявлены социально-психологические или иные однозначные диагностические «маркеры» этого явления).
Серьезные опасения вызывают не только отсроченные, но и непосредственные последствия школьной травли. Независимый анализ содержания «блогов» (записных книжек в интернете) вскрыл шокирующие факты – почти треть подростков-старшеклассников желают смерти своим одноклассникам. Травля обычно представляет собой скрытый процесс, и, когда проявления его становятся очевидными, предпринимать какие-либо действия для исправления положения оказывается уже поздно.
Для преодоления названных негативных явлений необходима разработка содержания и процедур качественного мониторинга уровня безопасности среды образовательного учреждения, своевременной диагностики нарастания негативных тенденций в сфере межличностных отношений, социально-педагогического и психологического сопровождения процесса социализации ребенка в образовательном учреждении.
Объектомисследования является образовательный процесс в школе.
Цель работы - разработать комплексную методику профилактики агрессивности и жестокости в межличностных взаимоотношениях субъектов учреждений образовательной сферы.
В процессе работы проводилось диагностическое исследование распространенности различных форм проявления агрессии в межличностных взаимоотношениях школьников г.Тюмени (обследовано 2 248 человек), экспериментальное опробование отдельных элементов методики профилактики в ряде образовательных учреждений города, итоговая оценка эффективности внедренной методики.
В результате исследования была разработана комплексная методика профилактики агрессивности и жестокости в межличностных взаимоотношениях учащихся учреждений образовательной сферы
Основные конструктивные показатели : комплексность.
Степень внедрения в ряде учреждений города начато успешное внедрение отдельных элементов методики.
Эффективность методики определяется комплексным характером предлагаемых мероприятий, затрагивающих всех основных участников образовательного процесса.
Глава 1. агрессивность и жестокоcть межличностных взаимоотношений учащихся в учреждениях образовательной сферы